Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп потребовал от Дании уведомить США при отказе от сделки по Гренландии
Общество
Путин потребовал оперативно запустить систему выплаты единого пособия для семей
Мир
В МИД Италии исключили возможность военной конфронтации с Россией
Мир
Главы МИД восьми стран Ближнего Востока заявили о планах вступить в «Совет мира»
Мир
В США поддержали заявление Лаврова о кризисе НАТО
Экономика
В ЦБ назвали инфляцию в России за минувший год самой низкой с 2020-го
Общество
Правительству поручили обеспечить доступ к льготным лекарствам во всех регионах
Мир
Германия призвала РФ к «серьезным переговорам» по Украине
Мир
Путин подтвердил встречи с Уиткоффом и Кушнером по украинскому урегулированию
Политика
Минстрою поручили отреагировать на предложение главы Камчатки по уборке снега
Мир
Трамп сообщил об отмене решения о введении запланированных на 1 февраля тарифов
Общество
В Гидрометцентре предупредили о сильных морозах в ночь на 25 января в Москве
Мир
Американский лидер заявил о существовании Канады благодаря США
Общество
Путин заявил о необходимости выдавать ключи от купленных квартир в срок
Общество
В Адыгее сообщили об отсутствии угрозы жизни пострадавших при атаке БПЛА
Армия
Старший сержант Старченко эвакуировал восьмерых товарищей из-под огня в зоне СВО
Мир
Дмитриев намекнул на следующую сделку США по Канаде после Гренландии
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Молдавия не делает ничего, чтобы решить проблему с газом в Приднестровье, и использует этот кризис против жителей непризнанной республики, заявил в интервью «Известиям» президент ПМР Вадим Красносельский. Газа для отопления домов и социальных объектов в Приднестровье уже почти нет. В республике будет продлен режим ЧС. При этом Россия делает всё возможное для того, чтобы ПМР могла получать голубое топливо. Кроме того, сейчас идут переговоры с венгерскими компаниями. Предложила свою помощь и Еврокомиссия. Но Кишинев блокирует возможные выходы из энергетического кризиса.

«Газа уже, в принципе, нет»

— События вокруг Приднестровья развиваются стремительно. Ранее появлялись сообщения, что запасов газа в республике осталось даже не на несколько дней, а на несколько часов. Вот сейчас, когда мы с вами разговариваем, на какое количество часов осталось запасов газа?

— Если с точки зрения поддержания в исправном техническом состоянии газотранспортной системы и давления в многоэтажной застройке, то хватит где-то еще дней на пять. А если мы говорим об отоплении домов граждан и социальных объектов, то газа уже, в принципе, нет.

газ
Фото: РИА Новости/стрингер

— То есть если брать нормальную работу промышленности, отопление, то, в принципе, ни на один день не хватит?

— Газ уже закончился. То есть если, к примеру, неделю назад такие социальные объекты, как больницы (их 11), коррекционные учреждения (их больше 10), топились еще газом, то на сегодня мы эти учреждения перевели на котельное дизельное топливо. И обеспечиваем людей теплом, конечно же, но через другие источники. Газа нет.

— В то же время, начали приходить сообщения, что стабильные поставки газа в республику должны возобновиться очень скоро, например, к 1 февраля. О каких объемах идет речь и насколько эти поставки вероятны? Есть ли гарантии?

— На самом деле, способы поставок есть. Их даже не два, не три, а гораздо больше. Нам важно тепло людям дать. Население Приднестровья очень сильно страдает. Мы уже практически месяц зимой находимся без тепла и должного количества света, электроэнергии.

электричество
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

18 января со стороны Тирасполя в адрес Молдовы ушло письмо, где мы согласны с позицией Кишинева: пусть «Молдовагаз» поставляет нам топливо в Приднестровье, плату мы гарантируем.

А что дальше произошло? По большому счету, у Молдовы в системе есть газ, есть резервы. Они могли бы нам обозначить цену. Но этого не последовало.

9 января я встречался с председателем ОБСЕ Элиной Валтонен, она заявила о том, что руководство Молдовы не будет препятствовать транзиту газа в Приднестровье, в том числе и российского. Но это всё слова. На самом деле, мы видим просто сопротивление и нежелание этого делать. Потом некоторые должностные лица Молдовы стали отмечаться соответствующими заявлениями. Например, господин Серебрян (вице-премьер по вопросам реинтеграции Олег Серебрян. — «Известия») в своем интервью неделю назад заявил, что Кишинев и Тирасполь должны думать над тем, как поставить газ без России, без российского фактора.

газ
Фото: ТАСС/Вадим Денисов

Потом состоялся мой визит в Москву. Я встречался с должностными лицами Министерства энергетики, где нам предложили варианты. Мы также предложили свои. Я видел искреннюю заинтересованность со стороны представителей ведомства, за что я их поблагодарил и сейчас тоже благодарю.

При этом Российская Федерация дает нам кредит. Мы кредитуем «Тираспольтрансгаз», а он будет рассчитывается за поставленное топливо в Приднестровье. Сейчас идут уже переговоры с венгерскими компаниями на поставки нам газа с нашей оплатой. Но есть технические сроки, в которые компания проверяет оплату и так далее.

«Молдова использует кризис против людей»

— То есть изначально ставятся такие условия, которые нельзя выполнить? Например, об отсутствии российского фактора. При этом молдавские компании получают топливо от «Газпрома», его не исключить. И то же самое с миротворцами: их нельзя просто так взять и заменить. Кто, по вашему мнению, за этим стоит и кому выгоден гуманитарный кризис в Приднестровье?

— Я напомню, что миротворцы в Приднестровье находятся, согласно мирному соглашению 1992 года, подписанному президентами Молдовы и Российской Федерации. В эти силы входят миротворцы России, Приднестровья и Молдовы. Это трехсторонняя миссия. И, по соглашению, миротворцы здесь находятся до полного всеобъемлющего решения приднестровского вопроса.

И как это поменять? Это совсем другой институт, совсем другие правовые отношения. Политики Молдовы попытались скинуть все проблемы в одну корзину: и миротворцев, и исключение российского фактора и так далее. Еще и противоречат друг другу. И президент Молдовы, и премьер-министр говорят о том, что «Газпром» должен возобновить поставки газа в Приднестровье. А их политический представитель говорит, что надо исключить российский фактор. Понимаете? Я убежден, что это пазлы одной большой картины под названием «Давайте не поставим газ в Приднестровье, чтобы люди мучились и страдали». Это их настоящие цели.

евро
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Коньков

Поэтому я открыто обвинял руководство Молдовы в дискриминации населения Приднестровья по территориальному признаку. Молдова не делает ничего, чтобы решить проблему. Хочу коснуться, конечно же, европейской помощи. Евросоюз готов дать €30 млн на закупку газа для Приднестровья. В таких условиях отказываться от любой помощи просто глупо. И мы ее принимаем с благодарностью.

При этом мы просим разъяснить, как будет осуществляться эта помощь. Я потребовал экстренной встречи. Молдова, Приднестровье и Евросоюз были представлены должностными лицами. И вот господин Боросан (госсекретарь Министерства энергетики Республики Молдова Константин Боросан. — «Известия») заявил о том, что Кишинев не рассматривает возможность передачи газа Приднестровью для выработки электроэнергии на Молдавской ГРЭС. На вопросы, где же мы будем брать электроэнергию, он заявил: «Мы как-нибудь вам поставим».

При этом, если ГРЭС работать не будет, всё просядет, это почувствуют и Молдова, и Румыния, и Украина, и, конечно же, Приднестровье. Вот наши специалисты и поехали в Кишинев это объяснить.

Что в заключение можно сказать? Первое — «Молдовагаз» в конце декабря официально отказывается поставлять газ в Приднестровье. Второе — они запрещают своей молдавской независимой компании поставлять газ. Третье — «Молдовагаз» ничего не делает, чтобы поставить газ в Приднестровье. Четвертое — затягивают переговоры с венгерской компанией. Пятое — дискредитируют европейскую помощь, создавая непреодолимые препятствия для поставки газа в Приднестровье.

Молдавская ГРЭС

Молдавская ГРЭС

Фото: РИА Новости/Артем Кулекин

Я призываю власти Молдовы одуматься, перестать заниматься дискриминацией населения Приднестровья и дать людям газ. Мы оплату гарантируем. И они об этом прекрасно знают.

— Все эти блокировки помощи Евросоюза, взаимоисключающие заявления молдавских властей свидетельствуют о том, что они просто хотят навредить вашей республике? То есть они понимают, что последствия коснутся и их, но, тем не менее, затягивают процесс. Чего они добиваются?

— Знаете, это еще вопрос — понимают ли. Но, тем не менее, надо всё-таки посмотреть на их действия, начиная с январских праздников. Мы готовились к этому кризису, четыре года назад начали серьезную подготовку. Два года назад купили мощные генераторы на все медицинские, коррекционные и социальные учреждения.

В декабре фактически была выстроена четкая административная вертикаль, для того чтобы минимизировать последствия энергокризиса. Но что делала Молдова? Она информационно просто атаковала нас, обвиняя Россию, нас, власть Приднестровья. Я убежден: у них была уверенность в том, что мы не справимся, сломаемся, народ будет против власти и выйдет на площади. То есть они, по сути, генерировали массовые беспорядки.

больница
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Я также убежден, что Молдова использует этот кризис против людей, против власти, против Приднестровья. И это факт. Так говорят события, которые прошли даже за последний месяц.

«Россия не навязывает, у кого покупать газ»

— План, который предлагает Кишинев для разрешения ситуации, непонятен, есть разнонаправленные заявления. А какой план предлагает Россия? Достаточно ли Москва делает для того, чтобы помочь вам в этой ситуации?

— Я уже говорил, что Россия предоставила нам кредит, благодаря которому мы сможем оплатить газ. При этом Россия не навязывает какие-либо формулы, у кого покупать газ. Они прислушиваются к нам и приветствуют наше решение. Россия делает всё возможное для того, чтобы это всё состоялось.

доллар
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

«Энергетика и экономика находятся в шоковом состоянии»

— Вы говорили о том, как страдают люди. А какой ущерб для промышленности? Вы уже посчитали, во что это выливается?

— Конечно, у нас будут потери и в результате остановки промышленных предприятий. Можно выйти из бюджета. В принципе, январь еще не закончился. Итоги рано подводить, но это будут десятки миллионов долларов в месяц, выпадающие из бюджета. Это много для нас. Энергетика и экономика находятся в шоковом состоянии. Режим ЧС будет продлен.

— Сообщается, что ОБСЕ будет добиваться прогресса в приднестровском урегулировании. Вы ожидаете каких-то подвижек в этом году, конкретных действий от этой организации?

— Посмотрим, жизнь покажет. Но я всё-таки думаю, что мы должны сосредоточиться на нивелировании энергетического кризиса. Надо из него выйти, дать людям элементарные блага цивилизации: тепло и свет. А потом уже говорить о других аспектах.

Читайте также
Прямой эфир