Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В аэропорту Иванова ввели временные ограничения на работу
Мир
В Великобритании вооруженный ломом мужчина ранил пятерых человек в больнице
Мир
В МИД РФ оценили перспективы восстановления диалога с ЕС
Общество
В ГД отреагировали на сообщения о запрете некоторым россиянам въезжать в Грузию
Спорт
Бизнесмен Колесников рассказал о предложении возглавить СБР
Мир
Карасин заявил о нарастании осуждения Киева за атаку на госрезиденцию РФ
Мир
Постпред США при НАТО заявил о намерении изучить атаку ВСУ на резиденцию Путина
Общество
В ДНР на 62-м году жизни погиб протоиерей Василий Кийко
Происшествия
Три мирных жителя пострадали при атаке БПЛА ВСУ на Белгородскую область
Мир
NYT сообщила о нарисованном на преследуемом США танкере Bella 1 флаге РФ
Происшествия
Стало известно об отсутствии разрушений в Сочи на фоне штормового предупреждения
Армия
Силы ПВО уничтожили 27 украинских БПЛА над территорией РФ за три часа
Спорт
FIS присвоила нейтральный статус еще пяти спортсменам из России
Общество
Дополнительные временные ограничения введены в аэропорту Геленджика
Спорт
В Испании сообщили о планах IFAB изменить правила офсайда в футболе
Мир
В Польше ответили на слова Сибиги о притеснении украинцев
Мир
Президент ЦАР не одобрил попытку ВСУ атаковать резиденцию Путина
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Вступление американцев в конфликт Ирана и Израиля грозит выходом противостояния за рамки этих государств и атаками на территории других стран региона, считают в экспертном сообществе. Решение о возможных ударах по территории Исламской Республики Штаты должны принять в ближайшие сутки. Но в стане советников Дональда Трампа нет единства по этому вопросу: многие припоминают провалы в Афганистане, Ливии и Ираке. Пока же Трамп заявил, что лидер Ирана аятолла Али Хаменеи — «легкая мишень», и США знают, где он скрывается. Одновременно с этим появляются страны, готовые оказать посредничество для урегулирования конфликта. В частности, Швейцария может помочь в разрешении ирано-израильского противостояния, сообщили «Известиям» в МИДе европейской страны.

США могут нанести удар по Ирану

Ближайшие 24-48 часов станут ключевыми в конфликте Ирана и Израиля, сообщили Дональду Трампу его советники 17 июня. В течение этого времени, полагают иностранные журналисты, США примут решение, стоит Вашингтону продолжать дипломатические усилия или перейти к военным действиям.

Американский президент также заявил в своих соцсетях, что иранский лидер аятолла Али Хаменеи — «легкая мишень», и Штаты в курсе, где он скрывается, тем не менее убивать его, «по крайней мере сейчас», они не собираются. В другом посте Трамп заявил, что США полностью контролируют небо над Ираном. Следом в отдельной публикации республиканец написал: «Безоговорочная капитуляция». Однако никакого дальнейшего развития эта мысль не получила.

Улицы Тегерана
Фото: Majid Asgaripour/WANA

Между тем верховный лидер Исламской Республики предостерег США от подобных действий. Вступление США в прямой военный конфликт с Ираном не отвечает американским интересам, так как Соединенные Штаты понесут намного большие потери, чем Тегеран, заявил аятолла Али Хаменеи.

«Американцы и те, кто знаком с политикой этого региона, знают, что участие Америки в этой проблеме, безусловно, будет им во вред, и они получат удар. Удар, который будет гораздо более разрушительным, чем ущерб, который понесет Иран», — сказал он в обращении к народу. Слова Хаменеи приводит его пресс-служба.

Одновременно с этим отмечается увеличение числа американских военных на ближневосточных базах. Сейчас там находятся около 40 тыс. человек, что на 10 тыс. больше, чем обычно. Информированные источники американских СМИ утверждают, что подобное увеличение контингента происходило в октябре 2024-го, когда Иран нанес удары по Израилю в ответ на ликвидацию последним глав ХАМАС Исмаила Хании (убит в июле) и «Хезболлы» Хасана Насраллы (убит в сентябре).

ВМС США
Фото: Global Look Press/Petty Officer 1st Class Ryre Arc

Кроме этого, США уже перебросили на Ближний Восток несколько эскадрилий истребителей, еще ряд приведены в состояние готовности к отправке, пишут СМИ.

Инфографика

— Соединенные Штаты перебросили в Европу порядка 40 самолетов-заправщиков КС-135 и КС-46. Это достаточно серьезный флот, он усилен самолетами F-35 пятого поколения американских ВВС и самолетами F/A-18, — рассказал «Известиям» редактор портала Militaryrussia Дмитрий Корнев. — Есть и две авианосные группировки на Ближнем Востоке. Часть самолетов 17 июня была перекинута в Саудовскую Аравию и на некоторые американские базы в Персидском заливе.

ВМС США
Фото: Global Look Press/Michael Jackson/U.S. Navy

По мнению эксперта, противовоздушная оборона большой части регионов Ирана либо уничтожена, либо основательно потрепана, в связи с чем израильские, и в перспективе американские, самолеты могут работать практически беспрепятственно.

Что же касается возможности США атаковать подземные хранилища ядерного топлива и точки обогащения урана, то уничтожить их не так просто, объясняет Корнев. Они находятся на такой глубине, что управляемые бомбы не в состоянии их пробить.

— Завалить входы Израиль может самостоятельно, чем он успешно и занимается. Уже есть множество снимков из космоса, которые подтверждают, что по входам и выходам в эти подземные хранилища ракет уже работа ведется, и они уже частично не действуют, — сказал эксперт.

Центрифуги для обогащения урана
Фото: TASS/ABACA/SalamPix

У Ирана есть возможность нанести ответный удар по американских военным, если это будет необходимо, говорит военный эксперт Юрий Лямин.

— У США есть крупная база в Катаре, военно-воздушная в Бахрейне и других странах. Всё это оказывается в зоне досягаемости средств поражения Ирана. Корабли находятся в зоне поражения береговых ракетных комплексов, ракетных катеров и прочего. При этом у Ирана ракетная база и ПВО на юге страны пока практически не пострадали. Дело в том, что Израиль туда вообще почти не наносит ударов, он сосредоточился больше на объектах на западе страны и в столице, в Тегеране. Южные области должны быть в случае чего готовы к нанесению ударов, — заметил он.

К чему приведет участие США в конфликте

Трамп получил от своей команды по национальной безопасности ряд предложений по поводу действий в отношении Исламской Республики, сообщает ABC News. По данным телеканала, глава Белого дома рассматривает варианты, которые включают в себя потенциальное использование американских военных ресурсов для нанесения удара по иранским ядерным объектам.

Ввод войск США в республику нельзя сбрасывать со счетов, учитывая постоянное давление со стороны еврейского государства и крупное произраильское лобби в стране, считает востоковед Леонид Цуканов. О подготовке к серьезному броску свидетельствует в том числе стягивание американской стратегической авиации на базу острова Диего-Гарсиа.

Военнослужащие США
Фото: TASS/AP/Baderkhan Ahmad

— С другой стороны, в стане советников Трампа нет единства по вопросу участия в гипотетической операции. Многие действительно припоминают провалы в Афганистане, Ливии и Ираке и не хотят дестабилизации Ирана, опасаясь в том числе нового всплеска террористической активности на Ближнем Востоке, — подчеркнул Цуканов.

США ввели войска в Афганистан в 2001 году, чтобы свергнуть режим «Талибана» (под санкциями ООН за террористическую деятельность). Операция продлилась 20 лет, тем не менее в августе 2021-го движение вернулось к власти в стране. В марте 2003-го Вашингтон начал наземное вторжение в Ирак, пообещав положить конец правлению Саддама Хусейна и уничтожить предполагаемое оружие массового поражения. За время операции оружие так и не было найдено, и администрация Джорджа Буша признала необоснованность своих довоенных аргументов. С целью свержения режима Муаммара Каддафи войска стран НАТО весной 2011 года начали наносить удары по Ливии. Спустя пять лет Барак Обама признал интервенцию своей самой крупной внешнеполитической ошибкой, поскольку США и НАТО не смогли обеспечить стабильность в Ливии после смены власти, а страна до сих пор находится в раздробленном состоянии.

— Пока Трамп пытается играть на информационных противоречиях, подталкивая таким образом иранскую сторону к переговорам (по формуле «сейчас или никогда»), но такая тактика не слишком работает, — добавил востоковед.

Граффити в Тегеране
Фото: TASS/ABACA/Middle East Images

Американский президент в последние дни настаивает на необходимости подписания ядерной сделки, что предполагало бы полный запрет на обладание Ираном ядерным оружием. Трамп выразил уверенность, что соглашение будет подписано или «что-то произойдет».

— Если США вступят в операцию против Ирана, то первое, что ожидается, – это то, что будут применены боеприпасы типа GBU-57, — пояснил Дмитрий Корнев.

Это мощные противобункерные авиационные бомбы, которые могут пробивать несколько десятков метров породы и уничтожать защищенные сооружения. Но у Ирана и некоторые производственные площадки, и хранилища ракет находятся под гораздо более серьезными по толщине горными породами, пробить которые GBU-57, скорее всего, не сможет, пояснил он.

Прямое участие ВВС США, которые будут наряду с авиацией Израиля наносить удары по иранским военным и энергетическим активам в регионе, способно вывести конфликт за его текущие географические рамки, считает аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Тигран Мелоян.

— Под угрозой могут оказаться американские базы и корабли, включая базы тех союзников, которые будут предоставлять свои взлетно-посадочные полосы и воздушное пространство для атак на Иран. Тем не менее это только часть из возможных последствий, ирано-израильский конфликт также может превратиться в прокси-войну США и Китая, который, возможно, будет вести ее, опираясь на свои особые отношения с Пакистаном. Хотя для Пекина в приоритете деэскалация конфликта на Ближнем Востоке, потенциальное закрытие Ормуза для судоходства может заставить Китай проявить более активную позицию, — заметил эксперт.

Корабль в море
Фото: TASS/AP/Marcos Moreno

В зоне риска, по его словам, могут оказаться Сирия, Ирак, Иордания и монархии Персидского залива.

— Под удар гарантированно попадают объекты США на территории Ирака и аравийских монархий (в частности, катарская авиабаза Эль-Удейд, одна из самых больших в регионе). Несмотря на то что основной целью будут американские объекты, такой поворот ситуации обострит отношения Ирана с его соседями, — резюмировал Леонид Цуканов.

Кто готов выступить посредником в переговорах

Перспектива переговорного процесса сейчас не выглядит очень реальной, поскольку инициатор конфликта Израиль неоднократно выступал против возвращения к дипломатическому треку. Политики этой страны утверждают, что в интересы Ирана входит уничтожение еврейского государства и его жителей, а ядерная программа Исламской Республики развивается, несмотря на попытки прийти к договоренностям о ее остановке.

Тем не менее со стороны разных государств звучат предложения выступить посредниками в будущих переговорах.

— Добрые услуги Швейцарии остаются доступными при условии, что обе стороны об этом попросят, — сообщили «Известиям» в МИДе европейского государства.

Флаг Швейцарии
Фото: Global Look Press/Olaf Krüger

Помочь в разрешении конфликта готовы также Оман и Катар, через них Иран передавал сообщения США. Усилия по достижению выхода на переговоры предпринимает и Саудовская Аравия. Ранее Тегеран также обратился к Кипру с просьбой передать израильским властям «ряд посланий». В Омане, в частности, 15 июня должен был состояться шестой раунд переговоров США и Ирана по ядерной сделке. Но накануне встречи Тегеран заявил о выходе из процесса.

Свои посреднические услуги в урегулировании конфликта неоднократно предлагала Россия. 18 июня во время телефонного разговора с президентом Объединенных Арабских Эмиратов Мухаммедом бен Заидом Аль Нахайяном Владимир Путин подтвердил готовность РФ оказывать содействие в продвижении диалога между сторонами конфликта, информировав о проведенных в этой связи контактах с рядом иностранных лидеров.

Против российского посредничества выступила Германия. Канцлер Фридрих Мерц отметил, что Израиль выполняет «грязную работу» за Запад, он назвал Иран террористическим режимом и обвинил Тегеран в военной помощи РФ.

Газета
Фото: Majid Asgaripour/WANA

Впрочем, в западном крыле произошел разлад относительно возможности смены режима в Иране силовым путем. Так, премьер-министр Италии Джорджа Мелони назвала свержение властей Исламской Республики лучшим сценарием событий на Ближнем Востоке. Политик добавила, что необходимо «смотреть на цель, а не на то, каков идеальный способ ее достижения». Мелони подчеркнула, что Израиль имеет полное право на самооборону в конфликте с Ираном.

В то же время, французский лидер Эммануэль Макрон, выступая после саммита G7 в Канаде, сказал, что «самой большой ошибкой было бы использовать военные действия для смены режима, потому что тогда наступит хаос». Позже представитель Еврокомиссии (ЕК) Анвар аль-Ануни сообщил, что смена режима в Иране не входит в согласованную позицию ЕС в отношении этой страны.

Читайте также
Прямой эфир