Депозит недоверия: эксперты оценили возможность заморозки вкладов россиян
Власти вряд ли пойдут на заморозку вкладов россиян, ведь это может вызвать экономический кризис, а значит, последствия от такой блокировки перекроют любые возможные выгоды, считают опрошенные «Известиями» эксперты. В публичном поле этот вопрос снова появился 13 января — свою позицию в очередной раз высказал ЦБ, отвечая на вопросы, поступившие в чат-бот в Telegram. Такой шаг в Банке России назвали «абсурдом» и «бессмыслицей». До этого развеивала подобный миф глава регулятора Эльвира Набиуллина. При этом тему продолжают обсуждать несколько месяцев подряд. Почему люди всё еще опасаются такого сценария, несмотря на заявления властей, и есть ли под этими страхами объективные основания — в материале «Известий».
Возможна ли блокировка вкладов
Дискуссия вокруг якобы возможной заморозки вкладов в очередной раз возникла в публичном поле 13 января — ЦБ опубликовал на своих ресурсах ответы на вопросы подписчиков по этой теме. Как заявили в Банке России, эта идея «абсурдна».
«Если заморозить вклады, ограничить возможность для граждан и бизнеса распоряжаться своими деньгами, то никто не готов будет держать деньги в банках. И это тут же поставит крест на возможности банков кредитовать экономику», — пояснили в регуляторе.
Блокировка также подорвала бы доверие населения к кредитным организациям, подчеркнули в ЦБ. Такая инициатива — грубейшее нарушение прав граждан и компаний распоряжаться своими активами, что пошатнуло бы основы финансовой системы.
В публичном поле этот вопрос стали активно обсуждать осенью — тогда мнение о возможной блокировке вкладов россиян высказал директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве России Алексей Зубец. По его словам, «ключевую ставку принято решение снижать», поэтому россияне могут начать массово снимать средства со вкладов. Эксперт считает, что во избежание этой ситуации власти могут пойти на радикальные меры.
Уже тогда представители власти его слова опровергали. Ответственный человек не имеет права делать подобные заявления, сказал глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков, комментируя выступление Алексея Зубца. Такие слухи распространяют только враги России или те, кто хочет разрушения финансовой системы, уверен депутат.
Тогда свою позицию высказывала и глава ЦБ Эльвира Набиуллина. Выступая в Госдуме, она назвала идею блокировки «бессмыслицей» и подчеркнула, что банки достаточно обеспечены доходами, чтобы расплатиться со вкладчиками.
Отвечая на вопросы подписчиков в январе, в ЦБ также назвали беспочвенными опасения, что при снижении ключевой сбережения разом выплеснутся на потребительский рынок и это разгонит инфляцию. Регулятор уточнил, что денежно-кредитную политику будут смягчать постепенно, это сохранит привлекательность вкладов на долгое время.
Помимо того, властям не нужно брать средства со вкладов для финансирования экономики — «это бессмыслица», заявили в ЦБ. Там пояснили: эти средства уже работают на страну и используются для выдачи кредитов бизнесу, уточнили в ЦБ. В регуляторе резюмировали: совершенно очевидно, что в любой рыночной экономике, составной частью которой является банковское кредитование, подобный шаг немыслим.
Прецеденты заморозки вкладов
Власти РФ вряд ли пойдут на блокировку средств на банковских вкладах, считают и опрошенные «Известиями» эксперты. Такие действия подорвут доверие населения к рынку, вызовут отток средств из него и его последующий крах. Помимо того, бизнес начнет выводить средства из страны, что привело бы к кризису. Аналитики подчеркнули: последствия от заморозки перекроют любые возможные выгоды.
Гипотетически причиной блокировки мог бы стать дефицит бюджета — вклады могли бы заморозить, чтобы использовать в государственных целях, предположил аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. Но риски от таких действий существенно превышают вероятные выгоды, также говорит эксперт. Отток средств с фондового рынка и капитала из РФ, а также падение стоимости акций российских компаний могли бы вызвать полноценный экономический кризис.
Нет и правовой основы для «тотальной заморозки» вкладов, отметила юрист коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Светлана Тарнопольская.
Ситуации, схожие с идеей блокировки вкладов, в последние 10–15 лет происходили в развивающихся странах, отметил Владимир Чернов. Однако им всегда предшествовала гиперинфляция, когда рост цен выше 100% за три года, — в России нет таких темпов.
Так, в 2021–2023 годах в Турции ограничили переводы крупных сумм за границу и покупку иностранной валюты, напомнил эксперт. В Зимбабве в 2019-м были введены жесткие лимиты на снятие наличных, а также запрет на хранение долларов на счетах. В 2013 году на фоне экономического кризиса на Кипре по программе помощи от ЕС крупные вклады (свыше €100 тыс.) в двух крупнейших банках страны были подвергнуты «стрижке» (часть средств была списана). А в Аргентине в 2001–2002 годах ограничили снятие наличных средств с банковских вкладов до 250 песо в неделю.
На самом деле именно заморозка вкладов в международной практике практически отсутствует, отметил экономист Андрей Бархота. Чаще всего, как и в описанных случаях, сбережения населения обесцениваются, поскольку инфляция начинает превышать доходы по депозитам.
В РФ подобная ситуация сложилась в 1991 году во времена «павловской денежной реформы», напомнил Андрей Бархота. Тогда власти ограничили доступ граждан к сбережениям, а когда блокировку сняли — деньги просто потеряли свою ценность. Сейчас власти не пойдут на такие действия — пользы от них будет сильно меньше, чем потерь, уверен эксперт.
Вероятно, обсуждения вокруг заморозки вкладов не стихают, потому что ставки по ним растут быстрее ключевой, отметил Андрей Бархота. Можно предположить, что люди ждут подвоха: при ставке ЦБ в 21% и инфляции ниже 10% банки активно рекламируют доходности депозитов по 25%. Для граждан старше 50 лет это кажется «аттракционом невиданной щедрости», а более молодые уверены в «заманивании» граждан в сберегательные продукты.
В ЦБ ответили и на этот аргумент. Сейчас на счетах и депозитах граждане и компании разместили 121 трлн рублей — этими средствами банки финансируют портфель кредитов на 126 трлн рублей и вложения в корпоративные облигации еще на 7 трлн, уточнили в Банке России. Доходы от ссуд и облигаций — надежный и устойчивый источник средств для выплат по вкладам, поэтому нет смысла опасаться, что высокие проценты по депозитам не начислят.
По словам Андрея Бархоты, чтобы снять алармистские настроения, важно исключить возможность заморозки вкладов со стороны законодательной и исполнительной власти.