За бортом: «Витязь» покинул Континентальную хоккейную лигу
Подмосковный хоккейный клуб «Витязь» не выступит в новом сезоне КХЛ. Заявление о приостановке участия было опубликовано на сайте лиги. Для КХЛ не в новинку терять клубы. ХК МВД и «Атлант» не спасали даже выходы в финал, новокузнецкий «Металлург» и «Югра» спускались в ВХЛ, возвращались в родные чемпионаты симпатичные «Медвешчак» и «Слован». Но «Витязь» был в лиге все 17 сезонов, так что прощаться с ним больнее вдвойне. Хотя команда за все эти годы так и не стала популярной, не обросла большой болельщицкой базой, да и внимание нейтральных зрителей не привлекала. О причинах потери очередного клуба КХЛ — в материале «Известий».
«Витязь» долгие годы ассоциировался с командой тафгаев. Идеологом бойцовского клуба был Николай Павлинов. Бывший владелец «Витязя» приглашал известных по обе стороны океана бойцов. Джон Мирасти, Дарси Веро, Джереми Яблонски, Крис Саймон устраивали шоу, получали дисквалификации, но обеспечивали мощный черный пиар. До сих пор самые популярные драки в истории КХЛ связаны с временами бойцовского «Витязя». Исключительно с хоккейной точки зрения это не самые привлекательные годы клуба. Нередко устроенные перформансы напоминали цирковые номера или бои MMA. Ничего общего с хоккеем они не имели. С завершением эпохи Павлинова в «Витязе» закончились и драки — тогда команда сосредоточилась на хоккее и борьбе за плей-офф.
Большой славы ей это не принесло. Внимание к «Витязю» однозначно снизилось. А еще мешала миграция по Подмосковью. Клуб успел сменить три города: Подольск, Чехов и Балашиху. В масштабах региона это сказалось на интересе болельщиков. Со временем «Витязь» попал под крыло СКА по линии генерального спонсора — «Газпрома». Мало того, что команда болталась внизу таблицы, так и еще стоило ей взрастить одного-двух талантливых хоккеистов, как их сразу брали на карандаш в Санкт-Петербурге. Так в СКА оказались Василий Подколзин, Иван Демидов, Петр Кочетков, Захар Бардаков, Александр Самонов — поток игроков двигался в обе стороны, но выгодоприобретателем оставался один клуб.
Со временем армейское влияние становилось меньше, но жизнь «Витязя» не становилась лучше. Сейчас КХЛ потеряла явного аутсайдера «Запада», и со спортивной точки зрения поводов для большой жалости нет. Однако по сравнению с «Сочи» или «Куньлунем» история «Витязя» дольше и богаче. Именно поэтому исчезновение клуба — удар для российского хоккея. Он оставался донельзя самобытным, а прославился своими воспитанниками и тафгаями, которые приезжали в Россию на заработки за бои на льду (в хоккей, к сожалению, многие играли откровенно скверно, но от них этого и не требовалось).
Спасти «Витязь» могла одна крупная компания по производству удобрений, но вкладываться в не самый раскрученный клуб там не захотели. Уж слишком много средств и усилий для этого необходимо. А гарантий результата и уж тем более доходов — никаких. В региональном бюджете же средств на «Витязь» не нашли.
Исчезновение «Витязя» существенно меняет саму структуру КХЛ. Скорее всего, из Восточной конференции в Западную будет переведена «Лада», для которой это значительно осложнит задачу по выходу в плей-офф. А сокращение количества участников до 11 на Востоке облегчит задачу попасть в топ-8 командам этой конференции. Пока непонятно, изменится количество матчей в регулярном чемпионате или те же 68 встреч будут добираться за счет принципиальных противостояний между командами.
После глобальной распродажи в «Витязе» сразу несколько клубов значительно усилили свой состав: Бучельников и Рой отправились в ЦСКА, Дорожко и Заседа — в «Амур», Воробьев и Яровой — в «Спартак», Стюарт — в «Салават Юлаев». Рынок значительно обогатился за счет игроков «Витязя», но при этом несколько хоккеистов из-за этого точно останутся без работы в КХЛ. В лиге стало меньше сразу на 20–25 рабочих мест, а это усиливает конкуренцию.
Для КХЛ снятие «Витязя» — очевидный удар по репутации. Особенно притом что Совет директоров весной утвердил состав участников, и к подмосковному клубу вопросов не было. Но финансовая ситуация резко изменилась в мае — что в таком случае могла сделать лига? Отчисления от спонсоров серьезные, один контракт с крупным букмекером исчисляется несколькими миллиардами рублей, но финансы распределяются между клубами равномерно, а полученные деньги от лиги пока далеко не такие, чтобы на них существовать.

Конечно, «Витязя» будет не хватать. Не потому, что он был каким-то особенным. Просто к нему привыкли. Но сильно грустить никто не будет — кроме, пожалуй, небольшой группы болельщиков команды. Вот их действительно жаль.