Социальный контур Правительства

Сказать, что нынешнему правительству пришлось работать в непростых условиях, — это ничего не сказать. Это была пятилетка вызовов и испытаний, которые надо было осознать, проанализировать в кратчайшие сроки, затем достойно на них ответить и преодолеть. При этом не просто справиться с управлением, но и показать пример стойкости, взвешенности, мудрости и оперативности всей стране.
Наша сфера благотворительности, волонтерства, НКО также ощутила на себе последствия всех обрушившихся на страну проблем — сначала ковида и вынужденной изоляции, затем санкций, потока беженцев, нуждающихся в поддержке; жителей и НКО новых регионов. Так, при введении ограничений и режима изоляции во время эпидемии ковида правительство, предлагая различные меры поддержки бизнеса, поначалу забыло о некоммерческом секторе, которому пришлось активно напоминать о себе. К счастью, очень скоро правительство нас услышало, и некоммерческий сектор получил весьма значимую поддержку, в том числе — возможность получать налоговый вычет для юридических лиц, жертвующих имущество и средства НКО, включенным в реестр Минэкономразвития. Эта мера была введена бессрочно и успешно работает до сих пор.
В целом, с уверенностью можно сказать, что, несмотря на возникающие сложности, правительство стабильно поддерживает развитие благотворительной, некоммерческой сферы, что способствует постепенному превращению НКО и волонтерского движения из «поддерживающего звена» в полноценную часть стратегических планов государства.
Как это реализуется на практике? Чтобы понять, достаточно вспомнить хотя бы несколько примеров включения инициатив НКО, родительской общественности в социальную политику, реализуемую правительством. Так, продолжается программа «Доступная среда», в которой, по инициативе общественности, заложено повышение качества и вариативности услуг для инвалидов и их семей.
Принят Федеральный закон от 25 декабря 2023 гола №651-ФЗ, которым законодательно закреплено понятие ранней помощи, инициированное родительской общественностью и НКО. Важной законодательной новацией стало и закрепление сопровождаемого проживания, социальной занятости и сопровождаемой трудовой деятельности инвалидов старше 18 лет, также инициированное НКО.
Такие новые формы жизнеустройства должны служить социальной инклюзии человека с инвалидностью, включению его в жизнь местных сообществ. С учетом запросов общественных родительских организаций повышены и будут индексироваться выплаты лицам, осуществляющим уход (ЛОУ), родители детей-инвалидов получили возможность работать самозанятыми и частично занятыми с сохранением пособия ЛОУ.
В последние годы социальным блоком правительства последовательно внедряется система долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, реализация которой осуществляется в рамках федерального проекта «Старшее поколение» Национального проекта «Демография». С 1 сентября 2023 года разработанная модель реализуется на всей территории Российской Федерации. Инициатором внедрения этой модели является Благотворительный фонд «Старость в радость», который оказывает методологическую поддержку при разработке Типовой модели системы долговременного ухода и ее внедрении.
Особенно радует внимание к добровольческой деятельности. Она больше не является чем-то исключительным и стала важной частью не только государственной политики, но и жизни общества. Сейчас сложно представить министра или вице-премьера, который хотя бы раз публично не поблагодарил волонтеров, не оценил их вклад в развитие страны. И это не просто слова. Были сделаны конкретные шаги: доходы, связанные с добровольческой деятельностью, были освобождены от НДФЛ. От НДФЛ также освобождены гранты, призы или подарки в любой форме, полученные по итогам соревнований и конкурсов. От налогов теперь освобождается и оплата стоимости проезда волонтеров к месту проведения соревнований, конкурсов и других мероприятий и обратно, питания и временного жилья. Унифицированы требования к состоянию здоровья волонтеров в определенных сферах волонтерской деятельности.
Многое сделано для повышения конкуренции в сфере бюджетных услуг и повышения их качества. В том числе, по данным Минэкономразвития РФ, общий объем средств регионов, переданных НКО на оказание социальных услуг начиная с 2020 года, увеличился более чем вдвое: с 38,1 млрд рублей в 2020 году до 74,3 млрд рублей в 2023-м. Количество таких организаций, которым переданы на предоставление социальные услуги, тоже увеличилось с 4,5 тыс. до 5,8 тыс.
Еще одно достижение — регулярная оценка вклада НКО в ВВП, которую осуществляет Министерство экономического развития. Методика еще отрабатывается, но сам факт такой оценки важен для восприятия некоммерческого сектора государством и обществом. Ведь теперь мы можем показывать, что НКО — это не только про помощь и ценности, но и про экономику. Чтобы некоммерческие организации, особенно благотворительные, могли больше ресурсов вкладывать в свою общественно полезную деятельность, для определенных категорий был установлен пониженный тариф страховых взносов. Ко всеобщей радости, хотя и не без трудностей, его действие было продлено до 2026 года.
В сфере корпоративной социальной ответственности благодаря усилиям Минэкономики появился Экспертный совет по устойчивому развитию, впервые был разработан соответствующий стандарт отчетности. Московская биржа обязала компании публиковать такие отчеты, а Банк России внедрил методологию рейтингов. Всё это стимулирует бизнес становиться еще более ответственным и прозрачным, нацеленным на достижение национальных приоритетов и целей устойчивого развития.
Конечно, не всё так идеально. К примеру, до сих пор не существует полноценной аналитики по некоммерческому сектору. Мы точно не знаем, сколько в стране социально ориентированных НКО и в каких сферах они заняты. Разные правительственные и неправительственные институты дают противоречивые данные, что мешает эффективно планировать работу. Еще одна серьезная проблема — растущий кадровый дефицит, особенно в социальных учреждениях, и недостаточная работа с волонтерами по их привлечению в такие организации. Системное обучение и вовлечение добровольцев в такие сферы, как здравоохранение, социальное обслуживание, могут не только существенно повысить качество услуг, сделать работу учреждений более открытой и подотчетной, но и привлечь новые кадры.
Сейчас некоммерческий сектор стал мощным инструментом для решения социальных задач и укрепления экономики. Но, чтобы двигаться дальше, нужно найти баланс между развитием регуляторной базы и созданием возможностей для роста сектора. Упрощение отчетности для НКО, развитие государственно-благотворительного партнерства, повышение престижа благотворительности и волонтерства — всё это остается приоритетом.
По данным Центра исследований гражданского общества НИУ ВШЭ, 79% руководителей НКО выступают за активное взаимодействие с государством, а 46% видят прогресс в последовательной государственной политике. Это хороший результат, но важно продолжать эту работу.
Мы все видим, что НКО становятся неотъемлемой частью социальной и экономической структуры страны. Продолжение системной работы по поддержке сектора позволит улучшить жизнь граждан и укрепить экономику. Третий сектор — это не только про благотворительность. Это инвестиции в наше общее будущее. Главная задача — сохранить набранный темп и расширить сферу влияния НКО. При поддержке правительства мы обязательно это сделаем.
Автор — председатель комиссии Общественной палаты РФ по развитию некоммерческого сектора Елена Тополева-Солдунова
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора