Сорвать кооперацию: Украина увеличила обстрелы РФ после переговоров Путина и Трампа
Интенсивность обстрелов территории России со стороны ВСУ во II квартале этого года выросла почти на треть. Об этом «Известиям» заявил посол МИД РФ по особым поручениям Родион Мирошник. Количество пострадавших увеличилось на 15–18%, отметил он. Дипломат подчеркивает, что Украина использует террористические методы и стремится создать невыносимые условия для жизни населения. Удары по мирным гражданам нужны Киеву для жесткой реакции России и получения западной помощи, считают эксперты. О том, зачем Киев пытается создать негативный фон перед третьим раундом переговоров, — в материале «Известий».
Почему ВСУ стали чаще обстреливать РФ
Украина значительно активизировала удары по российской территории начиная с конца марта этого года. Интенсивность обстрелов в отдельные периоды во II квартале возросла до 30%, заявил «Известиям» посол по особым поручениям МИД РФ по преступлениям киевского режима Родион Мирошник.
— Мы фиксируем [рост] с начала договоренностей по энергетическому перемирию, — заявил дипломат. — С этого момента мы наблюдаем, что Украина начинает увеличивать интенсивность обстрелов. Как правило, она идет в пределах 10–20%, иногда 25% и 30% в зависимости от периода, — заявил дипломат.
Напомним, что 18 марта президенты РФ и США провели телефонный разговор, во время которого пришли к соглашению о 30-дневном моратории на атаки по энергетической инфраструктуре России и Украины. Глава МИД РФ Сергей Лавров говорил, что Москва строго соблюдает запрет на атаки, в то время как российские объекты продолжают подвергаться ударам. Минобороны России в апреле заявило, что Киев ни на один день не прекращал атаки на энергоинфраструктуру.
Своими действиями Украина демонстрирует полное нежелание урегулировать конфликт, несмотря на заявления о якобы стремлении к миру. Киев использует террористические методы и пытается создать невыносимые условия для жизни населения, отметил Мирошник. Один из треков, который они использовали, — увеличение обстрелов, сказал Мирошник.
— Главная задача — сеять смуту среди гражданского населения, недовольство властью. Они всячески стремятся использовать террористические методы, чтобы начать раскачивать внутреннюю повестку. Но, как показывает опыт, это действует больше в обратном направлении. Возникает больше требований жесткого ответа украинской стороне, — подчеркнул дипломат.
По данным еженедельного мониторинга службы посла по особым поручениям МИД РФ Родиона Мирошника, по объектам гражданской инфраструктуры с января по март было выпущено как минимум 22 тыс. боеприпасов.
— Количество пострадавших выросло на 15–18% в сравнении I квартала и II. В неделю интенсивность обстрелов увеличилась порядка на 300–400 прилетов. Мы фиксировали сначала 1,5–1,6 тыс. в неделю, сейчас это уже 2–2,1 тыс., а иногда 2,2 тыс., — отметил дипломат.
ВСУ применяют для ударов по мирному населению БПЛА, причем бьют не только по приграничным территориям. Например, в результате атаки беспилотников на промышленное предприятие в Ижевске 1 июля есть погибшие и тяжелораненые, сообщил глава Удмуртии Александр Бречалов. Кроме того, украинские боевики используют артиллерийские снаряды калибра 152 и 155 мм, в том числе с кассетной боевой частью, мины и гранаты. Как подчеркивается в мониторингах, подавляющая часть применяемых ВСУ для ударов по гражданскому населению вооружений западного производства.
Киев усиливает обстрелы российской территории, чтобы получить жесткую ответную реакцию России и предъявить ее западным партнерам в качестве аргумента для продления и возобновления программ финансовой и военной помощи. Второй вариант: Киев изначально выстроил противостояние в рамках ассиметричной стратегии — диверсии вместо боевых фронтовых операций, налеты дронов на гражданские цели вместо ударов по военным объектам, борьба не за территории, а за доминирование в информационном поле, заявил в беседе с «Известиями» доцент кафедры политической теории МГИМО МИД РФ Иван Лошкарев.
— Истина, скорее всего, где-то посередине — замысел украинского командования в том, чтобы ассиметричными ударами решать не только военные, но и дипломатические задачи. На фоне обострения на Ближнем Востоке и внутриамериканских политических процессов это неудивительно — украинская проблема в глобальной повестке дня уступила даже конфликту в далекой ДРК, — отметил эксперт.
Интерес к Украине сильно снизился из-за конфликта Израиля и Ирана, а также внутренних проблем в США и ЕС. Как отмечает издание Financial Times, украинские чиновники в приватных беседах с западными лидерами всё чаще призывают к прекращению огня, «над страной нависает угроза ощущения безнадежности».
Как Украина пытается сорвать переговоры
Впервые президенты РФ и США поговорили по телефону 12 февраля. В дальнейшем Владимир Путин и Дональд Трамп контактировали еще четыре раза. Рост обстрелов ВСУ происходит на фоне не только диалога Москвы и Вашингтона, но и возобновления переговоров РФ и Украины в Стамбуле. Впервые за три года делегации двух сторон встретились в Турции 16 мая. Тогда российские переговорщики во главе с помощником президента РФ Владимиром Мединским договорились с украинской делегацией под руководством министра обороны Рустема Умерова об обмене пленными по формуле «1000 на 1000».
Во время второго раунда переговоров в Стамбуле Россия и Украина обменялись меморандумами об урегулировании конфликта и согласовали обмены военнопленными, в том числе тяжелоранеными и моложе 25 лет. Москва передала Украине более 6 тыс. тел солдат ВСУ, взамен получила 78. Также стороны провели несколько обменов пленными. При этом РФ готова отдать еще 3 тыс. тел погибших военных ВСУ — дело за украинской стороной.
Москва готова к третьему раунду переговоров с Киевом, заявил 27 июня после саммита ЕАЭС в Минске Владимир Путин. Президент РФ рассказал, что предметом встречи с Киевом станет именно обсуждение меморандумов двух стран — главы переговорных групп находятся в постоянном контакте и созваниваются друг с другом.
Третий раунд переговоров российской и украинской делегаций состоится, когда будут выполнены все достигнутые ранее гуманитарные договоренности, сообщил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Ранее он говорил, что продвижение процесса мирного урегулирования на Украине зависит от поведения Киева и эффективных посреднических усилий Вашингтона. И хоть спецпредставитель президента США по Украине Кит Келлог 1 июля заявил, что Россия якобы затягивает переговорный процесс, в Кремле подчеркнули: в РФ в первую очередь заинтересованы в том, чтобы добиться достижения поставленных целей спецоперации политико-дипломатическими средствами. «Поэтому мы не заинтересованы в том, чтобы что-то затягивать», — заявил Песков.
Увеличение обстрелов влияет на переговорный фон перед третьим раундом диалога, отметил «Известиям» замдиректора Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов. По его словам, это Киев и его западные покровители не заинтересованы в мирном урегулировании. Поэтому противники мирного пути пытаются сорвать его террористическими актами и вызвать жесткую реакцию России. Стоит отметить, что Великобритания и ЕС продолжают занимать жесткую позицию в отношении Москвы, вводя новые санкции и отказываясь от диалога.
При этом переговорный процесс РФ и Украины за последние недели удалось отделить от обсуждения собственно боевых действий. Осторожный прогресс наблюдается по гуманитарной тематике, хотя и там есть сложности. Поэтому третий раунд переговоров, скорее всего, состоится, но без существенных прорывов по политическим вопросам. Стороны по прежнему не сблизили позиции по ряду ключевых моментов, таких как военно-политические перспективы Украины и признание государственных границ России.
— Сейчас все закладывают определенные ожидания на летнюю кампанию. Россия планирует продвинуться на запад и продолжить освобождение ДНР с перспективой закрепления в части Днепропетровской области. Украина, в свою очередь, надеется удержать под контролем ситуацию в Сумской области и по возможности вернуться к показательным акциям в Белгородской и Курской областях. В зависимости от того, как сторонам удастся реализовать свои планы, будут ближе к осени выстраиваться переговорные процессы, — считает эксперт.
Всё может остаться на уровне гуманитарной проблематики или переговорщики выйдут на обсуждение ключевых политических параметров урегулирования. Иван Лошкарев указывает, что подобный затяжной формат переговоров все-таки лучше, чем его отсутствие, потому что каналы связи с Киевом немногочисленны, а к урегулированию рано или поздно придется подступиться.