Переключить канал: Египет изучает возможности Севморпути
Каир не рассматривает Северный морской путь как угрозу для Суэцкого канала и надеется на их взаимодополнение, а не конкуренцию. Об этом «Известиям» рассказал посол Египта в России Назих Эльнаггари, добавив, что его страна внимательно следит за развитием арктического маршрута. При этом сотрудничество между Москвой и Каиром не ограничивается логистической сферой. Дипломат отметил, что российские компании проявляют интерес к нефтегазовым проектам в Средиземном море и дельте Нила. Проект АЭС «Эль-Дабаа» создаст новые возможности для занятости, научных исследований и развития национальных компетенций в Египте. Может ли Севморпуть повлиять на объемы грузоперевозок через Суэц — в материале «Известий».
Влияние Северного морского пути на торговлю через Суэцкий канал
Каир рассчитывает, что Северный морской путь и Суэцкий канал смогут дополнять друг друга, а не конкурировать, заявил «Известиям» посол Египта в России Назих Эльнаггари. По его словам, Египет внимательно следит за развитием арктического маршрута и надеется на взаимовыгодное сосуществование транспортных коридоров.
— Северный морской путь — это довольно новый проект. Мы заинтересованы в том, чтобы следить за его развитием и изучать его потенциал. Но я думаю, что мы можем сделать так, чтобы Северный морской путь и Суэцкий канал были взаимодополняющими. Нам не стоит смотреть на них в контексте конкуренции. Эти маршруты могут дополнять друг друга в будущем, — заявил «Известиям» посол Египта в России Назих Эльнаггари на форуме женского предпринимательства БРИКС.
Дискуссии о перераспределении грузопотоков стали особенно острыми, после того как 23 марта 2021 года гигантский контейнеровоз Ever Given на несколько суток заблокировал Суэцкий канал. Потери мировой торговли, по подсчетам экспертов, составили порядка $70 млрд, а судам пришлось срочно менять маршруты и огибать Африку, что удорожало логистику минимум на $300 тыс. только по топливу на каждое судно.
Альтернативой может стать Арктика. Северный морской путь (СМП), охватывающий российскую часть Арктики от Мурманска до Чукотки, рассматривается как потенциальный дублирующий маршрут. В «Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» прямо указано на необходимость превращения СМП в полноценный международный транспортный коридор. Для этого, в частности, расширяется ледокольный флот.
Однако у северного маршрута есть ряд вызовов. Основной — ограниченный срок навигации: даже несмотря на потепление и сокращение ледяного покрова, судоходство возможно лишь около семи месяцев в году. Кроме того, большинство судов нуждаются в ледокольной проводке, поскольку не имеют соответствующего класса корпуса.

В условиях Арктики возрастает и расход топлива, что снижает экономическую выгоду от сокращения расстояния — даже если маршрут короче Суэцкого почти на 40%. Тем не менее изменения климата открывают новые горизонты. По различным прогнозам, к 2050–2060 годам центральная часть Северного Ледовитого океана может стать проходимой даже без ледоколов. Вопрос вызывает и загрузка судов на обратном пути, чтобы судно не возвращалось порожним.
По мнению египетского профессора экономики и энергетики Вафы Али, в обозримом будущем Суэцкий канал не имеет реальных альтернатив.
— Несмотря на поиски обходных маршрутов, Суэц остается самым безопасным и эффективным торговым путем. Северный морской путь ограничен высокой стоимостью, сезонностью, малой глубиной (до 9 м против 18,5 м в Суэце) и необходимостью ледокольного сопровождения, — пояснила она «Известиям».
Но, несмотря на свою зрелость и инфраструктурную развитость, Суэц сталкивается с вызовами: высокой загрузкой, геополитическими рисками и возможными блокировками, как показал случай с Ever Given. В этих условиях дублирующие маршруты — не просто логистика, а необходимость.
Стоит отметить и кризис в Красном море, связанный с ударами хуситов после обострения палестино-израильского конфликта. Глава Администрации Суэцкого канала Усама Рабиа заявил, что с момента начала кризиса более 6,6 тыс. судов изменили свои стандартные маршруты через Суэцкий канал и проследовали через мыс Доброй Надежды на юге Африканского континента. В этом году Каир недополучит около $7 млрд из-за снижения судоходства на этом фоне.
Средний объем грузоперевозок через Суэц составляет примерно 1,5 млрд т, в то же время грузопоток через СМП в 2024 году составил 37 млн т. К 2030 году этот показатель должен увеличиться до 70–100 млн т. Об этом в марте заявил президент России Владимир Путин.
Интерес компаний из РФ к добыче нефти и газа в Египте
Взаимодействие Египта и России касается и энергетической сферы, которая остается одной из ключевых точек соприкосновения двух стран. Как сказал «Известиям» египетский посол Назих Эльнаггари, российские компании проявляют устойчивый интерес к нефтегазовым проектам в арабской стране.
— Российские компании заинтересованы (в разведке нефти и газа в Средиземноморье и дельте Нила. — Ред.), пока есть привлекательные проекты и потенциал для выгод. Недавно в Москве был министр инвестиций и внешней торговли Хасан Аль-Хатыб, и он встретился с рядом компаний, включая нефтяные, которые проявили интерес к египетскому рынку, — сказал «Известиям» глава египетской дипмиссии.
Углубление сотрудничества в энергетике становится особенно актуальным на фоне внутренних трудностей, с которыми сегодня сталкивается Египет. Производство природного газа в стране снижается до минимальных уровней за последние годы. Одна из ведущих стран арабского мира, еще недавно поставлявшая газ в Европу, сейчас вынуждена сама закупать топливо на внешних рынках, чтобы поддерживать стабильную работу энергосистемы.
— В этих условиях российско-египетское партнерство позволяет прояснить многие неопределенности в столь важной экономической сфере, — отмечает Вафа Али.
По словам эксперта, Россия и Египет заложили модель взаимодействия между энергетикой и устойчивым развитием, укрепив при этом основы экономического роста и национальной безопасности. Особое значение имеет российская поддержка в сокращении энергетического разрыва внутри Египта — как в традиционном секторе, так и в сфере возобновляемых источников энергии.
Отдельного внимания, по словам эксперта, заслуживает реализация проекта АЭС «Эль-Дабаа», которая должна не только стать источником 4800 МВт чистой энергии, но и создать новые возможности для занятости, научных исследований и развития национальных компетенций. Российские компании также активно участвуют в разведке и добыче нефти и газа, а в сегменте зеленой энергетики стороны связывает общая повестка в рамках БРИКС.
— Россия стала важным партнером в вопросе поставок для покрытия дефицита природного газа, необходимого для работы электростанций. Точные механизмы решения энергетического дефицита невозможны без устойчивой российско-египетской координации в этом ключевом экономическом направлении, — резюмирует Вафа Али.
Правительство президента Абдель Фаттаха ас-Сиси пообещало прекратить плановые отключения электроэнергии, которые в отдельных районах достигали трех часов в день. Решение этого кризиса становится одной из ключевых задач для египетского руководства. Премьер-министр страны Мустафа Мадбули, в свою очередь, заявил, что летом этого года отключения электричества не будет, подтвердив готовность правительства к ожидаемому росту спроса на электроэнергию.