Работа не вол: учителя просят оплачивать переработку как сверхурочный труд

Ввести понятие «сверхурочной работы» в регламентацию рабочего времени педработников предложил профсоюз «Учитель». Его обращение в Минпросвещения есть в распоряжении «Известий». В профсоюзе считают, что переработка свыше 18 часов в неделю для учителей должна оплачиваться по повышенному тарифу, а также просят определить предельную нагрузку на педагогов. Сейчас преподаватели работают в среднем на 1,5–2 ставки, констатировали в Общероссийском профсоюзе образования, но усомнились в возможности сверхурочной оплаты, призвав пойти более прямым путем — установить достойную оплату труда. Представители педагогического сообщества посетовали, что в ряде регионов ставки учителей не дотягивают до МРОТ, а более 18 уроков в неделю уже воспринимается как норма. О том, почему возник диалог у учителей, Минпросвещения, а также внутри педагогического сообщества о рабочем времени — в материале «Известий».
Какая нагрузка у учителей
Учебная нагрузка преподавателя свыше 18 часов в неделю (размер ставки учителя) должна оплачиваться как сверхурочная работа. С таким предложением в письме в Минпросвещения выступил профсоюз «Учитель». По Трудовому кодексу размер такой оплаты за первые два часа в полтора раза выше, чем обычная ставка, за последующие часы — в два раза.
«Педагогических работников прежде всего волнуют переработки, которые возникают в связи с высокой нагрузкой, нечеткой регламентацией разнообразной педагогической работы и рабочего времени», — отмечается в документе.
Причина появления письма — окончание общественного обсуждения проекта приказа Минпросвещения «О продолжительности рабочего времени (нормах часов работы за ставку заработной платы) педагогических работников…», он должен заменить аналогичный приказ Минобрнауки от 2014 года и будет действовать до 2031-го. В действующем приказе, который принимался еще до разделения Минобрнауки на два ведомства (Минпросвещения и Минобрнауки), и в новом проекте установлена продолжительность урочной деятельности в 18 часов в неделю.
В действующем документе есть предел нагрузки на педагога — 1440 учебных часов в год при норме за одну ставку в 720 часов в год. А согласно проекту приказа, руководство школы сможет самостоятельно устанавливать объем работы: он «определяется ежегодно на начало учебного года, устанавливается локальным нормативным актом организации и верхним пределом не ограничивается». Максимальная норма часов будет закреплена в трудовом договоре — и учителя с этим согласятся, подписав его.
«Передача определения должностных обязанностей учителя на усмотрение администрации образовательного учреждения приводит к принуждению учителей к неоплачиваемому труду в силу их зависимости от работодателя», — говорится в письме профсоюза.
На федеральном портале проектов нормативных правовых актов этот документ в рамках общественного слушания прокомментировали множество пользователей в разделе «Ваши предложения». Они заявляют, что проект приказа негативно скажется на системе образования, «закрепив сложившуюся дискриминационную систему оплаты труда педагогических работников», а кто-то и вовсе предположил, что новый приказ чреват урезанием зарплат.
В письме в ведомство профсоюз «Учитель» также просит уточнить список дополнительной работы для педагогов, добавив в «работу на информационно-коммуникационных платформах, в различных государственных информационных системах» — в связи развитием цифровизации образования. Так, полагают они, будет учитываться время на заполнение электронных систем.
«Необходимо однозначно указать на добровольность присутствия педагогического работника в образовательной организации во внеурочное время (в том числе в каникулы), ограничить продолжительность пребывания учителя в образовательной организации в связи с проведением уроков (не более восьми часов в течение рабочего дня)», — отмечается в письме.
«Известия» направили запрос в Минпросвещения с просьбой уточнить, почему раздел о пределе нагрузки отсутствовал в новом документе, а также попросили оценить предложения педагогического сообщества. На момент выхода материала ответа не поступило, но разработчик документа на портале проектов федеральных нормативных актов активно отвечал на комментарии пользователей. Они, в частности, предлагали также учитывать повышенную нагрузку как сверхурочный труд.
И представитель Минпросвещения указал, что в организациях сферы образования под понятие сверхурочной работы «подпадают лишь случаи продолжения работы воспитателями сверх установленного рабочего времени по инициативе работодателя при неявке сменяющего работника или родителей».
Также ведомство отметило, что педагогическая работа, выполняемая с письменного согласия сверх нормы, «оплачивается из установленного размера ставки заработной платы».
Профессор Института образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина напомнила «Известиям», что рабочая неделя педагога в целом должна содержать 36 часов: 18 часов на уроки и еще 18 на внеурочную деятельность.
— Если педагог ведет больше уроков, то за нормируемую часть он получает деньги, кратные его ставке, — объяснила Ирина Абанкина.
Какая нагрузка у учителей
Но и неурочной работы у педагогов получается зачастую больше отпущенных на это 18 часов, отметила учитель истории и обществознания в школе № 2 Свердловской области Марина Шарова. Опрошенные «Известиями» педагоги считают необходимым и индексировать такую деятельность.
— Для каждого рода деятельности, например, при прохождении учителями курсов по повышению квалификации, посещении совещаний или при работе с отстающими, должна быть предусмотрена и зафиксирована конкретная сумма, на которую будет повышаться зарплата. Надбавки не должны зависеть от количества часов или минут, которые человек затрачивает на то или иное мероприятие, — полагает учитель школы № 2045 в Зеленограде Александр Снегуров.
Учитель английского языка Елена Ворожейкина подтвердила, что сейчас учителя перерабатывают и на каникулах.
— И каникулы оплачиваются им так же, как обычное рабочее время. В эти дни они занимаются, например, проверкой олимпиад или подготовкой к урокам, — сказала она.
Учителя в среднем сейчас работают на полторы–две ставки, напомнил «Известиям» зампредседателя Общероссийского профсоюза образования.
— На это есть две известные причины — маленькие зарплаты, из-за чего люди выбирают себе нагрузку, чтобы хоть что-то получать. И вторая причина — нехватка учителей, потому что на такую зарплату люди, даже только что закончившие педвузы, не идут. В результате учителя работают и за отсутствующих предметников, — сказал он.
Заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Татьяна Куприянова скептически отнеслась к предложению оплачивать переработки как сверхурочный труд.
— Думаю, что такой нормы как нет, так и не будет. Работу педработников в течение всего учебного года в связи с дефицитом кадров к сверхурочной деятельности законодательство не относит. Сверхурочная оплата — только для экстремальных случаев, — сказала она.
Ирина Абанкина также назвала предложение по сверхурочной оплате за количество уроков свыше положенных 18 часов спорным. По ее словам, это будет сподвигать учителя брать больше часов, невзирая на качество, что приведет к перегрузке и выгоранию.
— Уже сейчас, согласно статистике, средняя нагрузка учителя — 26–27 часов, то есть примерно 1,5 ставки. Это связано с тем, что педагогов не хватает, а работающие заинтересованы в хорошей зарплате, поэтому берут больше уроков, — подчеркнула и Ирина Абанкина.
Она отметила, что внеурочную часть работы учителей также трудно будет оценить, если предположить, что за нее будут платить, как за сверхурочную. Подготовка к урокам, занятия с отстающими учениками, педсоветы, воспитательную работу сложно измерить в часах: опытный педагог, например, может за 20 минут подготовиться к уроку, начинающий может потратить на это же два часа.
Татьяна Куприянова призвала не искать дополнительных способов решения проблемы достойной оплаты труда педагогов, когда есть вполне очевидный путь.
— Надо повышать на федеральном уровне гарантии оплаты труда в виде ставок заработной платы, то есть должностных окладов, чтобы люди шли в школы, — сказал она.
Оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова пояснила, что в ряде регионов оклад учителя не дотягивает до МРОТ.
— При МРОТ в 25 тыс. рублей оклад учителя по одной ставке может составлять лишь 12 тыс., это сумма заложена в региональных постановлениях, — привела она пример.
Она также отметила, что 18 часов урочной деятельности региональные власти уже воспринимают «как некую экзотику». В частности, она привела в пример программу привлечения учителей в Московской области, где педагогам предлагается компенсация за жилье, если учитель ведет 27 уроков в неделю.