Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Россия подала жалобу на Латвию в МОК из-за запрета на въезд саночников
Мир
В Белоруссии задержали поезд из Петербурга по техническим причинам
Мир
Лукашенко рассказал о просьбе к Богу на Рождество
Мир
В СФ предложили Франции направить свои войска на защиту Гренландии
Мир
WP сообщила о 75 погибших при атаке США на Венесуэлу
Мир
Муж Брижит Бардо назвал причину смерти актрисы
Мир
Актриса «Очень страшного кино» Джейн Трка умерла на 63-м году жизни
Мир
Политолог назвал встречу «коалиции желающих» политической трескотней
Армия
ВС РФ впервые уничтожили украинскую РСЗО «Буран» в зоне СВО
Мир
Reuters заявило об угрозах США убийством главе МВД Венесуэлы
Происшествия
В Сочи начата проверка из-за массового отравления детской команды по регби
Общество
Власти назвали причину ограничения мобильного интернета на Камчатке
Мир
Во Франции указали на последствия захвата Гренландии США
Мир
Туадера назвал успешной работу российских инструкторов в ЦАР
Мир
Во Франции сообщили о заморозках в школах из-за непогоды
Общество
Минюст разработает закон о сборе биометрии у подозреваемых без их согласия
Мир
Президент ЦАР рассказал о борьбе страны со всеми формами неоколониализма

НАТО ли это

Аналитик ВШЭ Тигран Мелоян — о том, как страны альянса реагируют на призывы Трампа увеличить расходы на оборону
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Возвращение Дональда Трампа на пост президента возобновило дискуссии о расходах НАТО на оборону. Трамп призвал страны альянса увеличить свои оборонные расходы с текущего целевого показателя в 2% ВВП до 5%. Такое положение дел обещает сделать дебаты о будущем НАТО еще более бурными и способно привести к росту напряженности в отношениях между отдельными государствами — даже несмотря на наличие идеологической близости.

Трамп исходит из логики, что европейские государства недофинансируют свои оборонные бюджеты, и это не только ставит под вопрос уровень их боеспособности и вовлеченности, но и подрывает единство альянса. На саммите НАТО в Брюсселе в июле 2018 года Трамп уже был близок к объявлению о выходе США из военно-политического блока. Он вполне может сделать то же самое в свой второй срок, если почувствует нежелание разделить финансовое бремя, которое несут на себе Штаты.

В широком смысле стратегия Трампа включает в себя сокращение ненужных военных обязательств США, сосредоточившись вместо этого на областях, жизненно важных для американских интересов. Это означает усиление контроля США в Западном полушарии, Тихом океане и Арктике при снижении приоритетности Европы.

Между тем европейские лидеры выражают скептицизм относительно возможности достижения столь высокой планки. Например, министр обороны Италии Гвидо Кросетто и министр обороны Германии Борис Писториус заявили, что достижение 5% является для их стран нереалистичным. Показательным моментом здесь также является то, что к 2024 году только 23 из 32 государств-членов НАТО смогли достичь существующего целевого показателя в 2% ВВП (по сравнению с шестью странами в 2018-м).

В настоящее время можно выделить три основные группы европейских стран, исходя из степени их вовлеченности в построение функционирующих трансатлантических отношений. В первую группу входят Польша, государства Северной Европы и Балтии, большинство из которых разделяют взгляд о необходимости высоких расходов на оборону и прилагают для этого прагматичные усилия.

Ко второй группе относятся такие страны как Испания, Словения, Люксембург, Бельгия, Канада, Италия, Португалия, Хорватия, которые по-прежнему не в состоянии выполнить требования касательно 2% от ВВП, что в совокупности составляет более $42 млрд. При этом порочность круга состоит в том, что чем меньше с их стороны вложений, тем выше шанс, что в случае кризисной ситуации таким союзникам придется самим позаботиться о себе. Трамп ясно дал понять, что дни безоговорочной поддержки Европы со стороны США прошли.

Наконец, есть третья группа, представленная в лице Франции. Она хоть и привержена своим обязательствам в рамках НАТО, но выступает за европейскую стратегическую автономию. При этом имеются большие сомнения, что в среднесрочной перспективе ЕС будет наделен таким качеством. В любом случае, даже при возможном обретении стратегической автономии, такой формат исключает несколько крупных союзников — Великобританию, Канаду, Норвегию и Турцию.

Надо признать, что в свой первый срок Трампу уже удавалось убедить часть государств НАТО пойти на увеличение расходов на оборону и тем самым усилить возможности альянса. В текущем контексте особенно следует выделить страны восточного фланга, в частности Польшу, которая сегодня тратит более 4% своего ВВП, что больше, чем Соединенные Штаты (около 3,38%). Однако получится ли в итоге у Вашингтона заставить пойти на подобные расходы других союзников, покажет время.

В принципе, угрозы Трампа вкупе с продолжающейся специальной военной операцией России на Украине имеют определенные шансы подтолкнуть отстающие государства к пересмотру бюджета. По крайней мере, установить промежуточную цель между 2% и 5%, что выглядит куда более реалистичным.

В условиях, когда растет влияние Китая, а Россия постепенными шагами добивается поставленных целей на Украине, европейцам так или иначе придется считаться с мнением Трампа. Европа сейчас слишком слаба и зависима от США в сфере военной и энергетической безопасности, чтобы крепко стоять на ногах в эпоху турбулентности. Более того, США больше не нуждаются в Европе так, как когда-то, что заведомо ставит ЕС в слабую позицию.

Тем не менее из любой ситуации есть выход. Некоторые страны, такие как Германия и Австрия, могут отказаться от линии конфронтации и попытаться восстановить связи с Россией, а не капитулировать перед требованиями, выдвигаемыми из-за океана.

Автор — аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир