После возвращения в Белый дом Дональда Трампа для стран Латинской Америки наступили непростые времена. Некоторые наблюдатели даже назвали речь 47-го президента во время его инаугурации императорской. И связано это с тем, что его заявления и поставленные цели, по сути, противоречат международному праву. И в них точно не прослеживается уважение к суверенитету других государств.
Это, разумеется, вызывает тревогу в регионе. Ведь Соединенные Штаты продолжают оставаться мощной страной, которая своими силовыми действиями способна нанести серьезный удар по экономике соседних государств, поставить под угрозу их безопасность и независимость. Особенно если учитывать тот факт, что между США и Латинской Америкой в истории были весьма непростые времена. На протяжении 200 лет происходили войны, вторжения, экономические блокады, государственные перевороты и политические убийства. Только в XX веке произошло не менее 40 военных интервенций Вашингтона в Латинскую Америку и страны Карибского бассейна.
Сейчас мы наблюдаем весьма агрессивную риторику Дональда Трампа. Наиболее сложные отношения могут сложиться с Мексикой. Из Белого дома поступают угрозы о введении 25-процентных таможенных тарифов на мексиканский импорт, о депортации нескольких миллионов мигрантов. Трамп сейчас обвиняет Мексику в серьезном кризисе в области здравоохранения из-за наркотрафика. Президент США уже даже допустил применение военной силы против мексиканских наркокартелей. При этом он не упоминает о незаконном экспорте из Соединенных Штатов в Мексику оружия, которое попадает в руки группировкам, управляющим наркобизнесом.
Кроме того, Трамп упускает огромный вклад латиноамериканских мигрантов в экономику США — многие из них создают бизнес и платят налоги в Штатах. Сегодня почти пятая часть населения США имеет корни в Латинской Америке, испанский стал вторым по распространенности языком. В целом глобальный вклад латиноамериканской иммиграции в американское общество неоценим во всех областях.
Трамп хочет изменить название Мексиканского залива на Американский. Вероятно, его цель состоит в том, чтобы узаконить насильственное завоевание обширных мексиканских территорий в XIX веке, включая современные штаты Техас, Нью-Мексико, Аризона, Калифорния и Невада. Попытка переименовать Мексиканский залив выходит за рамки символического, этот шаг демонстрирует его интерес к переписыванию истории.
Куба вновь включена в список стран, которые, по мнению Вашингтона, спонсируют терроризм. Это позволит Соединенным Штатам усилить экономическую и политическую войну против острова, который страдает уже более 60 лет от различного рода американских рестрикций.
Трамп готов усилить давление на венесуэльскую экономику, особенно на ее нефтяную промышленность. И он публично обещает поддержать оппозицию, стремящуюся свергнуть правительство Николаса Мадуро. Речь идет о тех самых людях, которые в июле 2024 года потерпели поражение на выборах от революционного движения, основанного президентом Уго Чавесом.
Даже Панама, которая традиционно была страной, находящейся под политическим влиянием Вашингтона, и где сейчас правит крайне правая партия, оказалась под ударом Штатов. Трамп и республиканские ястребы в целом хотят вернуть под контроль США Панамский канал, по которому проходит 6% мировой морской торговли. Для этого сейчас раздувается история о несуществующем влиянии Китая на работу канала. При этом американцы угрожают использовать военную силу для достижения своей цели. Международный договор, подписанный в 1979 году президентом Джимом Картером и лидером Панамы Омаром Торрихосом, который вернул Панаме суверенитет канала в 1999-м, по всей видимости, ничего не значит для нового руководства США.
Имперское высокомерие способно порождать серьезные конфликты, не исключены вооруженные вторжения Вашингтона в регионе. К сожалению, страны Латинской Америки не выступают единым фронтом для преодоления новых угроз. Некоторые правые правительства даже приветствуют возвращение Трампа в Белый дом. Увы, принцип «разделяй и властвуй» как никогда можно применить к взаимоотношениям США и Латинской Америки.
Автор — председатель законодательного собрания Сальвадора (с 2011 по 2015 год), временный президент Форума председателей законодательных органов стран Центральной Америки и Карибского бассейна (с 2011 по 2013 год), глава латиноамериканской и сальвадорской секций Всемирной организации парламентариев против коррупции (с 2013 по 2014 год), эксперт по международным отношениям
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора