Чувство донга: Россия и Вьетнам комплексно укрепляют сотрудничество
Россия и Вьетнам подписали заявление о комплексном плане сотрудничества до 2030 года по итогам переговоров премьер-министра РФ Михаила Мишустина в Ханое с коллегой Фам Минь Тинем. В частности, стороны договорились нарастить товарооборот до $15 млрд. Председателя российского правительства сопровождала внушительная делегация из вице-премьеров, министров и руководства компаний. Так, одним из самых многообещающих может стать меморандум, подписанный с АО «Росатом Энергетические Проекты». В перспективе он способен дать толчок сотрудничеству стран в области строительства АЭС. Что связывает Россию и Вьетнам и каковы возможности развития двусторонних отношений — в материале «Известий».
Мишустин приехал с визитом в Ханой
Юбилейные даты в истории взаимосвязей разных стран принято отмечать визитами их руководства. В этом плане Вьетнам — надежный партнер России в азиатском регионе — не стал исключением. В нынешнем году государства празднуют 75-летие установления дипломатических отношений, в связи с чем премьер-министр РФ Михаил Мишустин прибыл в Ханой на два дня. Как отметил председатель правительства, Россию и Вьетнам связывают прочные узы дружбы и взаимного уважения. С 2001 года отношения стран возведены в статус стратегического, а с 2012-го — всеобъемлющего стратегического партнерства. Во время недавнего визита в азиатскую страну президента РФ Владимира Путина в июне было решено его расширить.
Тесные связи двух государств отражаются даже в мелких деталях. Например, многие вьетнамцы, обычные жители столичного Ханоя, неплохо знают русский язык. Так, одна из местных на очень понятном русском даже спела журналистам «Гвардейскую застольную». На дорогах встречается российский автопром, например, «УАЗ». Конечно же, на улицах много туристов из РФ. В целом, к наших гражданам вьетнамцы относятся очень дружелюбно и тепло встречают в любом качестве, будь то путешественник или, например, представитель прессы.
Так же тепло встретили и российского премьер-министра. Свой визит глава кабмина начал с посещения двух очень важных для вьетнамского народа мест. Он приехал к монументу Павшим героям, чествующему победу вьетнамского народа над французскими колонизаторами, а перед Мавзолеем Хо Ши Мина почтил память основателя современного вьетнамского государства. К слову, Владимир Путин во время своего визита напомнил о том, что именно Хо Ши Мин стоял у истоков сотрудничества Москвы и Ханоя. «Наша страна оказала весомое содействие героической борьбе вьетнамского народа с иностранными интервентами. А после победы и полного освобождения вьетнамской земли от оккупантов советские строители, инженеры, врачи, педагоги, ученые помогали Вьетнаму в восстановлении страны», — написал он в статье для вьетнамской газеты «Нян зан». Для обеих стран очень важно чтить историю. Так, на празднование 80-летия Победы в Великой Отечественной войне в мае 2025 года одним из первых среди глав государств Путин пригласил лидера Вьетнама — генерального секретаря ЦК Компартии То Лама.
Прибытие Мишустина к президентскому дворцу оказалась весьма торжественным. Его встретили военным оркестром и маршем, а ханойские пионеры и студенты столичного госуниверситета выкрикивали приветственные лозунги. Кстати, именно в этот момент единственный раз за весь день выглянуло солнце, но никакой изнуряющей жары не было. Январь для вьетнамцев — всё-таки тоже зима, хотя погода и выдалась вполне комфортной для жителей средней полосы России: около 20 градусов тепла. Не пришлось стоять под палящим солнцем и российской весьма внушительной делегации. В этот раз страну, помимо Михаила Мишустина, представляли вице-премьеры Дмитрий Чернышенко и Алексей Оверчук, главы Минфина, Минпромторга, Минцифры, Минэка и других ведомств.
Содержательная часть визита российского премьер-министра началась со встречи с вьетнамским коллегой Фам Минь Тинем, после чего стартовали российско-вьетнамские переговоры. Позже глава правительства РФ встретился с председателем Национального собрания Вьетнама Чах Тхань Маном и То Ламом.
Главным итогом стало подписание документов, которое, стоит отметить, тоже прошло в довольно теплой и даже непринужденной обстановке. Тон задал премьер-министр Вьетнама. После протокольных рукопожатий Фам Минь Тинь, похоже, неожиданно для Михаила Мишустина, потянулся обнять российского премьера. Атмосфера, которая, как и полагается, была весьма торжественной и строгой, сразу же заметно разрядилась, а примеру глав правительств последовали и другие представители сторон.
— У нас всегда были с Вьетнамом хорошие отношения, и он в своей внешней политике руководствуется многовекторностью. То есть у Вьетнама сегодня достаточно сбалансированные внешние экономические и политические связи. На нем нет никаких санкций. Последние США сняли в 2016 году. Хоть у Ханоя хорошие контакты с Вашингтоном, он при этом сохраняет отношения с Москвой, — подчеркнул в беседе с «Известиями» руководитель Центра изучения стран Дальнего Востока в Санкт-Петербурге Кирилл Котков.
Такая многовекторность объясняется и прагматичностью. Страна зависит от РФ по ряду направлений, например, вьетнамская армия закупала и продолжает закупать вооружения — сначала советские, потом российские. США тоже предлагают свою продукцию, но она намного дороже и имеет другие стандарты, перейти на которые будет затруднительно, объясняет востоковед.
Перспективы сотрудничества России и Вьетнама
Вьетнам — важный партнер для России в ее политике «поворота на Восток» и диверсификации внешнеэкономических связей. Страна рассматривается как ворота в динамично развивающийся регион Юго-Восточной Азии. Например, через ту же БРИКС. Как заявили «Известиям» в МИД РФ, Вьетнам должен стать партнером объединения, хотя пока в официальном озвученном списке Ханоя нет. Но для БРИКС Вьетнам определенно стал бы крайне полезным участником. Развивающуюся экономику подтверждают, в частности, цифры.
— Достаточно сказать, что Социалистическая Республика Вьетнам одной из немногих смогла избежать резкого падения ВВП во время пандемии COVID-19, продемонстрировав даже небольшой рост. По итогам 2024 года ВВП страны увеличился на 7,09%, что обеспечено бурным ростом производства и торговли. Вьетнам называют главным бенефициаром политики «Китай+1», направленной на вывод западными компаниями производств из КНР, — отметила в беседе с «Известиями» научный сотрудник Центра изучения Вьетнама и АСЕАН ИКСА РАН Елена Никулина.
Россия заинтересована продолжать сотрудничество с Вьетнамом в таких областях, как энергетика, цифровая экономика, кибербезопасность, военно-техническое сотрудничество, образование, культура. Это отразилось и на документах, утвержденных по итогам переговоров.
В частности, премьеры подписали совместное коммюнике, а их заместители, а заодно сопредседатели межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству Дмитрий Чернышенко и Чан Хонг Ха — заявление о комплексном плане сотрудничества до 2030 года. Стоит отметить соглашения в области радиоэлектронной промышленности и цифровых технологий, а также в цифровой экономике. Стороны утвердили 13 «дорожных карт» и условились нарастить товарооборот до $15 млрд в 2030 году. И кажется, что это вполне реализуемо. Так, за 11 месяцев прошлого года товарооборот составил $4,1 млрд, при этом показатели за год выросли на 24%. Такой динамике способствуют удобные для обеих стран расчеты — в нацвалютах. Сейчас доля транзакций в рублях и донгах достигла 60%.
Важным драйвером экономического сотрудничества между двумя странами могут быть крупные российские проекты во Вьетнаме. Таким должно было стать строительство «Росатомом» во вьетнамской провинции Ниньтхуан первой в ЮВА атомной электростанции. Но в 2016 году правительство республики отказалось от этого проекта, сославшись, в частности, на уменьшение потребности в электроэнергии и удешевление ее традиционных источников. Правда, с тех пор многое изменилось.
— Сейчас бурно развивающийся Вьетнам испытывает огромную потребность в электроэнергии и поэтому вынужден наращивать импорт угля и использовать «грязные» угольные электростанции, что затрудняет провозглашенное им достижение к 2050 году углеродной нейтральности. И вопрос использования «мирного атома» для получения электроэнергии опять оказался в республике на повестке дня. А Россия с ее огромным опытом строительства атомных электростанций разной мощности и разных размеров могла бы быть Вьетнаму в этом очень полезна, — сказала Никулина.
На этом фоне особое значение приобретает подписанный на переговорах меморандум о взаимопонимании между АО «Росатом Энергетические Проекты» и Электроэнергетической корпорацией Вьетнама о развитии сотрудничества в атомной энергетике. Кстати, руководитель «Росатома» Алексей Лихачев был среди делегатов от РФ, и он же принимает участие в отдельных встречах деловых кругов 15 января. Вероятно, что речь может пойти и о привлечении российских компаний в проект строительства АЭС во Вьетнаме.
При этом в смежном секторе удалось закрепиться, и уже давно. Например, у России с Вьетнамом есть совместное предприятие «Вьетсовпетро», которое занимается нефтедобычей на шельфе Южно-Китайского моря. По состоянию на 2024 год, общий доход «Вьетсовпетро» от нефтегазовой деятельности превысил $89 млрд, из которых более $58 млрд поступило в бюджет Вьетнама, что составляет около 43% дохода всей его нефтегазовой отрасли.
Есть куда расти и в уже знакомой сфере туризма. Как отметил Михаил Мишустин, у стран имеются перспективы для увеличения взаимных потоков. Гражданам России и Вьетнама будет, конечно, интересно познакомиться с богатыми культурными традициями, наследием и современной жизнью наших стран, уверен премьер. Для этого, по итогам переговоров, стороны решили увеличить число прямых авиарейсов. Полеты будут осуществлять в том числе и вьетнамские авиалинии.