Потомок Миклухо-Маклая вернул жителям Папуа останки их предков
История полуторавековой давности получила неожиданное продолжение. Российский фонд вернул Папуа — Новой Гвинее реликвии, вывезенные этнографом Миклухо-Маклаем в XIX веке. Черепа местных жителей. Ученый тогда опроверг саму базу идеологии расизма, которую активно развивали на Западе. Подробности — в материале «Известий».
В национальных костюмах под бой барабанов жители Папуа — Новой Гвинеи встречают гостя из далекой России — знак особого уважения и почтения.
Прямой потомок великого русского антрополога Николая Миклухо-Маклая — его полный тезка — возвращает жителям этих территорий останки их предков. Полтора столетия назад выдающийся ученый с разрешения аборигенов вывез с острова 16 черепов. Сегодня это кажется немыслимым, но тогда это пришлось сделать и для того, чтобы опровергнуть откровенно расистские теории о том, что жители острова Новая Гвинея — не люди, а всего лишь какой-то переходный вид.
Событие, значимость которого едва ли можно переоценить. На церемонии — сотни человек, ведь связаны они не только общей ДНК, но и духовно. Каждый смог достойно, соблюдая обычаи и традиции, отдать дань памяти предкам.
«Много достаточно людей, и событие большое. Впервые оно проходит в Маданге, и, насколько я помню, в Папуа — Новой Гвинее», — заявил основатель Фонда имени Миклухо-Маклая, руководитель Центра изучения Южно-Тихоокеанского региона ИВ РАН Николай Миклухо-Маклай – младший.
Все эти годы черепа хранились в музее университета Сиднея. Увидев их там еще три года назад, Миклухо-Маклай – младший заметил, что на многих черепах были имена. Он отправился в долгую экспедицию и, познакомившись со старейшинами многих кланов, смог установить, к каким местным кланам относятся эти имена.
«Я — потомок Панаки. Панаки — вождь, боец. Я никогда не знал, что череп моего предка Панаки находится в сиднейском университете», — заявил местный житель Стаби Игу Гасом.
Именно Фонд Миклухо-Маклая вел кропотливые, долгие переговоры с австралийской стороной о возращении останков на родину, осознавая значимость этого события для местных жителей.
«В ходе опроса я провел более 20 интервью, которые были с группами. Мне удалось сделать фотовидеофиксацию, подтверждающую что они хотят, чтобы эти черепа оказались вместе на той земле, откуда эти люди. Соответственно, получилось так, что они поручили и попросили меня быть представителем в Австралии для того, чтобы я был представителем Берега Маклая, как Миклухо-Маклай когда-то, 150 лет назад», — рассказал Миклухо-Маклай – младший.
Побережье в Папуа — Новой Гвинее протяженностью 300 км до 1914-го носило имя великого ученого. Выйдя из Кронштадта в ноябре 1870-го на корвете «Витязь», Миклухо-Маклай пересек полмира — европейские столицы, Атлантику, Южную Америку, Тихий океан и только через 11 месяцев причалил к тому самому северо-восточному берегу Папуа — Новой Гвинеи. Миклухо-Маклай стал первым европейцем, вступившим на те земли.
«Думали, что он не выживет. Когда он отправлялся в свое путешествие, к нему подошел великий князь Константин, попечитель Русского географического общества, потому что при его поддержке как бы они отправили корвет «Витязь», военный корвет, высадить Миклухо-Маклая. Так вот, они должны были высадить его, и он сказал, что хотел бы оставить свои записи, чтобы они через год пришли и забрали их. О том, что он выживет, даже не было речи», — заявил Миклухо-Маклай – младший.
А он не просто выжил, а стал настоящим другом для аборигенов. До него жизнь племен, как правило, изучали с безопасного расстояния: с бортов кораблей, по рассказам миссионеров. Он не просто наблюдал, а погружался: жил среди аборигенов, учился ремеслам, собирал сказания и легенды. И рисовал почти с фотографической точностью всё, что видел: жилища, одежду, украшения. Всё это дало богатый материал для исследований.
«Должен вам сказать, он фактически первый открыл правильное системное изучение культуры, традиций народов. Мы должны говорить о том, что до этого не считалось настолько приоритетно изучать это всё. Ведь в большей степени интересовались букашками, таракашками и ни в коей мере не культурными традициями, которые записывались достаточно поверхностно», — отметил Миклухо-Маклай – младший.
А потому здесь не просто знают, кто такой Миклухо-Маклай, но и хранят память о великом ученом. Он бывал здесь неоднократно и провел в общей сложности на северо-востоке острова два с половиной года из своей очень короткой жизни. Его называли лунным человеком и это тоже знак особого почтения и уважения.