Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Бабиш заявил об отказе Чехии продать Украине самолеты L-159
Мир
Трамп пригласил президента Польши войти в «Совет мира» по Газе
Мир
Стёре рассказал о многократных объяснениях Трампу процесса выдачи Нобелевской премии
Мир
Несколько человек погибли в результате взрыва в Кабуле
Мир
Финансист назвал пошлины США из-за Гренландии неожиданностью для Европы
Мир
Reuters узнало о предложении ЦБ Индии связать цифровые валюты БРИКС
Мир
Мирзиёев получил приглашение от Трампа войти в состав «Совета мира» по Газе
Спорт
Теннисистка Андреева одержала победу на старте Australian Open
Мир
Кличко раскритиковал Зеленского за нерасчищенные сугробы на улицах Киева
Общество
В Норвегии предупредили о конфискации имущества граждан в случае войны
Мир
Состояние богатейших людей мира выросло до рекордной суммы
Мир
Филиппины обнаружили крупное месторождение газа впервые за 10 лет
Мир
Суд арестовал начальника учебного центра МВД по Коми
Наука и техника
Ученый предупредил о мощной магнитной буре и радиационном шторме
Мир
Представители Дании решили пропустить форум в Давосе из-за Гренландии
Мир
Трамп направил Лукашенко предложение Белоруссии стать учредителем «Совета мира»
Мир
FT узнала о смене повестки лидеров ЕС на встрече с Трампом в Давосе
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Теплая зима в средней полосе России — это очередной сигнал того, что идет глобальное потепление. И в ближайшие годы волны тепла будут происходить всё чаще, в том числе и в традиционно холодное время года, рассказал эксперт по вопросам климата фонда «Природа и люди» Алексей Кокорин. Он отметил, что через 40 лет средняя температура зимой в Московской области составит ноль градусов, что означает и отсутствие снежного покрова. О том, как адаптироваться к изменениям климата и можно ли остановить глобальное потепление, — в эксклюзивном интервью «Известиям».

«Во времена Пушкина такие волны тоже были. Но тогда они были где-то раз в 50 лет»

— Всемирная метеорологическая организация (ВМО) подтвердила, что 2024 год стал самым теплым за всю историю наблюдений. Как это влияет на планету?

Аномально теплый 2024 год был вызван тем, что естественные вариации и факторы наложились на более-менее монотонный тренд глобального потепления, который стал следствием антропогенного усиления парникового эффекта и возник в основном из-за сжигания ископаемого топлива. Так и получился рекорд прошлого года. Скорее всего, следующие годы будут менее рекордными для всего мира.

Но это не объясняет того, почему сейчас в средней полосе России теплая зима. Здесь другие процессы. Постоянно происходит перемещение воздушных масс с севера или с юга. В связи с потеплением в Арктике граница между ее холодным воздухом и теплыми массами умеренных широт становится более гибкой. По этой границе идут огромные волны, которые по глубине могут достигать половины России. Волна идет вниз — в Европе идет снег, волна вверх — происходит то, что мы видим сейчас в средней полосе России.

Эти волны усилились по абсолютной температуре на 1–2 градуса по сравнению с XIX и XX веками. Они стали также немного длиннее: охватывают по широте, например, не 2,5 тыс. км, а по 3 тыс. Они стали двигаться медленнее, а значит, длятся дольше: например, не две недели, а две с половиной недели. Но главное — они стали гораздо чаще. И во времена Александра Сергеевича Пушкина такие волны тоже были. Но тогда они были где-то раз в 50 лет, а сейчас в мире в целом стали происходить в пять раз чаще.

Вслед за одной волной теплого воздуха за ней может прийти и вторая. Что мы и видели в конце января этого года. Но в целом теплая зима в средней полосе — это сигнал, что глобальное потепление идет и нужно обратить внимание на большую частоту и силу опасных метеорологических явлений. Волны жары летом — опасное явление. Волны жары зимой — хоть и приятное для кого-то, но тоже опасное явление. Их число продолжает постепенно расти. Поэтому если глобально все ближайшие годы будут менее жаркими, чем 2024 год, это не означает, что в Москве, например, будет меньше волн тепла зимой или волн жары летом.

Отдыхающие в одном из парков в Москве
Фото: РИА Новости/Михаил Воскресенский

— Стоит ли россиянам привыкать к теплым зимам без снега?

— Да, стоит, хотя это очень медленный процесс. Привыкать к таким зимам придется, скорее всего, нашим детям, внукам.

Так, во второй половине XX века среднесуточная температура зимы в Московской области составляла –7 градусов. Согласно данным Росгидромета, с 1976 года зима в Московской области и в целом на северо-западе России потеплела на 3,5 градуса. По всей России — на 2,5 градуса. Таким образом, дистанцию от –7 до ноля глобальное потепление уже наполовину «съело». В ближайшие 40–50 лет тренд наверняка продолжится. То есть через 40 лет средняя температура зимы в Московской области будет ноль градусов. Это значит, что средняя зима будет без снега.

Конечно, возможны и отрицательные температуры. По данным Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова, она в Санкт-Петербурге, сильные морозы будут везде, но гораздо реже, чем сейчас.

С другой стороны, прорывы холодного воздуха всё равно не будут позволять выращивать в более северных регионах теплолюбивые культуры. Потому что заморозки всё равно будут, в том числе в мае–июне. А это означает, что выращивать что-либо новое будет сложно. Речь даже не про бананы, а про пшеницу, сливы, вишни. Особо теплолюбивые сорта, которые растут в Ростовской области, для нас не станут доступными.

Женщины в парке «Зарядье» в Москве
Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов

«По всему миру обостряются проблемы доступности воды»

— Какие еще могут быть последствия для природы и людей?

— По данным медиков, зимние волны тепла приводят к тому, что люди чаще болеют, особенно страдают метеозависимые. Я на собственном опыте сталкивался с тем, что врачи скорой помощи говорят: будет нормальная зима, будете чувствовать себя лучше. Хотя медиков больше волнуют летние волны жары, когда серьезно страдают люди с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Кроме того, так называемые южные болезни, например лихорадка Западного Нила, малярия, тоже идут на север, больше становится и клещей — переносчиков энцефалита. На сайте Главной геофизической обсерватории можно посмотреть детальный доклад с прогнозами для России, что ожидается и к чему надо адаптироваться. Он называется «Третий оценочный доклад России» и вышел в конце 2022 года.

Если говорить более глобально, то по всему миру обостряются проблемы доступности воды. Причем общее правило такое: там, где воды много, ее будет больше, где мало — будет еще меньше. В России, например, нехватка воды в Южном федеральном округе, от Крыма до Астрахани. Засухи там были всегда, но они станут происходить гораздо чаще, хотя температура воздуха поднимется на пару градусов. Это потребует перестройки сельского хозяйства и смещение его, например, на север Черноземья — в Воронежскую, Тамбовскую области.

Для всего мира проблемы с доступом к воде будут более острыми. От дефицита воды страдают огромные регионы Азии, Африки, даже Центральной Америки. Экономисты и социологи уже говорят об огромной миграции людей из-за дефицита пресной воды.

Засуха на Амазонке
Фото: REUTERS/Bruno Kelly

— Повлияет ли эта ситуация на возникновение природных пожаров?

— К лесным пожарам приводит комплекс причин, в том числе и человеческий фактор. То есть брошенный окурок, не затушенный костер. Но обилие сухостоя и длительная сухая и жаркая погода тоже становятся предпосылками к таким пожарам. Особенно в Южной Сибири.

Лесной пожар
Фото: РИА Новости/Илья Наймушин

«Откатить глобальное потепление назад не получится»

— Можно ли как-то затормозить глобальное потепление? Какие усилия для этого нужны?

Откатить назад этот процесс уже нельзя. Не в наших силах вернуть климат в состояние XIX века. Мы не можем быстро изъять из атмосферы большое количество углекислого газа. Леса могут изымать его, но это происходит медленно. Сейчас мы можем только предотвратить худшее развитие событий. Если к концу века мы всем миром остановим изменение климата на относительно безопасном уровне, то будет более или менее приемлемо. Конечно, климатическая миграция всё равно сохранится, но не на катастрофическом уровне.

Большинство стран так или иначе стремятся к углеродной нейтральности, к этому подталкивает и сама экономика, и мировые рынки. Россия декларирует намерение достичь углеродной нейтральности не позднее 2060 года. Если к 2080 году мир к этому придет, то и глобальное потепление удастся более-менее стабилизировать.

Раз у нас такая дистанция, мы не можем ничего откатить назад и понимаем силу опасных явлений, мы должны к этому адаптироваться. И для этого необходимо прилагать специальные усилия, которые требуют средств. В 2024 году адаптация к изменениям климата вошла в список приоритетных направлений научно-технологического развития страны, утвержденных президентом.

Адаптация касается разных уровней. И условий жизни, и сельского хозяйства, и качества дорог. Где-то нужна защита от наводнений, а где-то — посадить лесополосы в степной зоне.

Высоковольтные ЛЭП и трубы ГРЭС
Фото: РИА Новости/Илья Наймушин

— В природе всё взаимосвязано. Если в России экстремально теплая зима, то и в других частях планеты аномалии. Какие в этом году?

Закон сохранения энергии выполняется для всего земного шара в любой выбранный момент времени. На всей планете приповерхностный слой воздуха стал теплее на полтора градуса. Это значит, что если у нас сейчас на семь градусов теплее, значит, где-то на 5,5 градуса холоднее. То есть если на большей части территории России плюсовая аномалия, то на большей территории государства X или Y — минусовая. И этот размах достигает десяти градусов или даже больше.

Читайте также
Прямой эфир