Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
ХАМАС передало Красному Кресту россиянина Труфанова и еще двух заложников
Общество
Адвокат Винника сообщил о снятии обвинений с россиянина
Культура
Итальянского певца Аль Бано пригласили выступить на концерте на Красной площади
Мир
Российские войска освободили Березовку в Донецкой Народной Республике
Общество
Синоптики спрогнозировали небольшой снег и гололедицу в Москве 15 февраля
Мир
Орбан предрек Киеву лишение западной поддержки
Мир
В Венгрии заявили о превращении Украины из буферной зоны в военную
Общество
В ВАРПЭ сообщили о снижении цен на красную икру на Дальнем Востоке
Общество
В Москве начали расследование из-за зефира с металлом во «ВкусВилле»
Общество
Дело возбуждено после атаки ВСУ на журналистов Первого канала в Курской области
Экономика
Центробанк РФ сохранил ключевую ставку на уровне 21% годовых
Общество
В Екатеринбурге задержан подозреваемый в похищении 15-летней девочки
Туризм
Спрос на отели в День святого Валентина вырос в России на 22%
Армия
Расчет ЗРК «Стрела-10» уничтожил БПЛА ВСУ на южнодонецком направлении
Армия
Группировка войск «Запад» уничтожила до 200 боевиков ВСУ за сутки
Общество
Школа получила повреждения в результате землетрясения в Республике Алтай
Общество
В Роскачестве рассказали о действиях при смене паспорта после покупки билета

Игровой момент

Руководитель рабочей группы по развитию индустрии АПРИОРИ Алексей Яровит — о том, чем игры могут быть полезны человеку и какие правила важно соблюдать
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Компьютерные игры давно вышли за рамки простого развлечения и стали одним из важных инструментов обучения и развития различных навыков. Ученые начали изучать влияние видеоигр на когнитивные процессы в 80-е годы ХХ века и продолжают делать это и в настоящее время. Исследования показывают, что игры также развивают социальные навыки и эмоциональное благополучие игроков.

Игры, требующие быстрой реакции, внимания и стратегического мышления, развивают множество когнитивных способностей. Например, исследование, опубликованное в журнале Nature, показало, что дети, проводившие больше времени за видеоиграми, через два года демонстрировали значительный рост IQ по сравнению со сверстниками, которые выбирали другие виды досуга. Этот эффект связан с улучшением навыков пространственного мышления и обработки информации. Более того, аркадные игры помогают развивать многозадачность: игрокам приходится одновременно отслеживать несколько элементов игрового процесса, что улучшает внимание и концентрацию.

Многопользовательские игры, такие как MMORPG, учат детей взаимодействовать с другими игроками, решать конфликты и работать в команде. Исследование, проведенное несколькими южнокорейскими вузами, подтвердило, что такие игры способствуют улучшению языковых навыков и повышают мотивацию учащихся. Это особенно актуально в условиях глобализации, где умение взаимодействовать с людьми из разных культур становится все более важным. Такие игры также учат принятию решений в стрессовых ситуациях и способствуют развитию лидерских качеств.

Такие проекты как Minecraft, LittleBigPlanet или Roblox, стимулируют креативное мышление. Они побуждают детей создавать новые миры, решать сложные задачи и придумывать нестандартные решения. Эти навыки становятся полезными в реальной жизни, особенно в профессиях, связанных с проектированием, дизайном или инженерией. Исследования подтверждают, что дети, играющие в подобные игры, демонстрируют лучшие результаты в тестах на креативность.

В последние годы цифровые гейминговые технологии также стали активно применяться в терапевтических целях, в частности в психиатрии, с целью корректировки психосоциальной и когнитивной сфер при различных психических расстройствах. Исследования показывают их эффективность при СДВГ, расстройствах аутистического спектра, расстройствах пищевого поведения, посттравматическом стрессе, расстройствах эмоционального контроля, депрессии, шизофрении и деменции.

Помимо этого, игры помогают справляться со стрессом, создавая безопасное пространство для экспериментов и творчества. Например, исследования Американской медицинской ассоциации показывают, что видеоигры могут снижать уровень тревожности и депрессии у подростков. Игры-песочницы, такие как Minecraft, предоставляют игрокам возможность разрабатывать собственные миры и выражать эмоции через творчество, что способствует эмоциональной разрядке. А соревновательные игры учат игроков справляться с неудачами, укрепляя уверенность в себе и стойкость.

Многие компьютерные игры обладают образовательным потенциалом. Например, стратегии учат основам экономики, управления ресурсами и планирования. Игры на историческую тематику, такие как «Смута», позволяют игрокам изучать реальные события и эпохи, погружаясь в их атмосферу. Игры-симуляторы, например Kerbal Space Program, помогают понять основы физики и инженерии, а языковые, такие как Scrabble, способствуют изучению иностранных языков. В списке других направлений, которые потенциально может «прокачать» геймер, также математика, биология, медицина, предпринимательство, вождение и другие.

Головоломки или стратегии, способствуют развитию кратковременной и долговременной памяти. Исследования подтверждают, что регулярные занятия играми повышают способность удерживать в памяти сложные последовательности действий или факты. Это особенно полезно для детей, так как способствует их школьному обучению.

Есть доказательства позитивного влияния и на физическое состояние человека. Так, игры, требующие точного управления персонажем или выполнения сложных действий, развивают мелкую моторику и координацию движений. Аркадные игры, например, стимулируют нервную систему, что положительно сказывается на рефлексах. Дети, играющие в такие игры, часто превосходят сверстников в тестах на зрительно-моторную координацию. Видеоигры с использованием технологий дополненной реальности (AR) или виртуальной реальности (VR), такие как Beat Saber, также способствуют улучшению физической активности и реакции.

Для детей с трудностями в общении видеоигры могут стать безопасной платформой для социализации. Игры, такие как Among Us или Fortnite, предоставляют возможность взаимодействовать с другими людьми. Это помогает развивать эмпатию, навыки общения и способности к сотрудничеству.

При разумном подходе компьютерные игры могут стать мощным инструментом развития и обучения. Современные исследования подтверждают, что игры способны не только развлекать, но и приносить значительную пользу, если подходить к ним осознанно.

Чтобы игры влияли на психику положительно, важно соблюдать простые рекомендации.

Выбирайте подходящие игры. Отдавайте предпочтение играм с соответствующим возрастным рейтингом. На российских площадках действует система возрастной маркировки, а с недавнего времени и маркировка потенциально неприемлемого контента, которая поможет разобраться, подходит ли эта игра тому или иному игроку. И делайте выбор в пользу игр с образовательным или развивающим контентом, которые способствуют когнитивному развитию и творчеству.

Устанавливайте временные рамки. Определите максимальное время для игры (например, 1–2 часа в день в зависимости от возраста). Сделайте перерывы обязательной частью игрового процесса, чтобы избежать чрезмерного увлечения.

Создавайте баланс. Помогайте ребенку вовлекаться в другие виды деятельности, такие как спорт, творчество или хобби, чтобы игры не стали единственным интересом.

Следите за содержанием. Обсуждайте с ребенком происходящее в играх, объясняйте разницу между реальностью и виртуальным миром.

Контролируйте социальное взаимодействие. Следите за тем, с кем ребенок играет онлайн. Используйте настройки конфиденциальности и родительский контроль.

Развивайте критическое мышление. Объясните ребенку, что игра — это развлечение, а не образец поведения. Учите анализировать и обсуждать поведение персонажей, подчеркивая, что в реальном мире важны доброта и ответственность.

Следите за эмоциональным состоянием. Обратите внимание на признаки раздражительности, замкнутости или ухудшения настроения после игр. При необходимости снижайте время на игры или обсуждайте альтернативные способы отдыха.

Придерживаясь этих рекомендаций, можно обеспечить безопасное взаимодействие ребенка с игровым миром и способствовать его гармоничному развитию.

Автор — руководитель рабочей группы по развитию индустрии Ассоциации профессионалов индустрии оперирования и разработки игр (АПРИОРИ)

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир