Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Москве провели литературно-музыкальный праздник «Победа с оркестром»
Происшествия
В Ленобласти после атаки ВСУ обнаружили пораженные части беспилотника
Мир
В центре Вены началась акция против политики правительства Австрии
Мир
В Германии решили переименовать партию Сары Вагенкнехт
Мир
Аэропорт Вильнюса временно приостановил работу
Армия
Силы ПВО уничтожили восемь дронов ВСУ над территорией России за четыре часа
Мир
В США 18-летнего студента арестовали за поджог спящего пассажира в метро
Мир
Independent сообщила о предстоящей встрече европейских лидеров с Зеленским в Лондоне
Происшествия
В Брянской области водитель грузовика пострадал при атаке дрона ВСУ
Мир
В США отметили превышающие помощь Украине закупки российского газа со стороны ЕС
Мир
Ливан арестовал шестерых человек за нападение на патруль ООН
Мир
Президент Словакии отметил бесполезность отправки денег для военных нужд Украины
Мир
Зеленский подтвердил визит в Лондон на следующей неделе
Спорт
ФК «Спартак» сыграл вничью с московским «Динамо» со счетом 1:1 в матче РПЛ
Мир
Саркози питался в тюрьме батончиками мюсли и молочными продуктами
Общество
Термин «тревожность» стал словом года в России
Мир
Пожар в Праге уничтожил ретроавтомобили стоимостью около $10 млн
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Фондовый рынок США пережил очередной «черный понедельник», с сильнейшим обвалом основных индексов с 2022 года. Больше всего пострадали акции технологических компаний, которые до этого были основными драйверами роста. Одной из главных причин обвала стали переживания инвесторов по поводу возможной рецессии в США. Вероятность такового исхода пока составляет от 20% до 40%, но постоянно растет, по мнению аналитиков. Причин у рецессии крупнейшей экономики мира в 2025 году может быть сразу несколько, но вкупе с непростым положением дел у других глобальных лидеров эффект способен стать таким, что захлестнет весь мир. Подробности — в материале «Известий».

Медведи возвращаются

10 марта состоялся крупнейший спад котировок на американском рынке акций за последние два с половиной года — последний раз такое случилось в сентябре 2022-го. Индекс Dow Jones, сводный для акций 30 самых больших публичных корпораций Америки, обвалился почти на 900 пунктов, или 2,08%. Более широкий индекс S&P 500 упал на 2,7%. А высокотехнологичный Nasdaq опустился сразу на 4%.

В последний месяц на биржах США вообще сложилась неприятная ситуация. Общие потери в рыночной капитализации по сравнению с февральским пиком составили $4 трлн. Состояние богатейших американцев вроде Джеффа Безоса и Илона Маска обрушилось на десятки миллиардов долларов. Хотя официально медвежий рынок всё еще не объявлен, это может случиться в любой момент.

Маск
Фото: Global Look Press/Arne Dedert

Происходящий на американских рынках спад вполне ожидаем и не является каким-то «черным лебедем». У этого процесса есть множество причин. В частности, называется политика администрации Трампа в отношении торговых пошлин, которая подорвала уверенность в завтрашнем дне у американского бизнеса. Многие компании сейчас прогнозируют сокращение прибыли в ближайшие кварталы, что неизбежно сказывается на цене акций. Однако только это не может объяснить падение котировок: в конце концов, застрельщиками процесса являются акции технологических организаций (Tesla, Amazon, Nvidia и т.д.), а они от импортных тарифов зависят весьма умеренно.

биржа
Фото: TASS/EPA/SARAH YENESEL

Другой причиной является неизбежная коррекция после долгого масштабного роста. Хотя американские компании сейчас получают впечатляющие прибыли, их оценка объективно завышена. Соотношение стоимости акций к прибыли на пике (P/E) составляло почти 25х, что по историческим меркам слишком много. Для сравнения, бумаги компаний ЕС торгуются на уровне 12x, а российский рынок идет совсем уж по дешевке — около 4x. У такой разницы есть и объективные причины, но даже с их учетом американские фирмы выглядят переоцененными.

Наконец, непосредственной причиной обвала последних дней стала откровенность высших лиц США насчет экономического спада в стране. К примеру, президент Дональд Трамп уклонился от вопроса про рецессию и, более того, намекнул на утвердительный ответ, заявив, что экономике Америки в ближайшее время придется испытать «некоторые сложности» ради долгосрочного выигрыша. Что характерно, обычно официальные лица до последнего отрицают возможность реализации «р-слова», но в этот раз всё довольно откровенно.

Да здравствует рецессия

Почему США грозит рецессия, хотя еще несколько месяцев назад таких предположений не делалось? Прежде всего вспоминаются тарифы Трампа. Здесь они куда более к месту. Для Китая пошлины уже дважды повышались на 10%. 25-процентные тарифы с апреля получат Мексика и Канада, а вскоре очередь может дойти до Евросоюза и остального мира. Это значит, что позиции иностранных поставщиков на американском рынке резко ослабнут. Но трудно будет и самим американцам, поскольку большая часть их промышленности так или иначе зависит от иностранного сырья или частей. К примеру, большие убытки грозят автомобилестроителям.

Другой вид активности новой республиканской администрации также повышает вероятность рецессии. К всеобщему удивлению, Трамп поставил задачу сократить бюджетные расходы при помощи департамента государственной эффективности и других мер. А это означает, что фискальный стимул, на котором в последние годы ехала американская экономика, будет постепенно выдыхаться.

Трамп
Фото: REUTERS/Craig Hudson

Действительно, США достигли при Джо Байдене неплохого экономического роста — около 3% в год, но это было обеспечено бюджетными дефицитами, превышавшими 5–6% на протяжении нескольких лет подряд. Фактически экстренная политика поддержки экономики превратилась в каждодневную норму. Серьезная попытка такое исправить быстро приведет к серьезной «ломке».

Не меньшие проблемы для показателей роста экономики может вызвать и антимигрантская программа США. Дело даже не столько в сокращении рабочей силы, сколько в потребительской активности. Население США росло в последние годы за счет массовой миграции. Мигранты, будучи в подавляющем большинстве молодыми людьми, тратили всё, что зарабатывали — или получали от государства, что давало стимул всей экономики. Хотя большинство американцев от этого мало выигрывали, рост продолжался, и компании могли на этом зарабатывать.

Наконец, ключевой момент — уже упомянутое спокойствие Трампа и его команды по факту возможной рецессии. Министр финансов Скотт Бессент, как и Трамп, считает, что спад может стать «детоксом» для американской экономики. Впечатляющий контраст с предыдущими администрациями, которые были готовы тратить любые деньги (не говоря уж о словесных интервенциях), лишь бы избежать кризиса.

Чем хуже, тем лучше

Линия поведения американского правительства выглядит удивительной — но только на первый взгляд. Своя логика в ней есть. Трамп, Бессент и другие представители финансовых властей, видимо, считают, что рецессия всё равно неизбежна. А значит, лучше ее подтолкнуть и переждать спад в начале электорального цикла. Тем более что так будет гораздо легче свалить ее причины на предыдущую администрацию (и в этом тоже будет немалая доля правды).

Наконец, обвал рынков и спад в экономике приводят (что мы сейчас и наблюдаем) к росту котировок государственных облигаций (трежерис), то есть облегчают рефинансирование американского долга. И в этом случае Белый дом остается в выигрыше. Соответственно, задача всего лишь в том, чтобы сделать посадку экономики управляемой и не допустить, чтобы рецессия превратилась в депрессию. Хотя в нынешней нестабильной ситуации ничего гарантировать нельзя.

Биржа
Фото: Global Look Press/Jimin Kim

Для остального мира американская рецессия станет очень плохой новостью. США — крупнейший потребитель планеты. Если их экономика сократится в придачу к введению тарифов, ориентированным на экспорт в Америку странам станет тяжело вдвойне.

Кроме того, спад в Америке накладывается и на другие трудности в мире. Китай прямо сейчас сталкивается с дефляцией, то есть постпандемийное восстановление буксует. Европа вроде бы воспрянула духом после объявления Германии о возможности принятия пакета на инфраструктуру на сумму до €800 млрд. Но эта щедрость может вызвать ненамеренные последствия в виде нового европейского долгового кризиса — доходности облигаций по всему ЕС взмыли вверх от одного только заявления потенциального канцлера ФРГ Фридриха Мерца.

Фондовый рынок
Фото: Global Look Press/Liu Yanan

России нужно будет в такой обстановке внимательно следить за ценами на сырье, которые почти наверняка упадут. Спад спроса окажется тяжелым грузом для российской экономики. Некоторой компенсацией этого снижения станет разве что усиление дефляционных процессов в остальном мире, которые неизбежно будут импортированы в РФ, ослабляя инфляционное давление.

Читайте также
Прямой эфир