«Республика Сербская выступает против виз для россиян»
Республика Сербская не допустит введения санкций против России и визовых ограничений для ее граждан, заявила в интервью «Известиям» председатель президиума Боснии и Герцеговины Желька Цвиянович. По ее словам, процесс интеграции БиГ в ЕС находится в состоянии застоя уже несколько месяцев, и главная причина этого — вмешательство в дела страны Кристиана Шмидта, которого назначили верховным представителем по БиГ без одобрения СБ ООН. О политическом кризисе в Боснии и Герцеговине, европейских перспективах Сараево, судебном преследовании Милорада Додика и вероятности запуска прямого авиасообщения с Москвой — в эксклюзивном интервью Жельки Цвиянович «Известиям».
«Мы принципиально выступаем против любых форм санкций»
— Россия и Украина в мае впервые за три года провели прямые переговоры в Стамбуле. Каково ваше мнение о перспективах урегулирования конфликта в этом году?
— Очевидно, что приход новой администрации США под руководством президента Трампа привел к возобновлению дипломатического диалога, направленного на урегулирование конфликта. Это весьма отрадное и позитивное событие. К сожалению, все народы Боснии и Герцеговины испытали на себе ужасы и страдания, которые приносит война. По этой причине я последовательно выступаю за мир и мирное разрешение всех споров. И я искренне надеюсь, что мир на Украине будет достигнут как можно скорее и что язык диалога возобладает над языком оружия.
— Планирует ли Босния и Герцеговина и далее воздерживаться от введения санкций против России? Возможно ли укрепление сотрудничества между БиГ и Россией и в каких областях?
— Нет никаких сомнений в том, что политики в Сараево с готовностью ввели бы самые жесткие санкции против России, если бы не противодействие Республики Сербской (энтитет в составе БиГ. — «Известия») и ее избранных должностных лиц. Мы принципиально выступаем против любых форм санкций, поскольку испытали их на себе и знаем, что они никогда не являются частью решения, а скорее дополнительным препятствием на пути преодоления конфликта.
Что касается сотрудничества — и я выступаю здесь в качестве представителя Республики Сербской в трехстороннем президиуме Боснии и Герцеговины, — мы по-прежнему полностью привержены углублению наших связей с РФ. Россия зарекомендовала себя как очень надежный партнер, твердо приверженный соблюдению Дейтонского мирного соглашения и демонстрирующий глубокое понимание по отношению ко всем народам Боснии и Герцеговины. Нет причин отказываться от дальнейшего укрепления наших прекрасных и дружественных отношений. Мы видим большой потенциал для дальнейшего сотрудничества не только в политической сфере, но и в сферах экономического развития, культуры и других областях, представляющих взаимный интерес.
Желька Цвиянович — председатель президиума Боснии и Герцеговины с 16 ноября 2024 года.
Президиум — коллективный высший орган исполнительной власти, аналогичный посту главы государства. В него входят по одному представителю от сербов, хорватов и боснийцев. Желька Цвиянович была избрана представителем от Республики Сербской в 2022-м, с 2018 по 2022 год она была президентом сербского энтитета.
— Обсуждается ли открытие прямых рейсов из Сараево в Москву? Сохранится ли в будущем безвизовый режим для граждан России?
— Республика Сербская и ее представители в учреждениях Боснии и Герцеговины выступают против введения визовых требований для граждан России, и мы четко довели эту позицию до сведения всех заинтересованных сторон как внутри страны, так и за рубежом. Что касается прямых рейсов, я не уверена, что власти в Сараево готовы запустить прямые полеты в Москву. Однако Баня-Лука и Республика Сербская, безусловно, были бы заинтересованы в таком сотрудничестве в будущем.
«БиГ переживает серьезный кризис»
— Босния и Герцеговина получила статус кандидата на вступление в ЕС в 2022 году. На какой стадии находятся переговоры?
— Процесс интеграции Боснии и Герцеговины в ЕС находится в состоянии застоя уже несколько месяцев, главным образом из-за незаконного вмешательства Кристиана Шмидта, никем не избранного иностранного гражданина, который ложно выдает себя за верховного представителя по БиГ (должность, созданная для исполнения Дейтонского мирного соглашения 1995 года. — «Известия»).
На протяжении десятилетий Брюссель уверял нас, что верховенство закона и демократия — фундаментальные европейские ценности. Тем не менее эти принципы были попраны — иногда при молчаливом одобрении, а иногда при явной поддержке Шмидта. Напомню, что он не был назначен в соответствии с приложением №10 к Дейтонскому мирному соглашению, поскольку не смог получить необходимого подтверждения от Совета Безопасности ООН.
Демократия означает, что решения принимаются демократически избранными представителями внутри национальных институтов, а не отдельными лицами, навязывающими решения извне. В Боснии и Герцеговине Кристиан Шмидт выносит решения, предусматривающие, что любому, кто не выполняет его указания, грозит тюремное заключение. ЕС хранит молчание, в то время как национальные судебные органы на основании декретов Шмидта преследуют и выносят приговоры демократически избранным должностным лицам — в первую очередь господину Милораду Додику, который пользуется подавляющей поддержкой сербского народа. Это и есть верховенство закона? Это и есть демократия?
Очевидно, что это ни то и ни другое. Поэтому наша приверженность ЕС остается твердой, но решения должны приниматься исключительно местными лидерами. Иностранным субъектам, которые ведут себя как колониальные администраторы, нет законного места в этом процессе. Мы ожидаем, что Европейский союз также займет четкую позицию по этому вопросу.
— Кристиан Шмидт ранее заявил в Совете Безопасности ООН о том, что Сараево переживает самый серьезный кризис со времени подписания Дейтонского мирного соглашения. Как вы оцениваете ситуацию в Боснии и Герцеговине?
— Это правда, что Босния и Герцеговина в настоящее время переживает самый серьезный кризис со времени подписания Дейтонского мирного соглашения. Это, пожалуй, единственное точное заявление за всё время выступления господина Шмидта в Совете Безопасности ООН.
Однако он не упомянул о том, что он сам несет наибольшую ответственность за этот кризис. Прежде всего, господин Шмидт так и не получил официального подтверждения от Совета Безопасности ООН, необходимого для законного назначения на должность высокого представителя. Это фундаментальное нарушение лежит в основе нынешнего кризиса, который он с тех пор усугубил серией авторитарных и односторонних указов.
Все шаги, предпринятые Республикой Сербской, представляют собой институциональный и демократический ответ на откровенно подрывающую Дейтонские соглашения кампанию г-на Шмидта и на политически мотивированное давление, исходящее из Сараево. Эти шаги защищают институты Республики Сербской и ее полномочия, гарантированные ей конституцией.
Мы не выступаем против конституционного порядка Боснии и Герцеговины, соответствующего Дейтонским соглашениям. Что мы решительно отвергаем, так это процесс ее превращения в унитарное государства, проводимый политиками в Сараево при поддержке определенных иностранных игроков. Мы будем решительно противодействовать этому процессу, используя все доступные политические и юридические средства.