«Впервые за долгое время мы ставим рынок акций на покупку»
Ключевая ставка в ближайшее время может вырасти, но акции снова становятся привлекательным инструментом финансирования — особенно в нефтегазовой отрасли и IT, рассказал «Известиям» на полях инвестиционного форума ВТБ «Россия зовет!» инвестиционный стратег брокера «ВТБ Мои инвестиции» Станислав Клещев. Интерес вызывают замещающие валютные облигации, а также золото. Советы аналитика — в интервью «Известиям».
— В сегодняшней ситуации многие решения в экономике принимаются с учетом довольно высокой ключевой ставки. На ваш взгляд, как она будет меняться в ближайший год?
— Ключевая ставка — это реакция Центробанка на инфляционные процессы, которые складываются в экономике. И уже потом это фактор, влияющий на инвестиционную и деловую активность.

С этой точки зрения тенденции пока, к сожалению, остаются негативными, а проинфляционные риски — высокими. По нашим наблюдениям, инфляция может ускориться к концу года, и в декабре, вероятно, будет очередное повышение ставки до 23%. На таком уровне ставка может продержаться до конца 2025 года.
По нашему мнению, цикл ужесточения кредитных условий еще не завершен. Мы более консервативно смотрим на инфляцию, чем ЦБ, прежде всего в силу ослабления курса рубля, которое наблюдаем с сентября. Очень многое будет зависеть от того, как быстро нормализуется курс и на каких уровнях.
Когда произойдет перелом цикла и ЦБ пойдет на снижение ставки, сказать сложно. Вряд ли это случится в первом полугодии 2025 года. Но к концу следующего года позитивные моменты могут проявиться более ярко, чем мы сейчас этого ожидаем.
— В последнее время банки стали активнее говорить об инвестировании в золото. Это довольно консервативный инструмент. Имеет ли смысл в него сейчас вкладываться?
— Давайте вспомним, почему мы все говорим про золото. Во-первых, это актив, доступный широкому частному инвестору. Во-вторых, он показал лучшую динамику в текущем году — вырос в полтора раза с января.
В этом смысле с ним мало что может сравниться. Акции показали минус 18%, облигации с фиксированным купоном на фоне роста ключевой ставки тоже ушли в минус. Банковские депозиты показывают хорошую доходность — больше 20% годовых, но и это несравнимо с 50% у золота.
Золото — один из немногих квазивалютных инструментов, которые остались у массового инвестора. В этом заключается его популярность. Однако если фундаментально смотреть на динамику золота и средние исторические значения рентабельности золотодобытчиков, то этот актив сейчас уже сложно назвать недооцененным. В нормальном цикле рентабельность производителей составляет 10–20%, а сейчас она достигает 30%. Эти уровни выглядят экстремально и вряд ли будут сохраняться долгое время.
При этом золото продолжает расти. На него влияют начавшийся цикл снижения процентных ставок мировыми центральными банками, высокие геополитические риски и изменившиеся мнения и настроения инвесторов. Если в 2022–2023 годах они в основном продавали золото, то с весны этого года стали покупать.
В следующем году золото также может показать более высокие ценовые уровни. Поэтому россиянину, который обеспокоен валютными рисками, имеет смысл часть портфеля хранить в золоте.
— Какой тренд показывают цены на нефть и насколько они сейчас влияют на инвестиционный климат?
— По нефти в следующем году мы ожидаем относительно стабильный среднегодовой уровень, но высокую волатильность цен в течение года. Для макропрогноза это непринципиально, потому что важны средние цифры, но для спекулянтов, тех, кто следит за рынками, взлеты и падения крайне чувствительны. Они влияют и на валютный курс, и на привлекательность акций в соответствующих секторах. В целом ожидаем, что уровень цен на нефть будет устойчивым.
По нашему мнению, рост предложения может опередить рост спроса, поэтому от ОПЕК+ могут потребоваться корректировки действий, чтобы не допустить переизбытка нефти на рынке и падения котировок. Отсрочки по снятию ограничений, введенных еще осенью, продлеваются, и возврата к прежним уровням добычи странами ОПЕК+ в 2025 году не произойдет.
— На что инвесторам стоит обратить внимание при формировании портфеля в 2025 году?
— Мы всегда выступаем за диверсификацию. Видим привлекательные условия на рынке замещающих облигаций, хотя двузначные доходности, вероятно, ненадолго. В следующие три года практически половина всего этого замещенного долга будет погашаться. Есть риск сокращения доступных валютных инструментов в российской инфраструктуре, и это должно поддерживать спрос инвесторов, которые хотят надолго зафиксировать доходность в долларах, евро или фунтах стерлингов. Сейчас спрос повышенный.
В рублевом сегменте мы по-прежнему ориентированы на ОФЗ-флоатеры, то есть гособлигации, купон по которым привязан к ставкам денежного рынка. Но уже начинаем смотреть на корпоративные облигации с фиксированным купоном, доходность по которым превышает ожидаемый нами пик процентной ставки — 25–29%. Это короткие, на один-два года, облигации надежных эмитентов с рейтингом не ниже АА.
По ОФЗ ключевой вопрос для инвестора: когда покупать длинные облигации, чтобы зафиксировать высокую доходность на долгий срок. Мы придерживаемся мнения, что длинные облигации сейчас неинтересны — итоговая доходность в 2025 году по ним будет заметно ниже, чем по флоатерам. А если ключевая ставка продолжит расти, то длинные облигации могут быть убыточными. Флоатеры снимают этот риск.
— Что можно сказать о корпоративных рублевых и локальных валютных облигациях? Какую они показывают динамику доходности?
— Ждем замещения суверенных еврооблигаций Минфина — это возможность войти в них по лучшим ценам. Интересно, что в отличие от корпоративных облигаций бонды Минфина имеют высокий номинал — не $1 тыс., которая доступна розничному инвестору, а 100–200 тыс. в валюте номинала. То есть самые интересные возможности будут у крупного капитала или у пайщиков инвестиционных фондов с соответствующей стратегией.
Для мелкого инвестора целесообразно искать возможность отыгрываться в специализированных фондах или надеяться на более низкие цены в корпоративных валютных облигациях.
— Если говорить об акциях, какие сектора экономики сейчас растут и куда интересно и выгодно инвестировать?
— В 2025 году мы предлагаем сконцентрироваться на двух направлениях. Первое — нефтегазовая отрасль, которая традиционно торгуется по одним из самых низких мультипликаторов.
Второй сектор — IT. Ключевой тренд для него — импортозамещение. Уход внешних провайдеров, поставщиков различных IT-решений освободил огромную нишу, которую сейчас стремительно занимают российские производители. И это долгосрочная тенденция, она подпитывается и деньгами, и амбициями отечественных компаний.
Поэтому сочетание традиционного нефтегазового сегмента и новой экономики в виде IT-сектора, на наш взгляд, — идеальное решение для портфеля на следующий год.
— IT целиком или можно выделить какие-то перспективные сегменты в нем?
— Мы выделяем в первую очередь производителей программного обеспечения. Они очень выигрывают на фоне ухода иностранных игроков, стремительных темпов роста бизнеса за счет смещения экономики в виртуальный сегмент и необходимости цифровой защиты. Крупные государственные и частные заказчики демонстрируют высокий спрос на такие IT-решения. Эта тенденция будет только усиливаться.
— Какие еще инвестиционные инструменты могут быть интересны в следующем году?
— Нужно в любом случае искать возможности для диверсификации. Но акции сейчас торгуются практически на уровне марта 2022 года и выглядят очень дешево. Если инвестор формирует портфель с горизонтом хотя бы от одного года, то мы рекомендуем их покупать, несмотря на высокие ставки.
Пожалуй, это главные моменты нашей стратегии. Первый — прогноз по ключевой ставке, который заметно отличается от рыночного консенсуса. Второй — позитивный настрой по акциям. Впервые за несколько последних кварталов мы ставим рынок акций на покупку. До этого у нас был очень осторожный подход, и он оправдался, но теперь мы меняем взгляд.