«Русский язык объединяет»
Депутат Государственной Думы, председатель Совета АНО «Евразия» Алена Аршинова на полях ПМЭФ рассказала «Известиям» об актуальных задачах евразийской интеграции, роли русского языка и новых проектах.
— Что сегодня вкладывается в понятие евразийской интеграции?
— Евразийская интеграция — это когда мы, абсолютно разные страны, будь то Россия, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан или Узбекистан, стремимся создать совместные проекты. Мы в АНО «Евразия» уже над ними работаем. Например, провели замечательную сессию на полях форума, посвященную созданию и развитию единого образовательного пространства Россия и Кыргызстана. Это модель для стран Евразийского экономического союза и других государств. Это проект интеграции в образовательном смысле.
Мы говорим и о менталитете, и о культуре, и о связи поколений, и об исторической правде, и еще много о чем. Такие проекты, которые мы делаем уже чуть больше года, работают как раз на наше будущее, на будущее нашего континента. Мы стремимся выполнять поручение нашего президента Владимира Путина укреплять евразийское содружество, потому что оно определяет мир на нашем континенте.
— Вы сказали о развитии будущего. Будущее — это, как правило, наши дети и молодежь. Что сегодня молодежь ищет в Евразии?
— За прошлый год 20 тысяч человек из стран постсоветского пространства приняли участие в наших программах. В рамках проекта «Узнай Россию» около 10 тысяч именно молодых людей приехали в Россию посмотреть на нее без посредников, чтобы самим сделать выводы. Во многих странах, откуда они приехали, очень много фейков на тему России, поэтому часть ребят, например, из Молдовы, была поражена иллюминацией в Москве. Они спрашивали, неужели вы не экономите на электричестве? А какие цены у вас в Москве — в три раза ниже, чем в Кишиневе. Многие не представляют себе, что такое настоящая Россия. И нам не нужно ничего рассказывать. Нам не нужна никакая пропаганда — надо только, чтобы молодые люди приезжали.
Это относится и к учителям, которые приезжают по нашим программам. Учителя русского языка, литературы, истории, другие предметники приезжают и видят, что Россия сегодня другая. Врачи и учителя посещают лучшие образовательные и здравоохранительные площадки России. Молодежи, кстати, мы тоже показываем наши школы, университеты. Потому что в их странах рассказывают, что в России разруха, что мы под санкциями загибаемся.
— Пустые полки в магазинах...
— Да, да. Они удивляются. А потом они здесь делают покупки и едут домой. Потому что там они, во-первых, не купят то, что купили в санкционной России. Во-вторых, они купят это за такие деньги у себя, например, в Молдове, в которой в прошлом году были проведены еврореферендум и одновременно выборы президента. Но это совершенно другая история, как там все проходило. Ребята сами рассказывали, как там закрывали телеканалы, что говорили о России. Поэтому нам важно, что молодые люди стремятся приехать сюда и посмотреть, как здесь все на самом деле. А у нас есть возможность им это показать.
— Каким вы видите будущее евразийского пространства через 5–10 лет?
— Я думаю, что мы еще больше объединимся. У нас будет еще больше проектов. Только сегодня мы с Евгением Примаковым, главой Россотрудничества, подписали соглашение о сотрудничестве. Формализовали наши отношения, которые существует уже какое-то время. И вместе мы учредили международную премию «Евразия». В конце этого года наградим лучших в самых разных сферах. Это волонтеры, учителя, врачи. Молодые люди. Те, кто вносит свой вклад в евразийскую интеграцию, те, кто отстаивает историческую правду. Ведь победа в Великой Отечественной войне — это же наша общая Победа.
История складывается из наших семейных историй. Я вам могу рассказать про своих прадедов. Один дошел до Берлина и вернулся, а другого, раненого под Ленинградом, разбомбили в госпитале, и у него нет могилы. Место его упокоения — могила неизвестного солдата. И каждый из нас может рассказать свою историю. А кто-то за нее сражается, сражается за памятники, чтобы их не сносили в их странах. Есть учителя-миссионеры, преподающие русский язык там, где с ним воюют. И мы хотим таких людей поддержать, отметить их. Не везде идет такая необъявленная война. Например, в таких странах, как Кыргызстан, нас встречают очень по-доброму, с заботой.
Мы подписали с премьер-министром Кыргызстана соглашение о том, что республика официально присоединяется ко всем программам АНО «Евразия» и к платформе традиционных ценностей, которую мы учредили в нашей организации. Поэтому я вижу через 5–10 лет, что мы сделаем гораздо больше: еще больше стран подпишут с нами официальное соглашение. И наши союзы, такие как ЕАЭС, ШОС, ОДКБ, только расширятся. В них станет больше членов, в том числе благодаря нашей народной дипломатии. Потому что мы рассказываем и показываем, что такое Россия и что такое сотрудничество с ней.
— Какую роль в этой интеграции играет гуманитарная дипломатия?
— Народная дипломатия расширяет все союзы, которые наш президент развивает. Именно такие организации, как наша «Евразия», вовлекают в это людей. Мы показываем, что сотрудничество между нашими странами приносит не только удовольствие, но и прибыль нашим государствам. То есть мы растем. Мы развиваем вместе науку, образование, и наши люди получают больше компетентных и конкурентных преимуществ перед остальным миром. Поэтому мы должны держаться вместе, и тогда мы еще не одного Гагарина запустим в космос.
— Почему вы делаете такой акцент на образовании именно на русском языке?
— Русский язык — это язык мира. Потому что он нас объединяет внутри страны, ведь почти в каждом регионе есть второй язык, помимо государственного. Я, например, в Госдуме представляю Чувашию. Это многонациональная республика, где почти все говорят на чувашском языке. Вот так же и континент Евразия, где каждый говорит на своем языке. Но, когда учителя, врачи, молодежь приезжают к нам, они все говорят по-русски. А в своих странах они говорят на таджикском, узбекском, армянском. Они не поймут друг друга на этих языках — зато они поймут на русском. Так что русский язык объединяет.
— Вы планируете создавать центры поддержки русского языка в Кыргызстане и Армении.
— Совершенно верно.
— Не могли бы подробнее рассказать, как это будет работать, какие задачи решать и кого привлекать?
— Центры поддержки русского языка очень нужны, потому что сейчас очень большой запрос не только на изучение русского языка, но и на вовлечение в сотрудничество с Россией. И в этих центрах поддержки можно узнать настоящую Россию, даже не выезжая в нее. Это не только уроки русского языка, хотя они там тоже будут. Это в том числе возможность увидеться, написать какие-то проекты, подписаться на периодику, которая выпускается сегодня в России. Это, конечно же, встречи. Потому что мы договорились о том, что в такие центры будут приезжать поэты и писатели, которые будут рассказывать интересные истории, читать стихи и прозу. Это будет точка притяжения наших проектов и волонтеров. Это и для детей, и для людей серебряного возраста. То есть это фактически такие клубы, которые у нас работают в России для детей, для молодежи, для старшего поколения, только уже в других странах и на русском языке.
— А люди приехать туда смогут, чтобы пообщаться?
— Это будут настоящие центры. Там будут и библиотеки с современной и классической литературой на русском языке. Это и уроки, и встречи с писателями. Можно просто прийти, и это не только в столицах будет. В частности, мы открываем центр не только в Бишкеке, но и в Нарыне. Это будет не только Ереван, но и другие области Армении. Поэтому для нас очень важно работать для людей, потому что есть запрос. Это касается и Молдовы. Несмотря ни на что, у нас там уже работают такие центры. Это в первую очередь Гагаузия. Правда, за это башкан Гагаузии сегодня платит своим домашним арестом. Ее хотят снять с должности, потому что она за союз с Россией. Потому что Гагаузия внутри Молдовы когда-то инициировала референдум за присоединение к Таможенному союзу — сейчас это Евразийский экономический союз. Поэтому, конечно, в Молдове сейчас происходит такой разрыв между властью и людьми. Люди хотят быть ближе к России, а власть исполняет заказ коллективного Запада, и Макрон лично приезжает курировать Санду и Зеленского. Вот такой союз из этих режимов образовался.
Но люди все равно, чем больше на них давят, чем больше насильно тащат в Евросоюз, тем больше они проявляют интерес к нашим программам и к содружеству с Россией. Потому что, чем ближе, к сожалению, сейчас люди к Европейскому союзу, тем хуже их благосостояние, тем выше счета за ЖКХ, газ, электричество и прочее. Поэтому люди не только ментально уже изголодались по России, но и в экономическом плане.
— Какие инициативы «Евразии» вы бы назвали наиболее важными за прошедший год? Что удалось?
— В рамках сотрудничества с Кыргызстаном мы закупили и передали республике 100 школьных автобусов, которые так востребованы школьниками, детишками в отдаленных районах, где было очень сложно добираться до школ. И если мы создаем единое образовательное пространство континента, мы поддерживаем еще и внутри стран это пространство. Ведь в Кыргызстане русский язык занимает особое место в Конституции. Это официальный язык общения в республике. Его изучают в школах. Поэтому мы еще вместе с Министерством просвещения привозим туда педагогов русскоговорящих. Хотим увеличить кратно их количество. Пока привезли 50 — это студенты старших курсов, имеющие право преподавать. Они, конечно, делятся своими впечатлениями, уезжать оттуда не хотят, говорят, что там такое отношение к учителю, какого в России они пока не встречали. Учитель там — и носитель знаний, и наставник. Хорошо бы нам перенять это у Кыргызстана: вернуть такое отношение к учителю.
А еще мы развиваем такой проект, как «Территория детства». Когда школьники в возрасте до 16 лет отдыхают в наших лагерях на Черноморском побережье. В прошлом году они могли попасть туда просто так — всего отдохнуло около тысячи детей. Сейчас же для того, чтобы попасть в лагерь, нужно сначала принять участие в проекте «Классная дружба». Для этого вообще не требуется никакого сопровождения властей. Класс или классы регистрируются в этой системе. Участвуют разные страны — всего больше десяти. Школьники выбирают себе класс-партнер из любой страны, с кем бы они хотели сотрудничать и идти вместе по треку, например, «80-летие Победы», чтобы дружно выполнять определенные задания. Речь не только об исторических треках. Это могут быть и экологические проекты, и общегражданские. Ребята вместе все делают. И те, кто выполнил задания лучше всех, вместе едут в наш Артек, в лагеря «Смена», «Морская звезда». И вы знаете, они настолько становятся дружны за месяц пребывания в лагере, что уже не представляют свою жизни друг без друга.
— А как они узнают об этих проектах, что есть такая возможность, что нужно подать заявку?
— У нас есть послы «Евразии» в каждой стране. У нас есть главы направлений в каждой из стран. Поэтому мы стараемся рассказывать. При этом никакой рекламы, никакой пропаганды — люди рассказывают о нас друг другу, передают, как говорится, из уст в уста. Тем это и дороже.