Счетная палата назвала льготные режимы на Дальнем Востоке неэффективными

Преференциальные режимы для бизнеса на Дальнем Востоке недостаточно эффективны и не достигают целей, ради которых были созданы. Такой вывод сделала Счетная палата (СП) по итогам оценки работы «Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики» и целевой программы на Курильских островах (доклад есть у «Известий»).
Сейчас на Дальнем Востоке действует наибольшее количество особых режимов по сравнению с другими округами: 16 территорий опережающего развития (ТОР), территория свободного порта Владивосток (СПВ), специальный режим на Курильских островах, особая экономическая зона (ОЭЗ) в Магаданской области и режим региональных инвестпроектов (РИП). При этом они не образуют единую систему мер поддержки, отмечает СП.
Управлением дальневосточных преференциальных режимов занимаются различные федеральные и региональные органы, при этом льготы и меры поддержки в целом однотипны, отметила аудитор СП Наталья Трунова.
Счетная палата выявила и ряд других недостатков. Например, режим порта Владивостока не помогает интегрировать город в международную торговлю, так как большинство выделенных инвестиций направлены в строительство и логистику. А при создании ТОР не закрепляются цели по экономическому и бюджетному эффекту, то есть не уточняется, сколько компания должна в итоге заплатить государству.
Также Счетная палата считает проблемой, что большинство налоговых преференций действуют 10 лет. А значит, в ближайшие годы у многих резидентов ТОР и порта Владивосток льготный период закончится, и компании попросту могут прекратить свою работу — обязанности продолжать деятельность у них нет.
При этом преференциальный режим на Курилах вообще не дал ожидаемых результатов: каждый третий участник не ведет деятельность, а создано только 8% от запланированных рабочих мест.
По итогам анализа СП направила в правительство рекомендации доработать законодательство, чтобы совершенствовать льготные режимы. Также нужно установить мониторинг за компаниями, у которых заканчивается период налоговых послаблений. И наконец, вовсе отменить программу региональных инвестпроектов в ДФО, сохранив при этом льготы действующим участникам.