Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В ЕП предупредили о последствиях для ЕС из-за ответа Трампу на пошлины
Спорт
«Лацио» потерпел поражение от «Комо» со счетом 0:3
Экономика
В РАН назвали главные угрозы внедрения ИИ в финансовой сфере
Общество
Правительство не поддержало законопроект об увеличении стоимости подарков учителям
Мир
Евродепутат от Болгарии оценил шансы партии президента страны на выборах
Общество
«Шанинка» обратилась в суд с иском об отмене приостановки лицензии
Общество
В ЛДПР предложили ограничить рост тарифов ЖКХ уровнем инфляции
Мир
Туск прокомментировал приглашение Польши в «Совет мира» по Газе
Мир
Офис Орбана обвинил Брюссель в подготовке к ядерной войне
Наука и техника
Ученые восстановили историю растительности Камчатки за 5 тыс. лет
Мир
Силы ПВО за три часа уничтожили 47 БПЛА ВСУ над регионами России
Общество
В КПРФ предложили повысить до 45% налоговую ставку на доходы свыше 50 млн рублей
Мир
Президент Сирии Шараа и Трамп обсудили развитие событий в Сирии по телефону
Мир
Политолог Колташов назвал Гренландию платой ЕС за обман США
Общество
Янина назвала Валентино Гаравани последним императором высокой моды
Экономика
В России было ликвидировано 35,4 тыс. предприятий общепита за 2025 год
Мир
Додон назвал выход Молдавии из СНГ противоречащим интересам народа
Сюжет:

Холод, но

Аналитик Ольга Беленькая — о том, перешла экономика в рецессию или она выходит из перегрева
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Экономика замедляется. Основная причина — в высоких ставках. Именно эта тема стала центральной на ПМЭФ-2025. Что же здесь обсуждать, если и с самим фактом охлаждения, и с причинами согласны все?

Дискуссия между руководителями экономического блока на форуме — это вопрос интерпретации фактических данных и опросов бизнеса. Министр экономики Максим Решетников видит охлаждение экономики «на грани перехода к рецессии». Глава Банка России Эльвира Набиуллина сказала, что мы «выходим из перегрева». Министр финансов Антон Силуанов отметил «похолодание» (за которым «придет лето»).

Кто же ближе к правде?

Если в целом сегодняшнюю экономическую ситуацию всё еще можно рассматривать как «мягкую посадку», то по видам экономической деятельности динамика сильно неоднородна.

По всем основным категориям товаров и услуг, кроме общественного питания, потребительские расходы растут, но уже гораздо медленнее. Например, по данным Росстата, в январе – апреле оборот розничной торговли увеличился на 2,4%, а аналогичная цифра прошлого года — 10,9%. Похожая динамика — на рынке платных услуг. И лишь оборот общественного питания ускорил рост в реальном выражении до 8,5% (по сравнению с 7,5%).

Причем по некоторым товарам длительного пользования (автомобили, мебель, бытовая техника, электроника, одежда) расходы вообще уменьшаются — потому что кредиты, в том числе ипотечные, становятся недоступными.

В промышленности наиболее сложная ситуация в таких отраслях, как угольная, строительство жилья, металлургия, производство грузовиков, автобусов, сельхозтехники. Сокращаются железнодорожные грузоперевозки. Сказываются неблагоприятные экспортные условия (в том числе сильно окрепший курс рубля), высокие ставки по кредитам и сокращение льготных госпрограмм.

Возможности государства ограничены — Минфин и так обслуживает льготные ипотечные кредиты в большом количестве, при этом нефтегозвые доходы сокращаются, равно как и ликвидная часть ФНБ.

На фоне высокой ключевой предприятия останавливают инвестиции. Глава «Сбера» Герман Греф отметил: «Впервые за долгое время, с начала этого года, мы не профинансировали ни одного нового инвестиционного проекта». При этом, судя по цифрам, вложения компаний в нефинансовые активы всё же растут — но, скорее всего, это связано с развитием уже начатых проектов.

О том, что предприятиям становится сложнее обслуживать кредиты, может говорить рекомендация ЦБ для банков о реструктуризации займов корпоративных заемщиков и индивидуальных предпринимателей, столкнувшихся с временными финансовыми трудностями.

Всё это, вроде бы, подтверждает мнение Максима Решетникова — о том, что экономика находится на грани рецессии. Но есть и другие цифры, которые отражают лишь выход из перегрева, о котором говорила Эльвира Набиуллина.

Рынок труда остается дефицитным, безработица на историческом минимуме. И даже при некоторых признаках ослабления кадрового дефицита и замедления роста зарплат их увеличение все-таки позволяет поддерживать потребление.

Кроме того, расходы федерального бюджета за пять месяцев 2025-го выросли на 20%: это отчасти компенсирует «охлаждающее» влияние высоких ставок.

Если резюмировать, то данные говорят в пользу продолжения роста экономики в этом году (наш прогноз — примерно на 1,5%). Да, это значительно более медленные темпы, чем в предыдущие два года. Но нельзя полностью исключить внутригодовую техническую рецессию — последовательное снижение ВВП к предыдущему кварталу в течение шести месяцев подряд.

Однозначно позитивный фактор при этом всем — явное замедление инфляции. Это позволило ЦБ начать снижение ключевой ставки в июне. Хотя, конечно, ее уменьшение на 1 п.п., до 20%, на самом деле не смягчает денежно-кредитные условия — ставки всё еще высокие.

Зато Эльвира Набиуллина подтвердила, что ЦБ будет уменьшать ключевую ставку по мере снижения инфляции, которая сейчас замедляется даже быстрее ожиданий регулятора. И это все-таки даст экономике вздохнуть свободно и перейти к сбалансированному росту.

Автор — руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир