Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Россиянки стали чаще претендовать на должности в сфере IT
Происшествия
В Приморье четыре человека были задержаны по подозрению в похищении мужчины
Общество
Россиян начнут предупреждать о рисках зависимости от азартных игр
Армия
Минобороны сообщило о добровольной сдаче украинских военных в плен
Общество
Осужденные за мошенничество по делу Долиной попросили отменить приговор
Общество
Ученые обнаружили в организме единственного насекомого Антарктиды микропластик
Мир
Polsat News сообщил о подготовительной работе Польши по репарациям от России
Мир
CBS News сообщил о готовности США ударить по Ирану с 21 февраля
Политика
Дмитриев указал на выгоду США в случае снятия антироссийских санкций
Спорт
Исламу Махачеву присвоили звание Посла самбо в мире
Общество
Банк России сообщил о популярности механизма самозапретов на кредиты
Мир
Сестра Ким Чен Ына сообщила об усилении охраны границы с Южной Кореей
Общество
В Госдуме предложили расширить право многодетных семей на бесплатные лекарства
Мир
WSJ сообщила о полном выводе войск США из Сирии
Мир
Израиль опроверг задержание Такера Карлсона в Бен-Гурионе
Экономика
В РФ начнут выпускать новые экологичные судовые двигатели
Мир
В Краснодарском крае локализовали возгорание на Ильском НПЗ после атаки ВСУ

Выключить блок

Аналитик ВШЭ — о том, чем предстоящий саммит НАТО будет отличаться от предыдущих и чего ждать России
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

24–25 июня в Гааге пройдет ежегодный саммит Североатлантического альянса с сокращенным графиком, как сообщается, из-за требований президента США. В частности, программой не предусмотрено заседание Совета НАТО по Украине и впервые обходится вопрос возможного членства Киева в альянсе. Обусловлено это тем, что США теряют интерес к украинскому конфликту, всё больше смещая свое внимание на ближневосточные дела и подготовку к противостоянию с Китаем.

В отличие от предыдущих саммитов НАТО с громкими декларациями и широкими инициативами, саммит в Гааге преподносится в западных СМИ как нечто ограниченное в своих амбициях. Об этом свидетельствует не только сокращение количества официальных сессий, но и укороченный вариант коммюнике, который должен быть выпущен по итогам встречи. Признают это в частном порядке и отдельные европейские должностные лица.

Ключевыми темами повестки дня, как и всегда, станут вопросы, связанные с так называемым сдерживанием и обороной. Несомненно и то, что европейские лидеры поднимут вопрос будущей поддержки Украины, но делать это будут очень аккуратно, чтобы избежать публичных разногласий с Трампом. С 2022 года страны НАТО предоставили режиму в Киеве 99% всей полученной им военной помощи, и в этом году им предстоит для себя выяснить, как будет распределено то бремя, которое достанется с дистанцированием Соединенных Штатов. Для беспокойства есть все основания — финансирование, одобренное конгрессом США для Украины, истекает уже в конце этого лета.

Пока в Европе будут настаивать на важности сохранения евроатлантического единства по Украине, Трамп как небольшой поклонник международных организаций намерен получить в качестве главного блюда в меню обязательство европейских союзников увеличить расходы на оборону до 5% ВВП. В этом вопросе американский лидер абсолютно последователен начиная еще с первого президентского срока.

Некоторые из государств-членов уже увеличили свои расходы на оборону до 5% ВВП, большинство этих стран расположены в непосредственной близости от России. Речь идет о Польше (4,12% ВВП), Эстонии (3,43%) и Латвии (3,15%). При этом есть те, кто не готов идти на подобные жертвы и до сих пор не достиг обязательной планки по расходам в размере 2% ВВП, установленной в 2014 году на саммите в Уэльсе. К числу государств, не сумевших выполнить целевой показатель, относятся Испания (1,28%), Люксембург (1,29%), Словения (1,29%), Бельгия (1,3%), Канада (1,37%), Италия (1,49%), Португалия (1,55%) и Хорватия (1,81%).

Тем не менее любое сопротивление изначально обречено на провал. Скорее, на саммите всеми участниками будет достигнута компромиссная формула, предложенная генсеком Рютте, чтобы избежать открытого конфликта с Соединенными Штатами. Такая формула предполагает до 3,5% ВВП на прямые расходы на оборону и 1,5% — косвенно за счет инвестиций в инфраструктуру и кибербезопасность. Некоторые серьезные уступки могут быть сделаны лишь в виде отсрочки по реализации новой договоренности — например, чтобы повышение расходов было завершено не к 2030 году, а к 2035-му.

Что касается конкретных направлений инвестиций в оборону, то в первую очередь внимание будет уделено усилению ПВО и ПРО в Европе. С помощью наращивания количества наземных сил противовоздушной обороны альянс стремится восполнить пробел в средствах воздушной защиты на фоне роста российских возможностей по применению БПЛА и расширения арсенала крылатых ракет большой дальности в ВС РФ. Альянс также нуждается в пополнении запасов тысяч единиц бронетехники и танков и миллионов артиллерийских снарядов, которые были переданы Украине. Кроме того, без внимания не останется расширение числа кораблей, самолетов, БПЛА и ракетных систем дальнего радиуса действия.

Другая часть инвестиций, связанных с обороной и безопасностью, будет направлена на развитие инфраструктуры двойного назначения. НАТО ставит перед собой задачу адаптировать гражданские транспортные сети под военные нужды, что даст возможность транспортировать живую силу и технику в нужное место и в нужное время. В данном контексте альянс тесно сотрудничает с Европейским союзом в области военной мобильности, где они совместно расширяют технические возможности портов, аэропортов, железных дорог, автомагистралей и мостов.

Предстоящий саммит НАТО в Гааге посылает четкий сигнал Москве: вопрос возможного членства Украины альянс, может, и ставит на паузу, пока у власти в США находится Дональд Трамп, но спрос на услуги американских и европейских оборонных фирм продолжит расти. Следовательно, и число вызовов для России в связи с этим не убавится. В перспективе РФ получает у своих границ угрозу иного порядка, поскольку ряд стран Европы берут курс на перевооружение. Более того, дополнительную напряженность создает активизация деятельности НАТО на Балтике и в Арктике, где в ходе учений отрабатываются сценарии новой прокси-войны против России.

Автор — аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир