Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Мирный житель погиб при атаке FPV-дрона ВСУ по автомобилю в Брянской области
Мир
Стало известно о 500 погибших в результате беспорядков в Иране
Мир
Минобороны Белоруссии сообщило о 16 вылетах самолетов НАТО на территории страны
Мир
В США был внесен законопроект «об аннексии и государственности Гренландии»
Мир
Белый дом анонсировал встречу Трампа с лидером оппозиции Венесуэлы Мачадо
Происшествия
В Ельце зафиксировали падение БПЛА в промышленной зоне
Мир
В АТОР назвали самые дорогие туры за рубеж и по России в 2025 году
Мир
Родригес ответила на заявления Трампа об управлении Венесуэлой
Авто
Mercedes-Benz зарегистрировала товарный знак в России
Происшествия
При атаке БПЛА ВСУ на Воронеж были повреждены свыше 50 домов и 86 автомобилей
Мир
В Белом доме заявили о готовности Трампа использовать военную силу против Ирана
Мир
Медведев иронично прокомментировал намерение Трампа присоединить Гренландию
Мир
Во Франции назвали детской реакцию МИД страны на «Орешник»
Спорт
ХК «Торпедо» обыграл московское «Динамо» со счетом 4:3
Мир
IATA изменила правила провоза пауэрбанков на борту самолетов
Мир
В Сербии заявили о близком проигрыше Украины и Евросоюза
Мир
Белый дом пригрозил не пропускать танкеры Венесуэлы без одобрения США

Тарифная травля

Политолог Екатерина Заклязьминская — о том, как будут развиваться отношения Китая и ЕС на фоне торговых войн
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Пекине не удивлены охлаждением отношений между Вашингтоном и Брюсселем после возвращения Трампа в Белый дом. С 2024 года Си Цзиньпин заблаговременно начал укреплять политический диалог с Евросоюзом. Китайский лидер посетил Францию, Сербию и Венгрию. Это был его первый визит в ЕС после пятилетнего перерыва. Си успел встретиться не только с лидерами этих государств, но и с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен.

Китай и Евросоюз остаются важнейшими торговыми партнерами: для КНР ЕС — второй по объемам поставок партнер после стран АСЕАН, для ЕС КНР — главный торговый партнер. В 2024-м взаимная торговля достигла $785,82 млрд. На Китай приходится около 21,3% всех поставок в Евросоюз, в КНР направлено около 8,3% всего экспорта ЕС.

Евросоюз торгует с Китаем с торговым дефицитом, который в 2024 году составлял $247 млрд. Это прежде всего связано с тем, что Китай не заинтересован в закупке европейских товаров с высокой добавленной стоимостью, поскольку производит их сам. Основной интерес Пекина — это сырье и микрочипы. Ни то ни другое не стало конкурентным преимуществом ЕС. Среди крупнейших партнеров Китая в Евросоюзе назовем Германию, Нидерланды, Францию, Италию и Швейцарию. В Германии Китай закупает автомобили и автозапчасти, которые использует на своих производственных линиях, в Швейцарии — товары класса люкс. Евросоюз приобретает китайскую электронику, бытовые приборы и телекоммуникационное оборудование.

Но еще в первый президентский срок Трампа Евросоюз поддержал политику сдерживания Китая. В 2019-м Пекин был назван системным соперником. В 2021 году Брюссель взял курс на снижение зависимости от КНР. Торгово-экономические отношения между странами начали стремительно ухудшаться. Евросоюз инициировал антидемпинговые расследования по отношению к китайским электромобилям. Рост протекционизма в Европе отразился введением в июле 2024 года импортных пошлин на электрокары из республики в размере от 17,4 до 37,6%. На американские электромобили Tesla китайской сборки были наложены щадящие пошлины в размере всего 7,8%.

Весь 2024 год Китай пытался углубить торгово-экономические связи с ЕС. Лучших результатов он добился в сближении с Центральной и Восточной Европой: в прошлом году двузначный рост показала торговля КНР с Сербией (на 31,8%), Румынией (на 27,4%), Боснией и Герцеговиной (на 15,2%), Хорватией (на 16,8%) и Венгрией (на 11,6%). С Германией, главным партнером Китая в ЕС, за рассматриваемый период торговля выросла всего на 0,8%. Ухудшение отношений в связке КНР – ЕС отражается в падении китайского импорта из Евросоюза. В I квартале 2025 года он сократился на целых 6,3%.

Война пошлин, развязанная Вашингтоном, действительно стала катализатором примирения между Пекином и Брюсселем. Тарифное безумие, которое затронуло более 200 стран мира, не обошло и Евросоюз: Трамп запланировал введение 20-процентных пошлин на страны ЕС. Напомним, что на Китай из-за «непослушного нрава» и встречных тарифов были наложены импортные пошлины в размере 145%.

До отката Вашингтоном импортных тарифов до базовых 10% на 90 дней 11 апреля Пекин предпринимал активные попытки сближения с Евросоюзом. 8 апреля, накануне предоставленной странам трехмесячной передышки, состоялись переговоры премьер-министра КНР Ли Цяна с главой Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен. Китай вспомнил, что стороны — важнейшие торговые партнеры, интересы которых тесно переплетены. Китайский премьер напомнил, что страна выступает за «экономическую глобализацию и либерализацию торговли». Стороны выступили за «переговорное разрешение текущей ситуации» и за недопущение дальнейшей эскалации. Примерно тогда же Пекин обозначил намерение о проведении совместного с Евросоюзом крупного саммита в конце июля 2025 года, как раз по истечении 90-дневного моратория. Весна и начало лета станут тем самым переговорным окном для многих стран мира. Речь о контактах как с США, так и с Китаем с целью снизить возможные последствия высоких тарифов.

Еще одним важным сюжетом, сближающим позиции Пекина и Брюсселя, стали введенные Трампом пошлины в 25% на все импортируемые в США автомобили. 11 апреля стороны приступили к обсуждению смягчения тарифной политики ЕС по отношению к китайским электрокарам и замены пошлин на систему минимальных цен.

Дальнейший сценарий развития торгово-экономического диалога между Китаем и Евросоюзом труднопрогнозируем. Вероятность негативного сценария и введение обещанных 20-процентных американских пошлин на ЕС высоки. В таком случае Пекин и Брюссель будут вынуждены сближаться, стремясь найти наиболее выгодные, компромиссные условия сотрудничества. На встрече с Ли Цяном Урсула фон дер Ляйен напомнила о необходимости выравнивания торгового баланса между странами, а также о предоставлении европейским товарам доступа на китайский рынок.

Брюсселю в сложившейся ситуации приходится лавировать. При любом развитии тарифной войны он будет вынужден сесть за стол переговоров с Пекином, поскольку США не откажутся от политики сдерживания Китая, а тот, в свою очередь, не оставит попытки поисков новых рынков сбыта для своей продукции в третьих странах.

Пекин, в свою очередь, нацелен на поиск единомышленников и создание «антитарифного» союза. Любые намерения Вашингтона по изоляции Китая обречены на провал, поскольку страна в настоящий момент стала крупнейшим торговым партнером для большинства государств мира. Стремление исключить КНР из глобальных цепочек добавленной стоимости навредит как национальным экономикам этих стран из-за отсутствия альтернативы республике, так и обычным гражданам, которые утратят возможность покупать привычные китайские товары.

У КНР и ЕС есть как совпадающие, так и расходящиеся интересы. Конкуренция между сторонами не спадет. Китай и ЕС продолжат искать новые рынки сбыта для своей продукции, однако общая беда сплотит их между собой, подтолкнет к поискам компромиссов и вынудит отложить застарелые проблемы в долгий ящик.

Автор — ведущий научный сотрудник Центра мировой политики и стратегического анализа ИКСА РАН

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир