Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп анонсировал борьбу США с наркокартелями на суше в Латинской Америке
Армия
Средства ПВО уничтожили пять украинских БПЛА над регионами РФ за ночь
Общество
Адвокат Долиной сообщил о планах певицы передать Лурье ключи от квартиры 9 января
Общество
В 2026 году российские морские порты нарастят мощности на 56 млн т
Мир
Трамп не исключил нанесение повторных ударов по Нигерии
Спорт
ХК «Питтсбург» одержал победу над «Нью-Джерси» в матче НХЛ со счетом 4:1
Мир
Дефицит оборонного бюджета Великобритании оценили в $37,6 млрд
Армия
Минобороны РФ сообщило об ударе по объектам на Украине с применением «Орешника»
Мир
Трамп рассказал о возможном значении операции США в Венесуэле для Рубио
Общество
Синоптик заявил о выпадении на юго-востоке Подмосковья до 65% месячной нормы осадков
Мир
СМИ узнали о закрытии китайского ресторана в Мадриде из-за подмены уток голубями
Общество
В Госдуме анонсировали включение в стаж родителей ухода за ребенком до 1,5 года
Армия
Расчет ударных FPV-дронов применил боевую силу против ВСУ в Харькове
Мир
В России сообщили об увеличении закупок США российских сладостей
Спорт
ХК «Монреаль» обыграл «Флориду» на чемпионате НХЛ со счетом 6:2
Экономика
В Госдуме предложили перейти к макропланированию на рынке недвижимости
Общество
Специалист дала советы по построению карьерного плана на 2026 год
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Отремонтированные дома и рядом руины после обстрелов. Свежевыкрашенные монументы и зоны, где сохраняется минная опасность. Маршрутка три раза в день и атакующие украинские БПЛА. Авдеевка восстанавливается, но о возвращении полноценной мирной жизни говорить пока рано. Главные причины тому — колоссальные разрушения (до 90%) и близость линии фронта — около 20 км. Сам населенный пункт продолжает оставаться закрытым — въезд внутрь только с местной пропиской. О том, как город восстает из пепла, несмотря ни на что, — в репортаже специального корреспондента «Известий».

Плюс 100 человек

В Авдеевку мы въезжаем петляющими разбитыми дорогами через ту самую «промку», где украинские боевики обосновались с 2014 года. Первое, что мы слышим с водителем, пересекая черту города, — громкий хлопок. Сразу же за деревьями вырастает черный столб — вероятно, результат прилета беспилотника. Как объяснили мне заранее представители администрации, редкий день обходится без визита вражеских БПЛА. Но в целом стало спокойнее. Случаются вдруг нежданные массированные налеты, как несколько недель назад, когда Авдеевку единовременно атаковали 20–25 камикадзе, под огонь тогда попала и гражданская машина. Но это исключение. Число ударов сократилось в разы, в том числе, предположительно, потому что ВСУ вследствие отхода выбирают более приоритетные цели на линии боевого соприкосновения.

Город продолжает оставаться военным
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

Роль администрации, как и год назад, выполняет помещение одного из бывших магазинов, плотно обложенное мешками с песком — тут и власть, и гуманитарная помощь, и любые вопросы-ответы. Руководит гражданскими вопросами представитель Ясиноватой Марина Асеева. Последний раз мы виделись летом 2024-го, поэтому она кратко вводит в курс дела.

Число жителей на сегодня составляет почти 700 человек, на сто больше, чем в прошлом году (в 2023-м население Авдеевки насчитывало 1,6 тыс. человек, до 2014 года — 32 тыс. — Ред.). В том числе девять детей, — рассказывает женщина. — Паспорта получили практически все. Пенсию оформили 483 человека. Идет закрытие украинских трудовых книжек. Трудоустроены 170 человек, из них в Авдеевке работают 80, остальные преимущественно в Ясиноватой.

Здание будущей администрации и многофункционального центра

Здание будущей администрации и многофункционального центра

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

По словам Марины Асеевой, в городе действует территориальный отдел МВД, трижды в неделю принимает покупателей аптека, дважды из Донецка приезжает фельдшерская бригада, раз в неделю представители одного из банков. Открыты 15 торговых точек. Раз в семь дней каждому жителю выдается бесплатно буханка хлеба, раз в месяц 36 литров питьевой воды. Централизованного электроснабжения нет, но 49 частных домов запитаны от промышленного генератора «Электросетей». Отремонтированы 54 индивидуальных домостроения. Восстанавливаются многоквартирные жилые дома.

Помощь от шефов

Проводник мой по городу — местный активист Павел. За плечами у него 25 лет подземного стажа: трудился электрослесарем на шахте. Дважды становился свидетелем аварий — взрывов метана, где гибли его товарищи. В 2014-м, как и другим землякам, ему пришлось учиться выживать в новых условиях — запасаться впрок водой, экономить продукты, иметь солнечные батареи, не ждать манны небесной (что кто-то придет и решит твои проблемы), подставлять плечо ближнему. В его четырехэтажке подвала нет, все годы приходилось прятаться между перекрытиями, после начала специальной военной операции пять раз вешал на петли вынесенную взрывной волной входную дверь. Извлекал тела из-под завалов. Хоронил друга.

Местный активист Павел на фоне восстановленного дома

Местный активист Павел на фоне восстановленного дома

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

В феврале 2024-го, после вхождения в Авдеевку российских войск, три месяца с другими ребятами расчищал магазины под административные помещения, помогал раздавать гуманитарную помощь. Продолжает трудиться в добровольной команде и сейчас.

Дом, в котором он обитает, — аварийный, в трещинах, с выбитыми окнами и обрушенными балконами. На всю четырехэтажку четверо жителей. На первом этаже живет такая же активистка Рита, сегодня она как раз раздавала хлеб, а в перерыве забежала к себе покормить кота. Вместо входной двери у Риты фанерка. В соседней брошенной квартире — дровник. На кухонке — печка-буржуйка с трубой в окно. Тут же мяукает рыжий кот, которому она крошит в миску огурцов — хвостатый немедленно начинает с аппетитом хрумкать. 32 года Рита отдала авдеевскому коксохиму, теперь подрабатывает на двух торговых точках уборщицей.

Активистка Рита, 32 года отработала на коксохимическом комбинате

Активистка Рита, 32 года отработавшая на коксохимическом комбинате

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

А вот соседний дом восстановлен. Пластиковые окна, покрашенные стены, свежие перила. В квартирах — линолеум, сантехника, бойлеры, электроплиты, холодильники, мебель, матрасы, всё бесплатное. Вода поступает из скважины, электричество от генератора во дворе. Такой же дом готовится к вводу рядом — оба объекта ремонтирует Челябинская область. А неподалеку многоквартирные дома восстанавливает другой шеф-регион — Ямало-Ненецкий автономный округ.

Из подвалов — в квартиры

Новоселы отремонтированных домов — погорельцы. Жилье им выдали во временное пользование. Сроков, учитывая нынешние сложные реалии, никаких не поставлено: живите!

В одной из квартир мне открывают супруги Анатолий и Светлана. Он металлург со стажем более 40 лет, она бывшая медсестра. Два года — 22-й и 23-й — они провели в подвале. В прошлом году и туда прилетел снаряд, начался пожар. Выбрались. Несколько дней ночевали на лавочке, укрывшись одеялами. Мыкались где-то. А в минувшем декабре им вручили ключи от двухкомнатной квартиры. Новый год встретили в тепле, с водой, с электрическим светом. «До сих пор отогреваемся и телом, и душой», — говорит Светлана.

Новосёлы Анатолий и Светлана - два года прожили в подвале

Новоселы Анатолий и Светлана, два года прожили в подвале

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

Вместе с Павлом мы посещаем несколько других объектов. На окраине ремонтируется храм Марии Магдалины — покрывается сусальным золотом малый купол на звоннице. Рядом — приведенный в порядок и выкрашенный мемориал воинам Великой Отечественной с взвившемся в небо самолетом МиГ (после 2014 года это памятное место националисты заливали краской). Тут же колокол, установленный уже в честь нынешних героев. На строительной площадке ближе к центру обшитая коробка будущей администрации. Здесь разместятся под одной крышей МФЦ, пенсионный фонд, банк, ЗАГС. Не придется мотаться в Донецк. Здание обещают открыть в скором времени.

После полудня на улице Гагарина среди спешащих в разные стороны бойцов замечаю группку пожилых женщин — они ждут той самой маршрутки, единственного пока канала связи с «большой землей». Стоимость до Донецка — 60 рублей, время в пути — почти два часа (ехать приходится окружным путем). Одна жительница отправляется на работу — устроилась консьержкой в высотке в республиканской столице. Другая — к студенту-внуку. Третья — в аптеку в Ясиноватую: в местном пункте есть далеко не все препараты. Четвертая хочет поспеть на рынок.

Отреставрированный мемориал
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Прудников

Обращаю внимание, что и мирные, и военнослужащие очень похожи и как будто сливаются на этих улицах в одно целое. Из-за вынужденного соседства все давно друг другу свои. Форма одежды у всех рабочая или полевая. А на лицах несмываемая усталость и озабоченность — ни тем, ни другим спокойно выдохнуть и отдохнуть, к сожалению, возможности пока нет.

Читайте также
Прямой эфир