Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин назвал игнорирование интересов России причиной украинского кризиса
Мир
В Кремле подтвердили визит Кушнера и Уиткоффа в Москву после согласования дат
Общество
Следствие попросило арестовать завотделением роддома Новокузнецка на два месяца
Мир
СК завершил расследование дела об атаке на Ил-76 с пленными боевиками ВСУ
Мир
МИД РФ выразил протест Британии из-за сотрудника спецслужб под прикрытием
Мир
В Европарламенте предупредили о риске хищения выделенных Украине €90 млрд
Экономика
Россия экспортировала более 1 млн т сахара в 2025 году
Мир
Пашинян попросил Россию о помощи в восстановлении ж/д в Турцию и Азербайджан
Общество
В МВД предупредили о новой схеме мошенников с «зависшими» новогодними подарками
Мир
Захарова констатировала нежелание Запада восстановить мир на Украине
Авто
Россияне стали чаще обращаться в автосервисы в ожидании роста цен
Мир
В Госдуме допустили возможное усиление давления Трампа на Украину
Мир
Корабль с экипажем Crew-11 приводнился у побережья Калифорнии
Политика
Путин заявил о солидарности РФ с намерением Кубы отстаивать свой суверенитет
Общество
Уголовное дело возбудили после хлопка в здании учебного центра МВД в Сыктывкаре
Армия
Средства ПВО сбили 34 украинских дрона над территорией России
Общество
Осужденный за мошенничество бизнесмен Батурин вышел на свободу

Российско-американские горки

Эксперт «Валдая» Андрей Кортунов — о смягчении санкций США в отношении «Пакш-2» и перспективах диалога Москвы и Вашингтона
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Как недавно сообщил министр иностранных дел и внешнеэкономических связей Венгрии Петер Сийярто, Дональд Трамп отменил финансовые санкции против России, мешавшие «Росатому» вести строительство венгерской АЭС «Пакш-2». Хотя введенные администрацией Джо Байдена в конце прошлого года санкции были формально направлены против Москвы, главным пострадавшим в данном случае оказался Будапешт, рассматривавший запуск двух новых мощных энергоблоков в Пакше как важный шаг на пути к обретению национальной энергетической независимости (первые четыре энергоблока были введены в строй еще в советские времена).

Год назад венгерскому руководству ценой больших усилий удалось добиться исключения проекта «Пакш-2» из очередных санкционных списков Европейского союза. Но демократы в Белом доме проявили жесткость и неуступчивость, которую в Будапеште оценили как «политическую вендетту» — наказание венгров за симпатию к республиканцу Трампу. И в этом контексте нынешнюю отмену американских санкций против Газпромбанка следует считать щедрым подарком скорее венгерскому премьер-министру Виктору Орбану, чем российскому президенту Владимиру Путину. Косвенно от решения США выигрывают и французские компании, также участвующие в реализации проекта «Пакш-2».

Тем не менее отмена санкций против Газпромбанка вновь оживила надежды на дальнейшее улучшение отношений между Москвой и Вашингтоном. Тем более в последнее время хороших новостей с американского фронта поступало не так много: Госдепартамент отложил или перенес согласованную ранее очередную встречу по устранению «раздражителей» в двусторонних отношениях, американский президент не проявил энтузиазма в отношении заявленной российской стороной готовности выступить посредником в урегулировании израильско-иранского конфликта, а в последних публичных выступлениях официальных лиц США не раз проскальзывало раздражение в связи с «жесткостью» позиции РФ по украинскому урегулированию.

Можно ли считать последнее решение по Газпромбанку признаком нового витка позитивных сдвигов во взаимодействии Москвы и Вашингтона? Стоит ли ожидать аналогичных решений по другим финансовым институтам России? Будет ли дан старт двусторонним высокотехнологичным проектам России и США? Конечно, хотелось бы ответить на эти вопросы утвердительно, но, как представляется, пока для таких ответов нет достаточных оснований. В Кремле и Белом доме очень по-разному подходят к восстановлению нормальных отношений друг с другом, что не может не сказываться на характере и динамике ведущегося диалога.

Российский подход можно условно обозначить как «системный». Он основан на убежденности в том, что двусторонние отношения великих держав — сложное и многогранное явление и каждая его грань (политическая, военно-стратегическая, экономическая, дипломатическая, гуманитарная и так далее) имеет самостоятельное значение. А значит, чтобы добиться нормализации отношений в целом, нужно двигаться вперед одновременно на всех направлениях, пусть даже это движение неизбежно окажется не слишком быстрым.

Для 47-го президента США внешняя политика представляет цепочку очень часто совершенно не связанных друг с другом «сделок» как с союзниками и друзьями, так и с противниками Соединенных Штатов — с европейскими членами Североатлантического альянса, Мексикой, Канадой, Ираном, Китаем и другими. Для каждого зарубежного партнера Америки имеется свой формат: для Ирана — отказ от ядерных амбиций, для Китая — договоренность по торговым тарифам, для европейских членов НАТО — обязательства нарастить свои оборонные расходы. Добавим, что Трамп нетерпелив и не готов ждать. Эффектные «сделки» нужны ему не к концу второго президентского срока и даже не к промежуточным выборам в ноябре будущего года. Они нужны ему сегодня, в крайнем случае завтра.

От Москвы в Вашингтоне ждут такую же судьбоносную «сделку» в виде договоренности о прекращении вооруженного противостояния России и Украины. Едва ли у Трампа имеется четкое представление о том, каким именно должно выглядеть долгосрочное политическое урегулирование конфликта, а тем более о том, как именно следует строить новую систему безопасности в Европе. Но американскому лидеру нужно во что бы то ни стало добиться хотя бы временного прекращения боевых действий, чтобы на весь мир заявить о своей победе и способности достигать успеха там, где полностью провалился его предшественник демократ Джо Байден.

Поэтому сложная, кропотливая и по определению небыстрая работа по восстановлению полноценного российско-американского взаимодействия не заменит в глазах Дональда Трампа исторической «сделки» по Украине. Тем более что на других направлениях Москва совсем не готова сыграть в поддавки с Вашингтоном, как это недавно сделали, например, европейские партнеры США по НАТО, практически единодушно согласившиеся на доведение своих оборонных расходов к 2035 году до фантастического для мирного времени уровня в 5% от своих ВВП. Или как попыталось подыграть устремлениям Трампа киевское руководство, с легкостью предоставившее все природные ресурсы своей страны в полное распоряжение американского бизнеса.

Не будем забывать и о том, что в своем вполне искреннем стремлении восстановить рабочий диалог с Москвой нынешний хозяин Белого дома пока находится почти в полном одиночестве. Даже для большинства членов его собственной команды характерно в лучшем случае безразлично-отстраненное отношение к России. Она находится явно не на вершине их системы приоритетов. А фундаментальный антироссийский консенсус, сложившийся в Вашингтоне уже много дет назад, никуда не делся. Следует признать, что на данный момент никаких сколько-нибудь серьезных политических или экономических групп давления, лоббирующих очередную российско-американскую «перезагрузку», на политической сцене США не наблюдается.

Давление справа на Дональда Трампа будет продолжаться. Буквально одновременно с принятием решения по Газпромбанку сенатор-республиканец Линдси Грэм в интервью телеканалу ABC News заявил, что президент США якобы уже дал зеленый свет продвижению на Капитолийском холме нового пакета антироссийских санкций, который Грэм анонсирует уже несколько месяцев. Даже если сенатор и выдает желаемое за действительное, успокаиваться российской стороне пока еще явно преждевременно.

Автор — эксперт клуба «Валдай»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир