Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Мелони признала отсутствие возможного ответа в случае аннексии США Гренландии
Общество
Путин отметил работу задействованных в зоне СВО российских следователей
Мир
Президент США сообщил об аресте виновника утечек по Венесуэле
Мир
Трамп отказался прямо ответить на вопрос о военных действиях США против Ирана
Мир
Дмитриев запустил в соцсети X опрос о возможной отставке Стармера
Мир
Трамп предложил журналистам несвежее молоко в ходе церемонии подписания указов
Мир
РФ учтет планы ЕС по созданию европейской армии в военном планировании
Мир
Россия направит в Бразилию делегацию для работы комиссии по сотрудничеству
Общество
Актеру Колганову продлили арест по делу о распространении детской порнографии
Мир
Трамп заявил о прекращении убийств в Иране
Общество
Минобрнауки изменило правила поступления в вузы в 2026 году
Мир
Глава МИД Дании заявил о неизменности позиции США по Гренландии
Мир
Белый дом опубликовал картинку с Гренландией на распутье
Мир
ЕС потратил на Украину почти €200 млрд и выделит еще €90 млрд в 2026-2027 годах
Мир
Лидеры парламента ЕС призвали определить конкретную поддержку для Гренландии
Мир
Медведев выразил уверенность в передаче Европой Гренландии Соединенным Штатам
Происшествия
Футболист и воспитанник ЦСКА Лайонел найден мертвым в Подмосковье

Мир будущего

Военный эксперт Дмитрий Корнев — о том, как можно обеспечить контроль прекращения огня на Украине
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

«Перемирие» — новое слово в средствах массовой информации и в устах политиков многих стран. Его условия обсуждаются в переговорах между президентами России и США. Пока предполагается, что оно будет временным — на 30 дней. Условия перемирия становятся предметом переговоров прямо сейчас — возможно, это будет ограничение ударов по объектам инфраструктуры (как минимум, энергетической). Возможно, проследует полное прекращение огня на всей линии боевого соприкосновения в зоне специальной военной операции. Тут возникает вопрос: как будет контролироваться этот процесс сторонами конфликта?

Вопрос не праздный и не простой: протяженность линии соприкосновения вооруженных сил двух стран составляет около 2 тыс. км. Если на каждый километр этого расстояния поставить по наблюдательному посту, то это 2 тыс. объектов, которые нужно построить, подготовить, оснастить техникой и разместить на местности. Немаловажный момент — необходимость обеспечения безопасности наблюдателей.

Еще один фактор: эти люди должны быть согласованы обеими сторонами конфликта и, конечно, не восприниматься ими как силы, работающие на противоположную сторону. Всё это необходимо определить заранее в ходе переговоров.

Давайте попробуем разобрать возможные варианты решения этого уравнения с массой неизвестных. Исходя из текущих реалий, обсудим то, как может быть реализован контроль выполнения возможного перемирия.

Если в договоренность будет включено и прекращение ударов по объектам инфраструктуры и огня на линии боевого соприкосновения, то необходимо будет обеспечить контроль завершения боевых действий на земле, в небе и на море.

Причем всеми видами систем вооружений, начиная от стрелкового и закачивания дронами и ракетами. При этом, по логике перемирия, артиллерийские и ракетные системы сухопутных войск должны быть отведены в тыл воюющих сторон.

Что касается ограничения ударов по инфраструктурным объектам то, вероятно, с обеих сторон будет согласован их список — это может быть весьма внушительная бумага с сотнями наименований и точек координат. Само по себе утверждение двумя сторонами такого документа будет очень сложной задачей для переговорщиков. Но, уверен: в итоге список неприкасаемых объектов всё-таки может быть утвержден.

Далее возникнет вопрос о том, как будет обеспечиваться контроль прекращения огня. Самый простой способ — это разведение вооруженных сил сторон и ввод между ними наблюдателей. Чьи это могут быть силы в случае с Украиной, пока вопрос.

Но можно предположить, что на эту роль подойдут «голубые каски» ООН или воинские формирования из Индии или Китая. Вряд ли Российскую Федерация устроят миротворческие силы из стран блока НАТО.

Кроме того, основным драйвером миротворческого процесса сейчас выступают Соединенные Штаты, и именно они обладают средствами дистанционного контроля прекращения огня.

Если на то есть политическая воля американского руководства, то США могут обеспечить выполнение перемирия Украиной за счет своего влияния на киевские власти. А наблюдение за его ходом может быть обеспечено американскими космическими и воздушными средствами контроля. Так, например, США могут отслеживать любые пуски баллистических ракет.

Сложнее ситуация с контролем пусков крылатых ракет и работой РСЗО, но и он возможен, если использовать авиационный мониторинг с применением разведывательных дронов. БПЛА и средства радиотехнической разведки также могут отслеживать действия наземных сил в районе линии боевого соприкосновения. А также и активность FPV-дронов, и появление неопознанных объектов в воздушном пространстве.

При этом сторонами должна быть определена демилитаризованная полоса местности, в которой США могут всё мониторить.

В конце концов, если они действительно заинтересованы в перемирии, то могут обеспечить и его выполнение: у них для этого есть все необходимые технические средства.

Следующая проблема — проблема наблюдателей. Какие риски тут есть? Основной — это попадание мониторинговой информации той или иной стороне конфликта. Под подозрением тут, безусловно, Украина и ее союзники, так как она в последние несколько лет непрестанно пользуется и американскими, и натовскими разведывательными данными.

Соответственно, либо Соединенные Штаты должны прекратить обмен данными мониторинга с информационными системами НАТО, либо Североатлантический альянс должен прекратить обмен данными с Киевом и, как минимум, на время перемирия. С учетом большого мирного импульса Трампа это вполне решаемая задача.

Есть и альтернативные варианты — использование вместо американских национальных мониторинговых систем международных средств. Эта также возможно, хотя и сопряжено с определенными затратами и организацией взаимодействия нескольких национальных разведывательных систем.

Увы, в Европе не осталось по-настоящему нейтральных государств, и, следовательно, непредвзятые наблюдатели могут найтись или в Азии, или в Африке, или, допустим, в Латинской Америке.

Все вопросы мог бы решить Китай, но маловероятно, что США согласятся на его монопольное участие в контроле процесса прекращения огня. Следовательно, альтернативу Америке могут составить только некие международные наблюдательные силы.

Какое в итоге будет принято решение о контроле за перемирием, думаю, мы узнаем в ближайшие дни. Этот вопрос, в принципе, решаемый, если на то есть воля всех договаривающихся сторон.

Главное тут — обеспечить равные условия и исключить игру в одни ворота, которую уже не раз устраивали наши «партнеры» из блока НАТО. Тогда, вполне возможно, за небольшим 30-дневным перемирием удастся нащупать долгий, прочный и приемлемый для всех мир.

Автор — военный эксперт, главный редактор интернет-проекта Military Russia

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир