Объем предложения на рынке новостроек бизнес-класса «старой» Москвы вырос на 16%
По итогам 2024 года на первичном рынке бизнес-класса «старой» Москвы объем предложения за 12 месяцев вырос на 16%. Это следует из данных аналитиков компании «Метриум», с которыми ознакомились «Известия» 16 января.
Как отметили эксперты, по итогам 2024 года на рынке недвижимости бизнес-класса столицы в реализации находилось 147 проектов (их число увеличилось на 16 за год) с квартирами и апартаментами. Совокупный объем предложения на конец периода составил 23 194 лота (+16,2% за год), из них 19,5 тыс. — квартиры и 3,7 тыс. — апартаменты.
Средневзвешенная цена 1 кв. м квартир и апартаментов составила 461 270 рублей (+4,9% за год).
При этом было зарегистрировано 24 911 договоров долевого участия (ДДУ), что на 3% меньше, чем в 2023 году. Минимальный спрос наблюдался в I квартале (5102 ДДУ за квартал). В IV квартале показатель вырос на 20,6% к предыдущему кварталу и составил 6901 ДДУ, что на 19,7% меньше, чем в IV квартале 2023 года.
Доля сделок с ипотекой в IV квартале 2024 года относительно аналогичного периода 2023-го сократилась на 34 процентных пункта и составила 36%. В сравнении с III кварталом в IV квартале показатель снизился на 14 процентных пунктов, притом что объем зарегистрированных сделок вырос на 20,6% за квартал, уточнили аналитики.
Коммерческий директор ГК «Основа» Игорь Сибренков рассказал, что доля ипотечных сделок на первичном рынке бизнес-класса Москвы за минувший год сократилась в два раза — с 65 до 32%.
«Это связано с тем, что большая часть покупателей в 2024 году на фоне дорожающих кредитов переориентировалась на выгодные программы рассрочки. Важное преимущество многих из них — возможность через один-три года оформить ипотеку на остаток. Следовательно, клиенты могут зафиксировать стоимость квартиры на старте продаж, ограничиться сравнительно небольшими платежами в первые годы выплат, а затем взять ипотеку по выгодной ставке, когда снизится ключевая ставка Центрбанка. При этом основным драйвером ипотечного спроса стали семейные кредиты, в том числе комбинированные», — объяснил он.
В свою очередь управляющий директор компании «Метриум» Руслан Сырцов добавил, что, несмотря на ужесточение рыночных условий, спрос на новостройки бизнес-класса проявил устойчивость за счет роста экспозиции. Кроме того, девелоперы оперативно адаптировались к изменившимся реалиям.
«Лидеры продаж отличаются широким разнообразием программ рассрочек, что соответствует текущим запросам клиентов. Рост числа стартов в бизнес-классе объясняется в первую очередь переориентацией застройщиков массового сегмента на класс выше. Благодаря этому появляется больше доступных комплексов бизнес-класса», — заключил он.
В конце декабря 2024-го Сырцов рассказал «Известиям», что девелоперы проектов массового и бизнес-сегмента в 2025 году могут продолжить снижать цены, устанавливая дисконт на широкий пул лотов недвижимости. Но, по его мнению, резкого сокращения цен не произойдет, так как застройщикам необходимо выполнять финансовые обязательства перед банками и сохранять хотя бы небольшую маржинальность.