Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин подписал закон об учете службы добровольцев СВО в пенсии за выслугу лет
Армия
Российская армия за сутки освободила четыре населенных пункта в ДНР
Мир
Латвия вновь продлила запрет на ночные полеты вдоль границ с РФ и Белоруссией
Мир
В США отметили нереальность просьбы Зеленского дать $800 млрд Украине
Армия
Белоусов поздравил военнослужащих с освобождением пункта Родинское в ДНР
Мир
В Германии предрекли отказ Трампа от одобрения плана Зеленского
Мир
El País сообщила о тревоге Европы из-за политики США
Общество
Путин подписал закон о домовых чатах в MAX
Мир
Макрон выразил соболезнования в связи со смертью Брижит Бардо
Мир
В Литве в 2025 году сменили связанные с Советским Союзом названия 19 улиц
Общество
ФНС выставила Моргенштерну новый счет после погашения долга
Новости компаний
«Россети» обеспечили максимальную надежность электроснабжения космодрома Восточный
Спорт
Непряева не прошла квалификацию спринта на первом этапе «Тур де Ски»
Общество
Компания Samsung зарегистрировала в России два товарных знака
Мир
МАГАТЭ сообщило о начале ремонтных работ линии электропередачи рядом с ЗАЭС
Армия
ВС РФ успешно отражают атаки украинских элитных подразделений в Купянске
Армия
Армия России завершила освобождение населенного пункта Гуляйполе
Главный слайд
Начало статьи
EN
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Советские «битлы», африканские ритмы, классические обработки песен с «Евровидения» — чего только не вышло в последний месяц осени. «Известия» напоминают о самых интересных музыкальных новинках ноября, которые вы почему-то могли пропустить.

«Секрет»

SPB FM Stereo, Volume I

Когда в начале года Максим Леонидов сообщил, что одна из самых популярных групп конца 80-х готовит новый материал, старые поклонники воспряли духом, хотя и насторожились: удастся ли давно заматеревшим битломанам вернуть настроение юности (да и вообще сочинить что-то). По обоим пунктам задание, судя по всему, выполнено — новые песни прямо-таки сочатся оптимизмом, а сочинено их аж на два альбома (второй выйдет следующей весной).

От «Секрета», впрочем, как и от их великих кумиров, осталась ровно половина. В отличие от The Beatles, к счастью, Заблудовский и Мурашов живы и здоровы, но в работе участия по разным причинам не принимали. Оставшиеся же на хозяйстве Леонидов и Фоменко тряхнули стариной по полной программе — десятилетнее ожидание оказалось оправданным. При этом если предыдущий альбом, записанный классическим квартетом, все же больше напоминал сольник Максима Леонидова, то здесь перед нами полноценный «Секрет», хотя и дуэт, и временами полностью соответствующий историческому предикативу «бит».

Peter Somuah

Highlife

Проникновение Глобального Юга по планете особенно заметно вдалеке: Питер Сомуа давно покинул родную Африку и обосновался в более спокойных Нидерландах, но музыка Ганы остается с ним. На своем новом альбоме молодая надежда европейского джаза обращается к «хайлайфу» — эклектичному африканскому стилю, появившемуся на излете колониальной эпохи. Как объясняет «голос за кадром» в первом треке, британцы нанимали местные оркестры и учили их играть на европейских инструментах вальсы, самбы и «белую» эстраду. После ухода колонизаторов музыканты Западной Африки добавили в микс традиционные ритмы и гармонии и на выходе получили танцевальный джазовый стиль, повлиявший на музыку всего мира.

Перед записью Сомуа специально ездил домой и общался с патриархами стиля. А сопровождающие его музыканты, хотя и белые голландцы, не меньше его прониклись духом «хайлайфа» — настолько, что, собственно, единственным условно-западным элементом в этих композициях остается джазовая труба самого Питера. Как объясняет сам трубач, «мои компаньоны не выросли в Гане, но это и не важно. Что важно, так это их глубокая страстная привязанность к африканской музыке».

Александра Пахмутова/Разные исполнители

«Любовь моя — спорт»

Бывшая всесоюзная, а ныне просто наша российская фирма «Мелодия» подготовила к 95-летию Александры Пахмутовой скромный, но значимый подарок — цифровую версию альбома «Любовь моя — спорт», саундтрека к «Балладе о спорте», вышедшей на экраны советской страны в 1979 году. Довольно унылый документальный фильм о Спартакиаде народов СССР (снявший его Юрий Озеров все же больше чувствовал себя в своей тарелке в масштабных военных эпопеях, и даже его великий однофамилец Николай не спас ситуацию) благодаря гению Пахмутовой получил звуковую дорожку, во многом изменившую «официальную» советскую эстраду.

Уже сам процесс записи при помощи многоканального магнитофона с использованием процессоров эффектов и многократного наложения был все еще внове для артистов СССР. Здесь же выдающийся отечественный звукорежиссер Виктор Бабушкин, используя американский 16-канальный «Ампекс» (впрочем, основателем фирмы был русский инженер Александр Понятов) и специально собранный советский пульт космической сложности, добился изумительного звучания для не менее изумительных песен. Именно в этом фильме мы впервые услышали и «Команду молодости нашей», и песню «о тех, кто нас выводит в люди», и ураганный «Темп». Александра Пахмутова предстает здесь во всем многогранном великолепии своего таланта и умении найти нужные голоса и аранжировки для своих шедевров.

Roedelius

90

Еще одно музыкальное приношение к юбилею — на сей раз к 90-летию великого немецкого экспериментатора Ханса-Йоахима Роделиуса. Активно работающий и сегодня (в прошлом году он выпустил аж два альбома — с исландским амбиент-трио Stereo Hypnosis и собственным земляком/учеником, пианистом Арнольдом Казаром), Роделиус — фигура для современной музыки знаковая. Он стоял у истоков такого явления, как краут-рок, переосмыслил со своими группами Cluster и Harmonia англо-американский рок-н-ролл, переложив его на язык европейского авангарда, фактически подтолкнул Брайана Ино (с которым много сотрудничал) к изобретению амбиентной музыки, и это еще неполный список его достижений.

Здесь собраны в основном неопубликованные, сделанные в домашней студии Роделиуса записи периода 1968–80 годов. Лаконичные пьесы, сыгранные на его любимом органе Farfisa, с пропущенным через архаичный пленочный дилей звуком, не отпускают слушателя ни на ноту — тот случай, когда простота создает искусство практически из ничего. Физическое издание на четырех виниловых пластинках разошлось буквально за часы, так что цифровая версия — отличная возможность познакомиться с еще одной стороной творчества немецкого маэстро.

Boulanger Trio

Who’s afraid of...?

Карла Нальтенвангер, Биргит Эрц и Илона Киндт играют вместе вот уже почти два десятка лет, назвав свое трио в честь сестер Буланже, французских композиторов, пианисток и просветительниц. На новом своем альбоме «Буланже Трио» поставило амбициозную цель — показать роль женщин в музыкальной культуре, охватив не менее пяти веков, аранжировав сочинения под свой формат «фортепиано – скрипка – виолончель». Задача смелая и непростая, но осуществленная на диво удачно. Казалось бы, пресловутая «повесточка», но тема феминизма оборачивается в руках Карлы, Биргит и Илоны удивительной историей, достойной изучения.

Место нашлось всем: здесь и жившие в XIX столетии шведка Эльфрида Андре (первая в истории своей страны органистка и неожиданным образом телеграфистка) и немка Фанни Гензель-Мендельсон, оставшаяся в тени своего знаменитого брата Феликса, того, кто сочинил свадебный марш. Здесь и наша современница (и, кстати, в прошлом соотечественница) Лера Авербах. Галантный «осьмнадцатый» век представлен приятельницей Гайдна, Глюка, Моцарта (и Сальери, кстати, тоже) слепой австрийкой Марией Терезией фон Парадис. А еще раньше, в XVII и XVI веках — монахиня-композитор Виттория Алеотти и светская красавица-венецианка, сопрано Барбара Строцци, сама сочинявшая для себя репертуар (задолго до того, как это стало общим местом для поп-исполнителей). Последних вниманием тоже не обошли — великолепные лаконичные аранжировки хитов Барбары, Кейт Буш и Алисии Кис органично вписываются в общую музыкальную картину. И вовсе не режет слух песня Snap, с которой представляла свою страну на «Евровидении» в Турине армянская певица и автор Роза Линн. Что, пожалуй, лишний раз доказывает: не бывает плохой музыки.

Читайте также
Прямой эфир