«Запад не брезгует даже открытым шантажом африканцев»
Коллективный Запад противодействует российскому внешнеполитическому курсу в Африке. Об этом в интервью «Известиям» заявил директор департамента Африки МИД РФ Анатолий Башкин. Тем не менее у России с государствами континента заложены хорошие правовые основы для развития сотрудничества, например, в области гражданской авиации. Соответствующие соглашения заключены с 42 странами, из них — 35 расположены к югу от Сахары. Кроме того, Москва планирует открыть в ближайшее время посольства в Нигере, Сьерра-Леоне и Южном Судане. О перспективах развития туристических связей РФ с африканскими государствами и гуманитарных поставках в страны континента — в эксклюзивном интервью Анатолия Башкина «Известиям».
«Мы выступаем за расширение географии маршрутов отечественных перевозчиков, включая страны Африки»
— Ведутся ли переговоры об открытии новых прямых рейсов из России в страны африканского региона?
— У нас с Африкой заложены хорошие правовые основы для развития сотрудничества в области гражданской авиации. Соответствующие соглашения заключены с 42 государствами континента, из них 35 расположены к югу от Сахары. К большому сожалению, на сегодня в части курируемых департаментом стран регулярное воздушное сообщение имеется только с одной: осуществляются рейсы из эфиопской столицы Аддис-Абебы в Москву.
Хотел бы сразу оговориться, что ведение переговоров с уполномоченными структурами зарубежных государств в области авиаперевозок — прерогатива Министерства транспорта Российской Федерации и его подведомственной структуры — Росавиации. В принципиальном плане мы выступаем за расширение географии маршрутов отечественных перевозчиков, включая страны Африки, и готовы оказывать всяческое содействие. Но здесь есть ряд нюансов, прежде всего влияние наложенных на отрасль нелегитимных санкций. В этой связи требуется учет правовых аспектов и юридических норм каждого отдельного государства по всему комплексу вопросов — от получения разрешений до обслуживания бортов, их заправки и так далее.
— Какие государства могли бы стать наиболее интересными для российских путешественников?
— Что касается посещения российскими путешественниками африканских стран, вы прекрасно знаете, что после введенных Западом ограничений турпоток на континент заметно вырос. Это произошло, даже несмотря на то что по сравнению с традиционными маршрутами, поездки туда — не самое дешевое удовольствие. Африка привлекает своим местным колоритом, обилием и разнообразием природных красот — по сути, она остается одним из самых удивительных на планете мест, где современность соседствует с традициями прошлого.
Если говорить конкретно о странах, россиян привлекают островные государства — Маврикий, Сейшелы, восточноафриканское направление — Кения, Танзания, Эфиопия. Модным становится посещение южной части континента — ЮАР, Зимбабве, Намибии. В целом подавляющее большинство африканских государств обладают не раскрытым нашими соотечественниками туристическим потенциалом, в каждом можно найти что-то особенное.
«Что касается посольства в Южном Судане, то оно учреждается с нуля»
— Ранее сообщалось, что Россия откроет посольства в некоторых африканских странах. В частности, упоминались Сьерра-Леоне, Нигер и Южный Судан. Планирует ли РФ открыть диппредставительства и в других странах континента? Насколько это важно в нынешней непростой геополитической ситуации?
— Без сомнения, развитие сети диппредставительств — кардинальный шаг в укреплении нашего многопланового сотрудничества с континентом. Расширение российского присутствия «на земле» в первую очередь важно с политической точки зрения для обеспечения эффективного взаимодействия с местными властями.
В 2023 году начали функционировать наши посольства в Буркина-Фасо и Экваториальной Гвинее. Теперь на очереди Нигер, Сьерра-Леоне и Южный Судан. Этому предшествовала кропотливая работа: необходимо было заручиться формальным согласием местных властей, решить множество организационных и юридических вопросов. При этом хочу отметить, что ситуация с нашими загранучреждениями имеет свои особенности. В Ниамее и Фритауне мы говорим именно о возобновлении деятельности представительств. Учрежденные еще Советским Союзом миссии в этих странах сразу после установления дипломатических отношений были закрыты в 1992 году по финансовым соображениям. Это было непростое время для российско-африканских связей, Россия была сконцентрирована на собственных проблемах.
К счастью, ситуация кардинально изменилась. Изменились и геополитические условия, требующие активизации взаимодействия по всем направлениям — политическом, торгово-экономическом, гуманитарном.
Что касается посольства в Южном Судане, то оно учреждается с нуля, а это совсем другая история. Там никогда не было наших постоянно работающих дипломатов ввиду того, что страна обрела независимость относительно недавно, в 2011 году. С этого времени в республике был аккредитован российский посол, резиденция которого размещается в соседней Уганде. Очень надеемся, что официальное решение о посольствах в названных трех странах будет принято в самое ближайшее время. В планах РФ — дальнейшее расширение дипломатического присутствия в Африке. Работа такая ведется, хотя говорить о том, где будут открываться российские дипмиссии пока преждевременно.
— Пытается ли Запад и Украина препятствовать развитию контактов Москвы с африканскими столицами?
— Противодействие коллективного Запада проводимому нами внешнеполитическому курсу в Африке ощущается, если так можно выразиться, на постоянной основе. Их дипломатами и представителями киевского режима проводится скоординированная работа в африканских столицах. Сюда можно отнести и точечные политические демарши в целях не допустить роста влияния России, и развернутую информационную кампанию, чтобы дискредитировать наши усилия, направленные на укрепление добрых, дружественных и взаимовыгодных экономических отношений. При этом применяются все методы, не брезгуют ничем, даже открытым шантажом африканцев. Это касается, как двусторонних связей, так и масштабных мероприятий на высшем уровне, каким был в 2023 году второй саммит Форума партнерства «Россия – Африка».
Вот самый свежий пример. В ноябре в Сочи прошла первая министерская конференция форума. Этот новый диалоговый формат призван стать координационным механизмом по реализации поставленных главами государств в Санкт-Петербурге задач. Западники использовали все имеющиеся у них рычаги давления на африканские столицы, чтобы приехало как можно меньше делегаций и в конечном итоге сорвалось мероприятие. Но их очередная попытка «изолировать» Россию провалилась. Несмотря на организованную против нас работу, форум посетили 54 официальные делегации стран и региональных интеграционных объединений, в том числе более 40 министров.
За такой короткий период министр иностранных дел Сергей Лавров и специальный представитель президента РФ по Ближнему Востоку и странам Африки, замминистра иностранных дел Михаил Богданов провели встречи с большинством руководителей делегаций. Главный лейтмотив, заложенный в итоговые документы, который разделяют африканцы, — российско-африканское сотрудничество сегодня — движущая сила формирования свободного от диктата справедливого многополярного миропорядка на основе подлинного равенства государств и верховенства международного права. В итоге конференция прошла весьма плодотворно и получила массу благожелательных отзывов от наших партнеров.
«Сейчас рассматриваются поставки в государства, сильно пострадавшие от природных катаклизмов»
— Россия ранее неоднократно отправляла на безвозмездной основе зерно и удобрения в некоторые африканские государства. Планируются в ближайшее время новые поставки и если да, то в какие страны?
— Хорошо осознаем значение поставок таких товаров, в первую очередь продовольствия, для социально-экономического развития африканских государств, достижения показателей обеспеченности продовольствием и выполнения целей устойчивого развития. Несмотря на проводимую коллективным Западом санкционную политику в отношении России, наша страна продолжает оставаться ответственным и добросовестным партнером и выполняет все обязательства в части снабжения Африки сельскохозяйственными товарами, удобрениями, энергоносителями и другой критически важной продукцией для континента.
Передача продовольствия, прежде всего российского зерна, осуществляется по двум основным каналам — в виде безвозмездной помощи на двусторонней основе по запросу африканских правительств, либо в рамках участия в усилиях международных организаций.
С большой благодарностью была воспринята инициатива президента России Владимира Путина о передаче партий пшеницы в шесть стран — Центральноафриканскую Республику, Сомали, Буркина-Фасо, Зимбабве, Мали и Эритрею.
На постоянной основе предоставляем африканским странам содействие в рамках Всемирной продовольственной программы ООН. В 2020 году Россия увеличила ежегодный дополнительный взнос в ее фонд. По этой линии бенефициарами российской помощи стали наиболее нуждающиеся — Буркина-Фасо, Бурунди, Гвинея, Джибути, Зимбабве, Мадагаскар, Мали, Мозамбик, Нигер, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, ЦАР, Эфиопия, Южный Судан. Сейчас рассматриваются поставки в государства, сильно пострадавшие в текущем году от природных катаклизмов, прежде всего от засухи.