В Словакии предприняли неудачную попытку добиться отставки неугодного многим на Западе правительства Роберта Фицо. Сопровождали ее события, весьма похожие на украинский майдан — отсюда возникает ощущение, что ими руководят извне. Однако, как представляется, основная подоплека всё же внутренняя. Страна сильно расколота по вопросам взаимоотношений с Россией, Украиной, ЕС и НАТО, как разделена и по взглядам на личность действующего премьера. Причем ни евроатлантисты, ни сторонники Фицо явного преимущества не имеют.
Основной вопрос по поводу событий в Словакии можно сформулировать так: это внутренние разборки словацких политиков или вмешательство извне? Естественно, наученный горьким опытом Украины российский читатель и зритель немедленно начнет искать руку США, Британии и Евросоюза. Тем более это звучит убедительно в силу того, что сам Фицо прямым текстом заявил о внешнем вмешательстве. И тем более что недавно правительство Словакии приняло закон об ужесточении правил иностранного финансирования НКО.
Если же говорить об участии в словацких протестах иностранных граждан — оно тоже налицо. По разным оценкам, в Словакии сейчас находится от 120 тыс. до 150 тыс. украинцев. Они и не скрывали свое присутствие на митингах — пришли с жовто-блакитными флагами и плакатами соответствующего содержания. Лозунг «Словакия — это Европа» выглядит как прямая параллель с евромайданом 2013–2014 годов. И звучит он более чем нелепо для государства, которое вот уже 20 лет входит в ЕС и НАТО и выходить из них не собирается.
Однако значит ли вышесказанное, что творящееся в Словакии имеет исключительно внешнюю природу, а в самой стране изначально тишь да гладь? Ответ однозначный — нет. Внешнее влияние и наплыв шестизначного числа переселенцев с Украины наложились на то, что происходит здесь уже достаточно давно. Словакия расколота, и одними из основных тем, разделяющих местных политиков, остаются отношения с Россией и необходимость (или ее отсутствие) оказания военной помощи Украине.
У нас зачастую принято представлять политику того или иного государства как некий «монолит», как постоянную величину. Однако в большинстве европейских стран это не работает. Там очень многое зависит от того, какая партийная коалиция в данный момент находится у руля. И если власть меняется, внешняя политика тоже может претерпеть большие изменения. А когда прежняя правящая коалиция выигрывает новые выборы, политика возвращается к тому, что было раньше. И к Словакии это относится в полной мере.
В последние годы у нас между словами «Словакия» и «Фицо» возник едва ли не знак равенства. Однако даже если взять его правительство, то в него входят три достаточно разные силы. Партия самого премьера «Направление — социал-демократия» — это левые фрондеры, не выступающие против ЕС и НАТО, но настаивающие на сохранении достаточно тесных связей с Россией и не желающие вооружать Украину как неонацистское государство. При этом к самой российской СВО сторонники Фицо относятся критически. Впрочем, нам достаточно и укроскептицизма.
А вот две другие партии словацкой правящей коалиции делают ее похожей на «лебедя, рака и щуку». С одной стороны, в нее входит действительно русофильская и евроскептическая Национальная партия. С другой, в ней состоят сторонники президента Петера Пеллегрини из «Голоса — социал-демократии». Это вполне проевропейская, критически относящаяся к России политическая сила, которая, правда, выступает против вооружения Украины. Этим двоим ужиться крайне трудно, и Фицо прилагает огромные усилия, чтобы коалицию сохранить.
Не стоит забывать, что еще менее года назад президентом был не Пеллегрини, а либералка и твердая «заукраинка» Зузана Чапутова. А полтора года назад у власти находилось правоцентристское евроатлантическое правительство, которая вело себя по отношению к России почти так же, как ведут себя сегодня власти Чехии. То есть вооружали Украину изо всех сил — до такой степени, что Словакия, по сути, лишилась своих ВВС. И теперь бывшего премьера Эдуарда Хегера и экс-главу минобороны Ярослава Надя хотят за это судить.
Сегодня 71 из 150 мест в парламенте занимают представители четырех евроатлантических партий. Но если консерваторов из партии «Словакия» бывшего премьера Игора Матовича и Христианско-демократического движения еще можно считать более-менее вменяемыми, то либералов из «Прогрессивной Словакии» и «мягких» правых евроскептиков из «Свободы и солидарности» иначе как русофобами не назвать. И это тоже словаки, и за них тоже голосуют словаки. И они не завезены из США или еще откуда-то.
Если глянуть результаты голосования в Словакии после начала «свистопляски» вокруг Украины в 2014 году, то мы получим следующую картину. За это время прошли трое парламентских и двое президентских выборов. И партии, разделяющие точку зрения Фицо на Россию и Украину, имели твердые 35% поддержки. А их евроатлантические оппоненты всегда могли рассчитывать на 40%. А еще четверть словацких избирателей можно считать колеблющимися. Среди них — и президент Пеллегрини с его партией. Они каждый раз и решали, кому прийти к власти.
В двух из трех случаев правительство формировал Фицо — правда, в 2016 году ему пришлось прибегнуть к помощи умеренных евроатлантистов. В третьем же случае (2020 год) чаша весов склонилась в неприятную для России сторону. Президентом в 2019 году (правда, при низкой явке) стала вышеупомянутая Чапутова, а в прошлом году — более благосклонный к нам Пеллегрини, который заранее договорился с Фицо. Однако иди против евроатлантистов на прямые выборы сам премьер — он бы с большой вероятностью их проиграл.
Фигура Фицо уже около 20 лет разделяет словацкое общество. Глубинка относится к нему с симпатией, а вот крупнейшие города страны — Братислава и Кошице — явно благоволят евроатлантистам. Причем ненависть к нему настолько сильна, что в прошлом мае главу правительства чуть не убили. Последующие выборы в Европарламент при этом показали, что покушение на жизнь политика мало изменило партийный расклад сил. Страна так и осталась расколотой пополам.
Но за Фицо «здесь и сейчас» играет фактор его противников. Во-первых, их попытка сыграть на теме России и Украины кажется неудачной, потому что именно по этой причине большинство словаков отказали евроатлантистам в доверии. Во-вторых, главным в оппозиции остается лидер «Прогрессивной Словакии» Михал Шимечка, который ввиду упертого «заукраинства» и русофобии имеет антирейтинг даже больший, чем у действующего главы правительства. Так что прозападным политикам для возвращения к власти надо искать другие темы и главное лицо.
Если уж говорить об основном государстве, которое может влиять на словацкую политику, то это, безусловно, соседняя Чехия. У них до сих во многом остается общее пространство — и политическое в том числе. Фицо откровенно поссорился со своим чешским коллегой, русофобом Петром Фиалой. Нынешние чешские власти спят и видят, как бы сделать коллегами в Братиславе других людей. Правда, в самой Чехии скоро грядут выборы, и нынешнее руководство страны во главе с Фиалой рискует их с треском провалить.
А однозначно решающей внешней (причем относительно внешней) силой для Словакии служит Евросоюз. И для того, чтобы влиять на словацкую политику, ему майдан и не обязателен. В ЕС уже пригрозили лишить страну финансирования из своих фондов на сумму €12,8 млрд — огромную для небогатой Словакии. И если в Брюсселе скажут, что не дадут деньги Фицо как «нарушителю военной дисциплины против России», это на часть колеблющихся избирателей вполне может повлиять.
При этом «золотая акция» остается в руках президента Пеллегрини. Выход его партии из правящей коалиции под давлением, скажем, коллег-социалистов из других стран в любой момент может поставить точку в существовании правительства Фицо. Затем последуют досрочные парламентские выборы, итог которых предсказать крайне трудно. А после них вся машина ЕС будет работать на то, чтобы не допустить нового премьерского срока неугодного главы правительства. Пока же попытки его свержения в парламенте продолжатся.
К Словакии надо отнестись как к «стране-маятнику», где у власти попеременно находятся то относительно приятные, то крайне неприятные для России персонажи. Долгосрочную стратегию в ее отношении нельзя выстраивать на личности президента и премьера, как бы их ни звали. Колебания по вопросам отношений с Россией, Украиной, Евросоюзом, НАТО, США и ряду других стали здесь нормой жизни. И при всей силе внешнего фактора основная подоплека у нынешних событий в стране — внутренняя.
Автор — политолог, доцент Российского государственного гуманитарного университета
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора