Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Трамп пообещал срубить посаженную седьмым президентом США 200-летнюю магнолию
Мир
СМИ узнали об угрозах Ирана атаковать базу Диего-Гарсия в случае ударов США
Армия
Ракетный крейсер «Варяг» провел в Японском море артстрельбы по целям
Армия
Российские военные поразили радиолокационную станцию ВСУ в Сумской области
Спорт
НХЛ сменила логотип в соцсетях на картинку с гонкой Овечкина за рекордом Гретцки
Общество
Синоптики спрогнозировали потепление до +17 градусов в Москве 31 марта
Мир
Трамп заявил о намерении Зеленского отказаться от сделки с США по ресурсам
Армия
Саперы провели разминирование территорий Суджанского района Курской области
Наука и техника
Российские арктические моря станут промысловыми
Мир
Марин Ле Пен признали виновной по делу о парламентских ассистентах
Мир
В Мьянме объявили национальный траур в связи с последствиями землетрясений
Общество
Вандалы сожгли и разгромили могилу корреспондента «Известий» Федорчака
Спорт
Российские теннисистки Мирра Андреева и Диана Шнайдер выиграли в финале WTA-1000
Наука и техника
На Солнце произошло пять мощных вспышек класса М
Общество
В Роспотребнадзоре заявили об отсутствии новых вирусов в России
Мир
Более 120 сотрудников МЧС выехали в Мандалай для проведения спасательных работ
Мир
Лидер «Возрождения» заявил о планах приехать в Москву на 9 Мая

Дойти до Берлина

Военный историк Дмитрий Болтенков — о роли Висло-Одерской операции в ходе Великой Отечественной войны
1098
Выделить главное
Вкл
Выкл

80 лет назад — 12 января 1945 года — началось, пожалуй, самое сокрушительное наступление Красной армии — Висло-Одерская операция. В ходе нее советские войска прошли от берегов Вислы через всю Польшу и форсировали Одер, создав плацдармы на западном его берегу.

Планы и силы сторон

В ходе летнего наступления 1-й Украинский и 1-й Белорусский фронты образовали Сандомирский, Магнушевский и Пулавский плацдармы на западном берегу Вислы. Шедшие за них бои остались в памяти как советских, так и немецких солдат как самые тяжелые за всю войну. После окончания боев надо было пополнить личный состав, получить новую технику, накопить запасы.

29 декабря Ставка Верховного главнокомандования утвердила планы наступления 1-го Украинского (УФ) и 1-го Белорусского фронтов (БФ). Они должны были прорубить вражескую оборону и стремительно двигаться вперед, не давая врагу занять подготовленные линии обороны.

Советские силы были максимально усилены за счет резервов. Войска двух фронтов насчитывали 16 армий (134 дивизии), четыре танковые и две воздушные армии, пять отдельных танковых, один механизированный, три кавалерийских, четыре артиллерийских корпуса прорыва и другие части.

Эти силы имели в своем составе более 2,2 млн человек, 36 436 орудий и минометов, 7049 танков и САУ, 4772 самолета.

Красная армия в начале 1945 года прошла горнило войны. К этому времени танковые и механизированные корпуса были перевооружены на танки Т-34-85. Тяжелые танковые полки и бригады получили танки ИС-2 со 122-миллиметровыми пушками, тяжелые ИСУ-122 и ИСУ-152. На вооружение поступили новые противотанковые САУ-100. Авиация летала на бомбардировщиках Ту-2, а также на истребителях Ла-7 и Як-3. Главное — командиры умели видеть поле боя, могли принимать быстрые и верные решения, а солдаты горели ненавистью к врагу.

Силами 1-го БФ (маршал Георгий Жуков) планировалось разгромить варшавско-радомскую группировку противника и не позднее 11–12-го дня овладеть рубежом Пётркув – Лодзь, в дальнейшем наступать на Познань. 1-й УФ (маршал Иван Конев) должен был разгромить кельце-радомскую группировку, к 10–11-му дням выйти на рубеж Ченстохов – Бохня и в дальнейшем идти на Бреслау. Войска 2-го и 3-го БФ (маршал Константин Рокоссовский и генерал армии Иван Черняховский) проводили в это же время Восточно-Прусскую операцию, целью которой был разгром Группы армий «Центр» и недопущение переброски сил в полосу наступления 1-х БФ и УФ.

Противостоящие им силы противника включали в себя Группу армий «А», которая объединяла 9-ю и 4-ю танковую армии, а также главные силы 17-й армии. В них имелось 30 дивизий и ряд частей — всего до 560 тыс. солдат и офицеров, около 5 тыс. орудий и минометов, 1220 танков и штурмовых орудий. Их действия поддерживали 630 боевых самолетов 6-го воздушного флота.

Немцы построили семь оборонительных рубежей, наиболее мощными из которых были первая линия обороны против наших плацдармов и шестая с использованием довоенных фортификационных укрепления на старой немецко-полькой границе. К обороне в роли крепостей готовились и ряд городов, включая Познань и Бреслау. В резерве стояли два немецких танковых корпуса.

Ход сражения

Разговоры о том, что советские войска начали наступление раньше времени в целях оказать помощь союзным войскам, отбивавшим «Арденнский контрнаступ» немцев, — миф. К этому времени наступление было отражено американскими солдатами. Более того, сэра Уинстона Черчилля и Де Голля беспокоило немецкое наступление «Нордвинд», начатое новогодней ночью в Эльзасе. Черчилль вежливо спросил о планах русских, Иосиф Сталин вежливо ответил: «Да, скоро начнем». В итоге операция началась позже, чем планировали. Стояла плохая погода, авиация не могла действовать.

1-й УФ начал наступление 12 января в 05:00. Главная полоса обороны была прорвана. Ударом артиллерии противнику был нанесен серьезный урон, управление войсками было нарушено. В течение дня в бой пошли 3-я гвардейская и 4-я танковые армии. К исходу дня прорыв составил до 15–20 км в глубину. Оборона противника была взломана. Утром 13 января немцы бросили в бой 24-й танковый корпус, включавший в себя, помимо танковых дивизий, и 424-й тяжелый танковый батальон с порядка 40 «Тиграми» и «Королевскими Тиграми». Быстрыми и решительными действиями советских танкистов немецкие части были разгромлены.

В результате двухдневных боев войска фронта прорвали тактическую зону обороны противника и разгромили его ближайшие резервы, продвинувшись на глубину 25–40 км и расширив прорыв до 60 км. Наиболее трудная часть задачи была выполнена.

С 12 по 17 января войска 1-го УФ прорвали оборону врага в полосе шириной 250 км и продвинулись на запад на 120–140 км. 19 января Краков был освобожден, при этом наши войска совместно с разведчиками спасли этот красивый город от уничтожения.

В конце января 3-я гвардейская танковая армия совершила ряд маневров с разворотом своих войск на 180 градусов. Силезская группировка немцев попала в окружение. Наше командование решило не ввязываться в бои за индустриальный район и дало немцам уйти. Мы сохранили силы и средства. А министр вооружений Альберт Шпеер уже 30 января сообщил руководству Германии, что война проиграна из-за с потери Силезского промышленного района.

14 января 1-й БФ начал свое наступление. Мощь советских войск впечатляла! Так, 1-я гвардейская танковая армия (ТА) входила в прорыв вслед за 8-й гвардейской, у которой было 220 орудий на километр фронта! К исходу 15 января передовые части 1-й ТА форсировали реку Пилицу.

Атакующие танковые корпуса русских пытались контратаковать немецкие 19-я и 25-я танковые дивизии. Немцы, в принципе, так и не осознали мощь брошенных против них войск. Они были разбиты. Красная армия стремительно шла вперед. Уже скоро войска свернулись в походные колонны и двигались по дорогам. Нельзя сказать, что это был легкий путь. Немцы при случае ожесточенно оборонялись. Танки зачастую переправлялись вброд по ледяной январской воде.

К исходу дня 17 января 1-я гвардейская ТА полностью форсировала реку Пилицу и устремились на север в обход Варшавы с юго-запада. В тот же день Красная армия совместно с 1-й армией Войска Польского освободила Варшаву. 19 января — Лодзь.

22 января 1-я ТА Катукова «постучала» в Познань. Город был важнейшим транспортным узлом железных и шоссейных дорог. Будущий маршал Советского Союза Василий Чуйков со своей 8-й Гвардейской армией потратил месяц на освобождение города.

Плацдармы

Итак, оборона немцев была прорвана, и наступление продолжалось. Судя по всему, его глубина оказалась несколько неожиданной для военного руководства СССР, ибо, например, ГСМ для 1-й ТА было запасено только на рывок до Познани. Но нам в сложившейся ситуации нужно было быстро идти вперед на Одер, форсировать его и брать плацдармы для будущего наступления на Берлин.

Для этого были созданы передовые отряды, имевшие задачу идти вперед на максимальной скорости, не ввязываясь в бои. Такой отряд 5-й Ударной армии под командованием полковника Есипенко 31 января форсировал Одер в районе городка Киниц. Был образован плацдарм. Этим днем к нему начали присоединяться подразделения 1-го Механизированного корпуса. Кюстрин взять с ходу не удалось. Немцы немедленно бросили в бой всё, что только было под рукой из пехоты. Начались налеты немецкой авиации. Интенсивность ее работы можно сравнить с временами Курской битвы. В Кюстрин стали прибывать снятые с Западного фронта немецкие дивизии. Но тем временем расширились и наши плацдармы. К концу 3 февраля плацдарм 5-й Ударной армии на левом берегу Одера имел до 25 км в длину и от 2 до 7 км в глубину. Захватывали плацдармы и другие армии 1-го Белорусского фронта.

Немцы, снимая силы откуда только можно, смогли навязать сражения на флангах 1-х БФ и УФ. Нам потребовалось время, чтобы взять Познань, подтянуть резервы, запасы, горючее и снаряды. В результате Берлин был покорен только в мае 1945 года. Наступление же в феврале на столицу Германии могло привести нас к катастрофе.

Итоги

Висло-Одерская операция была официально завершена 3 февраля. За 23 дня советские войска, продвигаясь вперед на 20–30 км ежедневно, преодолели все укрепленные оборонительные рубежи врага и две крупные водные преграды. При этом полностью разгромили 35 немецких дивизий, еще в 25 дивизиях потери составили от 50 до 70% личного состава.

В плен попали до 150 тыс. немецких солдат и офицеров. Установить точные потери вермахта в этот период не представляется возможным: в 1945 году рухнули и немецкий фронт, и система учета потерь. Третий рейх агонизировал. Но решающие «удары смерти» были еще впереди. Вермахт еще мог сражаться и делал это осмысленно и целеустремленно. Общие потери Красной армии в ходе Висло-Одерской операции составили около 43 тыс. убитых и около 116 тыс. раненых.

Немецкий генерал Фридрих Вильгельм фон Меллентин, пожалуй, наиболее ярко описал произошедшее: «Русское наступление за Вислой развивалось с невиданной силой и стремительностью, невозможно описать всего, что произошло между Вислой и Одером в первые месяцы 1945 года. Это была трагедия невиданного масштаба... Европа не знала ничего подобного со времени гибели Римской империи».

Войска Красной армии пришли под стены Берлина. Часы Третьего рейха отсчитывали последние мгновения.

Автор — военный историк

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением