Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Маск призвал закрыть «Голос Америки» и «Радио Свобода»
Экономика
Товары без маркировки отдадут на благотворительность
Мир
В Харьковской области остановили добычу газа на месторождении
Мир
ОДКБ проведет восемь учений в 2025 году
Происшествия
ВСУ за сутки свыше 10 раз обстреляли территорию Донецкой Народной Республики
Мир
Шольц назвал неправильным поставлять Украине из ФРГ оружие для ударов вглубь РФ
Экономика
Банки снизили одобрение кредитов до рекордного минимума в 5%
Мир
Трамп заявил об ожидании от DOGE обнаружить растраченные Пентагоном миллиарды
Общество
Лавров поздравил коллег с Днем дипломатического работника
Общество
Синоптик спрогнозировал морозы и снегопады в конце февраля
Интернет и технологии
Мошенники начали распространять вирусы под видом нейросетей
Мир
Советник Трампа заявил об игнорировании USAID стратегических целей США
Происшествия
ВСУ нанесли удар по Киевскому району Донецка с применением дронов самолетного типа
Происшествия
В Курской области девять домов были повреждены в результате обстрела ВСУ
Мир
Авария на газопроводе оставила без газа жителей двух районов Тбилиси
Экономика
Реальные зарплаты в 2025 году вырастут на 3,3%
Общество
В России появилась национальная гастрономическая карта
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Ритейл и логистика в конце 2024 года чаще всего испытывали проблемы со сбоями своего программного обеспечения, сообщили «Известиям» аналитики компаний по кибербезопасности. Продавцы, в частности, столкнулись с большим количеством сбоев в период распродаж из-за использования устаревшего оборудования и ПО. Влияет на стабильность работы и возросшая активность покупателей, мошенников и хакеров. Компании стараются публично не разглашать случаи сбоев, отметили эксперты. В том, почему еще прерывались логистические цепочки в конце 2024-го, разбирались «Известия».

Какие были масштабные сбои в работе ПО

В начале ноября проблемы в инфраструктуре крупного телеком-оператора оставили жителей нескольких регионов без интернета и мобильной связи. Это вызвало перебои в работе курьеров, задержки в онлайн-платежах и сбои в координации экстренных служб.

Сбой
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

В конце того же месяца клиенты крупного банка столкнулись с невозможностью авторизоваться в приложении и проводить платежи. Особенно болезненно это отразилось на малом бизнесе, который в разгар сезона распродаж не смог получить платежи и своевременно оплатить поставки.

В декабре крупная сеть магазинов испытала сбои в кассовых системах, из-за чего покупатели стояли в очередях, а магазины несли убытки. Позже платформа интернет-ритейлера оказалась недоступна, что привело к задержкам предновогодних заказов и финансовым потерям для малого бизнеса.

Об этом «Известиям» рассказали в IT-компаниях, отметив, что не могут разглашать данные своих клиентов.

Как отметили аналитики «Монк Диджитал Лаб» (оказывает услуги в области корпоративного ИТ-мониторинга), сбои в IT могут парализовать целые отрасли и подорвать доверие пользователей. По их подсчетам, в IV квартале 2024 года количество сбоев программного обеспечения в российских компаниях увеличилось на 32% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«Данный показатель превышает показатели предыдущих кварталов по росту сбоев», — заявили в компании.

Такие случаи сбоев почти всегда закрытые, компании не делятся ими публично, если их это не обязывает делать законодательство, например, в случае кибератак, пояснил «Известиям» руководитель направления информационной безопасности iTPROTECT Кай Михайлов.

Обычно инциденты, связанные либо со взломом, либо с обычными неполадками в работе, выглядят для компании как остановка части бизнес-процессов на разное время. Именно это время простоя определяет убыток, который понесет компания, — пояснил он.

Айтишники
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Это, по его словам, может быть выход из строя каких-то второстепенных систем, который задерживает деятельность компании, либо — в более неблагоприятных случаях — может произойти полная остановка документооборота и потеря данных.

Рост числа сбоев в конце года в «Монк Диджитал Лаб» связали с уходом иностранных поставщиков ПО с российского рынка.

«В результате этого российские компании лишились технической поддержки и регулярных обновлений, что привело к возникновению сбоев в информационных системах, — сказали в компании. — Также сильно влияют геополитический фактор и увеличение числа кибератак на IT-инфраструктуру российских компаний и сервисов».

Аналитики указали, что увеличивается число сбоев, вызванных использованием сырых решений, а также самописного программного обеспечения.

«Из-за необходимости внедрения новых решений в сжатые сроки наблюдался недостаточный уровень тестирования и проверки интеграции с уже существующими системами, особенно это часто наблюдалось в финансовом секторе», — отметили в компании.

Открытый DDoS

DDoS-атаки — одна из частых причин, которая приводит к сбою работы организаций из-за недоступности их веб-ресурсов для пользователей. Об этом «Известиям» рассказал эксперт Kaspersky DDoS Protection Вячеслав Кириллов. Однако компаниям, которые выстроили грамотную защиту, корректную фильтрацию трафика, нечего бояться.

DDoS-атака
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

Общее число DDoS-атак в IV квартале 2024-го выросло на 32% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году. Наибольший интерес у злоумышленников вызвали организации финансовой отрасли, а также представители e-commerce. Наиболее популярными были атаки с использованием бот-сетей.

— Аномальное количество атак происходит на фоне повышенного спроса пользователей к ресурсам в преддверии праздников: традиционно в последние дни года наблюдается повышенная нагрузка в связи с высокой активностью населения в интернете, — указал эксперт.

Где было больше всего сбоев к концу года

В IV квартале 2024 года больше всего сбоев наблюдалось в ритейле (26% от общего числа сбоев), финансовой отрасли (18%) и логистической сфере (14%).

«Ритейлеры столкнулись с большим количеством сбоев из-за использования устаревшего оборудования и ПО в период повышенной нагрузки при проведении популярной распродажи «черная пятница», а также при подготовке к Новому году, — пояснили аналитики. — Сбои в этой отрасли приводят к недоступности товаров, а также к большим репутационным и финансовым потерям».

Возросшая активность пользователей в преддверии праздничных дней может привести к сбоям, подтвердил «Известиям» руководитель аналитического отдела Servicepipe (специализируется на информационной безопасности и защите онлайн-ресурсов от DDoS, ботов и целевых атак) Антон Чемякин.

Хакер
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анна Селина

— Во-первых это возросшая активность покупателей, которые делают заказы, чтобы порадовать себя и ближних. Во-вторых, это попытки собрать данные о ценах конкурентов, которые в борьбе за праздничные бюджеты покупателей становятся чаще и мощнее, — пояснил он. — Следует понимать, что ничем не ограниченный и неумелый автоматизированный сбор информации с сайтов при помощи программы или сервиса, так называемый парсинг, может создавать нагрузку на ресурс, в разы превышающую пользовательскую.

Финансовые организации, по мнению аналитиков, тоже испытали серьезные сложности из-за применения старых решений во время повышенной потребительской активности при проведении «черной пятницы» и при подготовке к Новому году, когда объем финансовых операций значительно вырос.

А сбои ПО в логистических организациях привели к простоям и значительным финансовым потерям, констатируют эксперты.

В IV квартале количество сбоев в ритейле по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло на 42%, в финансовой отрасли — на 37%, в логистической сфере — на 28%. Количество сбоев в российских компаниях в 2025 году продолжит расти.

Оборудование иностранных вендоров еще больше устареет, что приведет к еще более значительному росту сбоев, — отметил управляющий партнер ИТ-компании Николай Ганюшкин. — Чтобы уменьшить количество сбоев и обеспечить стабильную работу информационных систем, представителям российского бизнеса необходимо организовать полноценное сотрудничество с ассоциациями отечественных поставщиков оборудования и ПО, чтобы иметь возможность получения технической поддержки и обновлений, адаптированных под российский рынок.

Деньги
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Кроме того, сферы ритейла и финансов остаются крайне привлекательными для мошенников и хакеров, добавили эксперты.

Как и все сферы с живым обращением денег, особенно частных лиц. Мошенники пытаются найти недостатки в процессах и подделывают письма и уведомления компаний, выдавая себя за них. Таким образом вынуждают пользователя действовать в угоду злоумышленников, — подчеркнул Кай Михайлов.

Кроме того, могут быть и вредоносные DDoS-атаки с целью временно вывести из строя конкурента за праздничные бюджеты или же вымогательством получить деньги, напомнил Антон Чемякин.

— В целом рост как легитимной, так и нелегитимной активности в конце декабря — это привычное явление, повторяющееся ежегодно, — указал он.

В условиях продолжения импортозамещения ПО, трудностей с поставками серверов и участившихся хакерских атак, количество сбоев растет, резюмировал Кай Михайлов.

Читайте также
Прямой эфир