«Штурмовик — это единственный человек, который видел противника в лицо!»
Российские военнослужащие группировки войск «Центр» освободили от украинских националистов населенный пункт Новоалексеевка в Донецкой Народной Республике на покровском направлении. «Известия» пообщались с военными и узнали, как развивались бои за село, как проходила зачистка и как украинские военнослужащие имитировали сдачу в плен для нападения на наших штурмовиков.
Награждение военнослужащих
В зоне СВО построения не приветствуются. И всю информацию о них офицеры держат в секрете, чтобы не дать шанс противнику нанести удар по скоплению людей. Однако на этой неделе мне удалось побывать на позициях группировки «Центр» в ДНР во время вручения государственных наград.
По новой традиции все бойцы на построении стоят в снаряжении, поэтому ордена и медали крепятся им на бронежилеты. Среди награждаемых есть участники штурма Авдеевки и Новоалексеевки, которая была освобождена недавно, 18 ноября.
На одном из деревьев рядом со строем замечаю интересный плакат. И надпись на нем гласит: «Штурмовик не посылается на смерть. Штурмовик — это элита всех военнослужащих, находящихся и выполняющих различные задачи в зоне СВО. Штурмовик — это единственный человек, который видел противника в лицо!»
У многих есть в голове штамп, который берет свое начало из фильмов 90-х и нулевых про штрафбаты, что попасть в штурмовой отряд — это получить билет в один конец. На самом же деле штурмовик — это профессия и никак не наказание. По словам бойцов, каждый новобранец должен это понимать, поэтому они развесили несколько таких памяток в пункте временной дислокации 80-го танкового полка группировки «Центр».
Зачистка поселка
После окончания церемонии я решил подойти к самому юному, на мой взгляд, бойцу из отряда. Парень с улыбкой здоровается, и у нас завязывается беседа.
Зовут бойца Даниил Юлин, звание — рядовой. По его словам, ему 19 лет и служит всего три месяца. Пошел на контракт после окончания срочной службы. И штурм Новоалексеевки — его первая боевая задача.
Выдвигался боец к поселку на бронеавтомобиле, который подбили в полутора километрах от населенного пункта. К счастью, капсула современной машины помогла сохранить жизни личного состава. Те, кто не был ранен, установили связь с командованием и после получения приказа выдвинулись в поселок пешим порядком, а далее уже участвовали в его зачистке.
— Противник хитрый, иногда пытается одержать победу в сражении обманом и игрой на человеческих эмоциях. Так, я вместе с группой пошел на зачистку одного из домов. Рядом мы обнаружили подвал, а в нем украинских боевиков. Когда они услышали, что мы приближаемся к ним, то стали имитировать сдачу в плен. Мы подошли поближе, и они сразу стали закидывать нас гранатами. Я с группой, конечно, все гранаты вернул им обратно, — вспоминает рядовой Юлин.
Подобная ситуация в его практике возникла в первый раз, отметил он.
Подготовка к штурму
На пути к Новоалексеевке подразделение старшего лейтенанта Григория Баса прошло больше 12 лесополос. При боевых действиях именно они становятся рубежами обороны между поселками в степи. Поэтому именно их количество чаще всего определяет количество боев на этом участке фронта.
— Лесополосы мои бойцы прошли в пешем порядке, — подчеркнул командир мотострелкового батальона. — А уже в Новоалексеевку мы зашли на технике — два танка и две БМП с десантом. Перед штурмом мы проверили маршрут на наличие мин, а на технику установили РЭБ. Тактику действий спланировали за ночь и наутро приняли решение идти в бой.
По словам офицера, противник не ожидал, что его подразделение будет использовать технику при штурме, так как чаще вход в населенные пункты осуществляется пешими группами.
ВСУ часто прикрываются мирным населением, рассказал мне старший лейтенант Бас. Его батальон столкнулся с тем, что украинские боевики занимали подвалы жилых домов, где оставались мирные жители.
Служит Григорий Бас с 1998 года. Для него это пятый вооруженный конфликт — прошел Косово, Македонию, Абхазию, Дагестан.
— И вот я здесь, — смеется он. — А кто, если не мы? Кому-то надо же защищать Родину. И я знаю, что тыл у меня надежный, ведь дома меня ждет семья — три дочери. Также мой папа служит здесь, только в другом полку, в роте радиоэлектронной борьбы.
Бои за лесополосы
Бои в лесополосах иногда тяжелее, чем штурмы поселков. Но ефрейтору Алексею Константинову, который командовал отделением в ходе продвижения к Новоалексеевке, удалось даже перевыполнить поставленную задачу.
— Я должен был взять лесополку и удерживать ее до прихода подкрепления. Однако моей группе удалось взять под контроль и важную дорогу, которая не входила в мою задачу, — уточнил он.
Алексей Константинов был мобилизован в 2022 году и с того времени находится в боевых частях. До этого он не имел опыта службы, но вместе с отчимом, бывшим военным, занимался охотой и стрельбой. Дома ждут мама, жена и две дочери, старшая уже замужем, а младшая учится в школе.
— Главное, что командование хорошо готовит наших бойцов. До мобилизации я был слесарем-машинистом водо-насосной установки. У меня отчим подполковник ракетных войск, и я с детства знаю военную систему. Это же как на охоте, когда гонишь зверя! — уточнил ефрейтор Константинов.