Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
США договорились с делегацией Украины о рамках мер безопасности
Мир
Мерц заявил о необходимости всех стран ЕС разделить риски в вопросе активов РФ
Общество
В ГД назвали перечень документов для получения повышенной пенсии в 2026 году
Мир
Маск подверг критике решение ЕС оштрафовать соцсеть Х
Происшествия
Пострадавшую при атаке на Севастополь девочку доставили на лечение в столицу
Мир
Азаров рассказал о возможных провокациях со стороны Киева
Общество
Синоптик рассказал о похолодании в первые выходные декабря
Общество
Покупательница квартиры Долиной Лурье призвала дождаться решения суда по делу
Мир
Владимир Зеленский подписал указ об исключении Андрея Ермака из СНБО
Общество
Стала известна личность публиковавшего фейки в СМИ-иноагентах журналиста
Мир
Politico сообщила об отклонении Венгрией плана ЕК по займу на €90 млрд для Украины
Мир
Обсуждение ЕС передачи российских активов закончилось безрезультатно
Спорт
Определились 42 участника чемпионата мира по футболу 2026 года
Происшествия
В Воронежской области обломки беспилотника повредили линию электропередач
Общество
В Ростелекоме назвали номера для звонков на «Прямую линию» с Путиным из-за рубежа
Наука и техника
Академик РАН Оганесян рассказал о подготовке к новому ряду таблицы Менделеева
Спорт
Определилась «группа жизни» на чемпионате мира по футболу 2026 года
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

По итогам прошлого года рынок новых легковых автомобилей обновил пятилетний рекорд и вышел на допандемийный уровень продаж. Факторы, которые, по прогнозам, должны были снизить интерес покупателей к машинам, напротив, только подстегнули спрос, отмечают эксперты. Подробности — в материале «Известий».

Новая высота

В прошлом году в России было продано 1 571 272 новых автомобиля, что на 48,4% больше, чем в 2023-м, сообщает аналитическое агентство «Автостат», основываясь на количестве выданных ЭПТС. Это самый высокий показатель за последние пять лет. Таким образом, российский авторынок вплотную приблизился к допандемийным показателям: в 2019 году в нашей стране было продано 1,59 млн новых машин.

автомобиль продажа
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

По словам генерального директора «Автостата» Сергея Целикова, 42% продаж пришлось на российские машины (в том числе собранные в РФ китайские модели). Почти 70% из них оснащено автоматической трансмиссией (классические «автоматы», а также «роботы» и вариаторы). В столичном регионе (Москва и Московская область) в прошлом году был приобретен каждый пятый новый автомобиль, отметил он. Электромобили заняли 1% рынка, гибриды — 4%. При этом из 1,57 млн проданных машин примерно треть (32%) — это модели, выпущенные в 2023 году, рассказал Сергей Целиков.

Лидеры определились

Лидерство сохранила Lada — 436,2 тыс. проданных автомобилей. Модели, выпущенные в Тольятти и Ижевске, занимают 29% рынка, хотя годом ранее этот показатель превышал 30%. На второй строчке Haval, которая с результатом 190,6 тыс. машин является самым популярным иностранным брендом в нашей стране. «Бронза» у Chery, закончившего прошлый год с показателем 157 тыс. проданных машин. Далее следуют Geely (149,1 тыс.), Changan (106,1 тыс.), Omoda (49,5 тыс.), Exeed (40,9 тыс. экз.) и Jetour (35,1 тыс. штук). В топ-10 также вошли белорусский Belgee (34,6 тыс.) и китайский Tank (28,5 тыс.).

Лада
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

В «личном зачете» третий год подряд лидерство удерживает Lada Granta, которая разошлась тиражом 201,5 тыс. штук. За ней следует «старшая сестра» — Lada Vesta (123,2 тыс. машин), которая за год поднялась сразу на две позиции. А вот «серебряный призер» прошлого года Haval Jolion с результатом 83,8 тыс. теперь получил «бронзу». Четвертое и пятое места заняли Chery Tiggo 7 Pro Max (64,8 тыс.) и Tiggo 4 Pro (52,7 тыс.). Далее следуют Lada Niva Travel (50,2 тыс.), Geely Monjaro (47,9 тыс.), Lada Niva Legend (46,8 тыс.). Замыкают десятку самых популярных моделей Omoda C5 и Haval M6, которые разошлись тиражом 38,4 тыс. и 38 тыс. автомобилей соответственно.

Разнонаправленные факторы

В минувшем году на российском авторынке складывалась парадоксальная и необычная ситуация, считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. По его словам, внешние факторы, которые, по прогнозам, должны были привести к снижению спроса на новые машины, напротив, еще больше подогрели интерес потенциальных покупателей.

— Осенняя индексация утилизационного сбора, а также неоднократное повышение ключевой ставки во второй половине года, по всем прогнозам, должны были негативно сказаться на объемах продаж новых машин. Но получилось всё наоборот: эти факторы лишь подстегнули к приобретению автомобиля. С середины сентября прошлого года большинство покупателей руководствовались правилом «надо брать сегодня, иначе завтра будет еще дороже», — заявил он «Известиям».

продажа авто
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Также драйверами роста продаж и выхода рынка на рекордные показатели стали значительные вливания средств в экономику со стороны государства, в результате чего у определенной части населения появились дополнительные средства, а также отложенный спрос после значительного падения продаж в предыдущие годы, считает Максим Кадаков. При этом нынешний показатель в 1,57 млн проданных машин не потолок для рынка, уверен он.

— Очевидно, что спрос на новые автомобили до конца так и не удовлетворен. Потенциально у рынка есть возможности для роста и выход на 2–2,2 млн проданных машин. Но лишь теоретически, — уточнил Максим Кадаков.

В реальности достичь в нынешнем году даже прошлогодних показателей будет крайне сложно, полагает он. Скажется неизбежный в течение года рост цен, который будет вызван индексацией утилизационного сбора, считает эксперт.

Аналогичной точки зрения придерживается и партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто. Минувший год он называет в целом успешным, но предупреждает, что главные трудности для рынка еще впереди.

— Несмотря на то что у дилеров на складах есть еще около 300 тыс. автомобилей, которые были ввезены по прежним ставкам утильсбора, роста цен из-за его двойного повышения в нынешнем году избежать не получится. Поэтому в лучшем случае продажи машин в 2025 году выйдут на тот же уровень, что и в 2024-м. Скорее всего, рынок даже сократится на 10–20%, — полагает эксперт.

продажа авто
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Для 2024 года были характерны волнообразные всплески и падения продаж, отмечает заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев.

— В первом полугодии рынок демонстрировал умеренный рост, в августе–октябре произошел значительный скачок продаж на фоне новостей о росте утильсбора, сменившийся резкой коррекцией вниз в ноябре–декабре. Аналогичные колебания наблюдались и в продажах в кредит. Уровень проникновения кредитных сделок по ряду ключевых брендов достиг 90%, однако зимой в этом секторе наблюдается спад из-за высоких процентных ставок банков и сложностей с одобрением кредитов, — рассказал он «Известиям».

По мнению эксперта, в нынешнем году ожидается снижение продаж автомобилей. Оптимистический прогноз на этот год пока видится на уровне 1,4–1,5 млн автомобилей, полагает Ренат Тюктеев.

Читайте также
Прямой эфир