Сергей Гущин, бизнесмен, эксперт транспортной отрасли. Биография


Гущин Сергей Анатольевич (Sergey Gushchin)
Дата рождения | 28.04.1966 г. |
Род деятельности | Логистика |
Семейное положение | Женат, шестеро детей |
Увлечения | Хоккей, катание на велосипеде, гольф |
Гущин Сергей Анатольевич — предприниматель, с нуля создавший крупный бизнес в сфере железнодорожных перевозок. Успешно развивал предприятия и в других отраслях. На данный момент вышел из всех проектов в России и сосредоточил свою деловую активность за рубежом.
Ранние годы и образование
Родился 28 апреля 1966-го в Воронеже. Учился в городской школе № 33. В те годы будущий бизнесмен занимался боксом. Увлекался судо- и авиамоделированием, изучал радиотехнику.
В 1981-м, окончив восьмой класс, Сергей Гущин устроился на шинный завод, обеспечив себе первый самостоятельный заработок.
В том же году начал получать образование в Воронежском техникуме строительных технологий. Впоследствии окончил радиотехнический факультет Воронежского государственного технического университета. Позднее предприниматель обучался в АНХ (сейчас — РАНХиГС) по специальности «Финансы и кредит», а затем проходил там профессиональную переподготовку в области бизнеса и финансов.
Гущин Сергей: на пути к бизнесу
В 1987-м устроился на завод вычислительной техники, где работал его отец. Там Сергей Гущин занимался ремонтом копировальных машин. Благодаря своей работе он смог установить контакты с различными организациями, включая предприятия железнодорожной отрасли — «Юго-Восточную железную дорогу» и «Воронежский вагоноремонтный завод». Это оказало большое влияние на будущую карьеру предпринимателя. В то время Гущин получал 20% от стоимости произведенных работ. Для повышения квалификации проходил обучение в Риге, где изучал зарубежные копировальные машины.
Свой первый серьезный гонорар Сергей Гущин получил за ремонт копировального аппарата одного из предпринимателей. Работа принесла ему три сотни рублей при месячной зарплате в двести. После еще одного подобного заказа он решил развивать собственное дело.
Сергей Гущин изучил специализированную литературу по экономике и организации бизнеса. В партнеры он позвал своего наставника с завода. Благодаря установленным ранее контактам с различными организациями они начали предоставлять коммерческие услуги. Один из первых контрактов принес им 5 тыс. рублей — солидная сумма по тем временам.
В 1991-м основал компанию «Альфа-Сервис». Партнеры самостоятельно разработали устав и сформировали команду.
Сам Сергей Гущин, биография которого на протяжении двадцати лет была связана с железнодорожной сферой, считает 1995 год поворотным моментом в развитии бизнеса. После поставки пяти копировальных аппаратов заказчик предложил вместо денежной оплаты тариф на железнодорожные перевозки, что открыло возможности для работы в сфере железнодорожной логистики.
Железнодорожные перевозки
В 1996-м Сергей Гущин участвовал в создании воронежского подразделения транспортно-экспедиторской компании «Петра», которая специализировалась на железнодорожных грузоперевозках. Для этого он отстранился от непосредственного руководства «Альфа-Сервисом» и передал своему партнеру долю в этом предприятии.
Когда в 1998-м разразился финансовый кризис, компания «Петра» свернула свою деятельность в Воронеже. Однако к этому моменту Сергей Гущин уже занимался развитием независимого бизнес-проекта.
В 1997-м совместно с компаньоном он создал и возглавил ООО «Фирма "Трансгарант"». Это был один из первых частных железнодорожных операторов России. Компания начинала свою деятельность с оказания экспедиторских услуг.
В 2000-м Сергей Гущин одобрил стратегическое решение о формировании собственного парка «Трансгаранта». Начали с приобретения и восстановления подержанных вагонов различного назначения. Со временем количество подвижного состава в распоряжении компании существенно увеличилось.
Компания предоставляла различные виды услуг: организацию грузоперевозок с экспедированием, аренду подвижного состава, включая локомотивы, контейнерные перевозки на собственных платформах. Кроме того, клиенты могли воспользоваться системой отслеживания грузов.
Клиентская база перевозчика, которым руководил Сергей Гущин, охватывала предприятия различных отраслей: металлургии, химической индустрии, лесной промышленности, нефтяного сектора, энергетические, строительные и другие компании.
В 2004-м Гущин Сергей вместе с деловым партнером продали 50% акций своего предприятия компании «Северстальтранс» (два года спустя этот пакет отошел Группе FESCO).
«Трансгарант» был пионером в области цифровизации транспортной отрасли. Внедренная автоматизированная система управления подвижным составом позволила повысить доходность при оптимизации затрат на обслуживание вагонов. Гущин Сергей Анатольевич всегда подчеркивал особую роль команды в успехе компании.
В 2006-м дочерняя компания «Трансгаранта» — «Универсал ТрансГрупп» — совместно с ЗАО «Ижорский трубный завод» реализовала инновационный проект: первую перевозку труб большого диаметра на новых специализированных длиннобазных платформах.
Также в 2006 году состоялась сделка, в результате которой партнеры по бизнесу получили 12% ГК FESCO (вместо доли в «Трансгаранте»). До 2009-го компаньоны входили в число акционеров Группы.
По итогам 2007-го «Трансгарант» продемонстрировал рост операционных показателей:
- грузооборот вырос до 25,7 млрд тонно-километров
- средняя дальность перевозки увеличилась на 33% (до 2,06 тыс. километров)
- доля порожних рейсов снизилась с 34% до 25%
В 2009-м Сергей Гущин совместно с партнером основал инвестиционно-промышленную группу «Гарант». Она стала собственником ряда предприятий, которые занимались ремонтом вагонов.
По договоренности с основным акционером FESCO Сергей Гущин и его деловой партнер развивали собственное транспортное направление, основанное на созданных ими с нуля компаниях по перевозке труб и танк-контейнеров. Бизнесмены сгруппировали эти транспортные активы под брендом Rail Garant, куда среди прочих вошли «РэйлСпецТранс», «Транс Синергия», «Спецтрансгарант». Последнюю фирму, к примеру, бизнесмен выстроил с нуля и довел ее парк до 5 тыс. интермодальных контейнеров для перевозки жидкостей, газов и порошков.
К завершению третьего квартала 2011-го общий парк Группы, соучредителем которой был Сергей Гущин, достиг 33 тыс. вагонов. Большую его часть (20 тыс. единиц) составляли полувагоны.
В том же году структура начала поставки энергетического угля для коммунально-бытовых нужд граничащих с Казахстаном регионов России.
В 2019-м он полностью вышел из операторского бизнеса.
Сергей Анатольевич Гущин: другие проекты
В 2009-м стал одним из основателей Автономной некоммерческой организации «Транспортная дирекция Олимпийских игр». Там он занял пост первого заместителя СЕО. В его обязанности входило формирование профессионального коллектива и организация логистических операций по доставке грузов.
Помимо этого, с 2010-го по 2019-й Сергей Гущин участвовал в создании и развитии компании «Сервисный центр Транстелематика». Она заняла значимое место на рынке технологических инструментов для транспортной отрасли, специализируясь на поставках оборудования и комплексных интеграционных решений:
- систем навигации ж/д грузов
- оборудования для автоматизации процессов управления парком
- систем для пассажирского транспорта, в том числе для отслеживания оплаты
С 2016-го предприниматель был совладельцем фирмы по вывозу, сортировке и ликвидации отходов «ЭкоЛайн». В 2020-м продал свою долю в компании. К 2025 году она стала обслуживать 6 млн человек. Компания вывозит с территории столицы более 4 млн тонн мусора в год.
В 2018-м заинтересовался сельским хозяйством — Сергей Гущин стал совладельцем «Новой Зерновой Компании». Предприятие выращивало пшеницу, сою и подсолнечник на территории более 20 тыс. гектаров в Белгородской и Воронежской областях. В 2023-м вышел из бизнеса.
В 2019-м Сергей Гущин основал холдинговую компанию «Рейл Сервис» и вошел в ее правление. Она специализировалась на ремонте вагонов, разработке и внедрении IT-решений в транспортной сфере. Формирование Группы началось за 12 лет до этого с учреждения первого вагоноремонтного предприятия. В дальнейшем активы были консолидированы в периметре «Рейл Сервиса».
В ноябре 2023-го предприниматель продал свою долю в Группе. А годом ранее — в октябре 2022-го — покинул совет директоров АО «Трансконтейнер», в составе которого он был с мая 2020-го.
Текущая деятельность
У Сергея Гущина, биография которого включает длительное участие в развитии отрасли железнодорожных перевозок, сегодня нет бизнеса в России — с 2018-го он реализует несколько проектов в ОАЭ.
Бизнесмен наладил систему поставок продовольственных товаров в ОАЭ и Саудовскую Аравию. Параллельно он основал компанию — оператора морских коммерческих грузоперевозок.
Также предприниматель создал радиостанцию «Волна» с трансляцией в Эмиратах. Этот медиапроект Сергей Гущин называет «бизнесом для души».
Занимается благотворительностью. Помог с восстановлением храма в селе Верхняя Тишанка Воронежской области, откуда родом часть его семьи. Отмечен Орденом РПЦ.