Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
Путин отметил стабильную работу предприятий ОПК
Мир
Рябков назвал рождественскую речь Зеленского проявлением неадекватности
Авто
Только четыре автомарки в России выполнили 80% от плана продаж на 2025 год
Мир
Axios узнал дату и место встречи Трампа и Зеленского
Армия
Армия России за сутки освободила Косовцево в Запорожской области
Мир
Япония утвердила проект бюджета с рекордным финансированием обороны на 2026 год
Мир
На Украине предложили законодательно ограничить использование русского языка
Мир
В Китае открыли самый длинный в мире тоннель протяженностью более 22 км
Экономика
Моисеев отметил стабильность финансовой системы России
Экономика
В ЦБ сообщили об обсуждении подходов к разработке новой банкноты в 500 рублей
Армия
Россия сформирует универсальную систему ПВО в рамках госпрограммы вооружения
Экономика
«Гознак» создаст новые элементы защиты для российских банкнот
Авто
В России подсчитали число выпущенных во времена СССР автомобилей
Авто
Санкт-Петербургский завод БАЗ запустил серийное производство грузовиков
Общество
В Кремле прокомментировали увеличение военных расходов Японии на 2026 год
Мир
Axios указал на опасения США по поводу возобновления конфликта Израиля и ХАМАС
Спорт
Олимпийский чемпион отреагировал на призыв Шевченко отстранить от ОИ союзников РФ
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Один из величайших скрипачей XX века, «советский Паганини», педагог и основатель целой династии музыкантов, по сей день блистающих на сцене, — это всё о Леониде Когане. 14 ноября мир отмечает 100-летие со дня его рождения. Аккурат к этой дате фирма «Мелодия» выпустила почти все принадлежащие ей архивные записи артиста, в том числе ранее не изданные — в общей сложности 26 цифровых альбомов; Московская консерватория проводит большой фестиваль имени Когана, а исследователи обнародуют раритеты из семейного архива виртуоза. И дело, конечно, не в формальной дани уважения, а в неослабевающем интересе к его творчеству. «Известия» вспомнили блестящий путь Леонида Борисовича и попытались вывести рецепт его вневременного воздействия на публику.

«Послать и победить»

Путь Леонида Когана к известности был типичен для советского исполнителя. Родившись в Днепропетровске в 1924-м, он занимался на скрипке с шести лет, а в девятилетнем возрасте оказался уже в Москве — в Особой детской группе при Московской консерватории, где стал учиться у знаменитого профессора Абрама Ямпольского, который затем вел его вплоть до окончания аспирантуры того же вуза в 1953 году.

Абрам Ильич Ямпольский

Заслуженный деятель искусств РСФСР, доктор искусствоведения, скрипач и музыкальный педагог Абрам Ильич Ямпольский (слева)

Фото: РИА Новости/Иван Шагин

Но уже в 20 Коган стал солистом Московской филармонии и за несколько лет активной гастрольной деятельности завоевал репутацию одного из самых талантливых музыкантов страны. Поначалу его известность, впрочем, ограничивалась СССР и странами соцлагеря (в частности, в 1947‐м он победил на конкурсе Фестиваля молодежи и студентов в Праге), но в 1951 году произошло событие, которое позволило ему громко заявить о себе на весь мир.

Бельгийская королева Елизавета написала письмо Сталину с просьбой прислать делегацию советских скрипачей на конкурс ее имени в Брюсселе, который был возобновлен после войны. Вождь оставил на послании резолюцию: «Послать и победить». В жюри конкурса пригласили Давида Ойстраха — на тот момент самого известного советского скрипача, — и первоначально планировалось, что представлять страну будет его сын. Но Давид Федорович, узнав о требовании Сталина, сказал, что если нужна первая премия, то ее может завоевать только Коган. Молодой артист в это время концертировал в Поволжье, его тут же разыскали и доставили в Москву.

Ну а дальше, несмотря на огромную ответственность и давление работников посольства («если проиграешь, всем будет очень плохо»), — первая премия, Большая золотая медаль. И — старт поистине интернациональной карьеры, выступления в лучших залах мира, с самыми известными оркестрами и дирижерами (Джон Барбиролли, Лорин Маазель, Пьер Монтё, Юджин Орманди, Джордж Сэлл — вот лишь несколько имен).

Коган и товарищи

Но и, разумеется, в родной стране Коган оказался на самой вершине музыкального олимпа. Его обожали меломаны, ценили коллеги по цеху — и как артиста, и как человека. Сохранилась записка Мстислава Ростроповича, называвшего Леонида Лирой. «Из всех друзей по странам мира / Тебя предпочитаю — Лира». Или вот еще одна жемчужина корреспонденции: нотная цитата мелодии «Танца с саблями» с подписью «Лауреату Ленинской премии гениальному Когану от пьяного Арама Хачатуряна».

Танец с саблями

Репродукция рукописи композитора Арама Ильича Хачатуряна «Танец с саблями»

Фото: РИА Новости/Игнатович

Даже Ойстрах, который, как считалось, относился к Когану не без ревности, признавал его дарование и общался дружески, несмотря на разницу в возрасте.

«Однажды в консерватории папа бросился к Давиду Федоровичу со словами «Вы знаете запись Хейфеца Пятого концерта Вьетана? Это потрясающе! Так играть невозможно!» На что Ойстрах посмотрел на него с усмешкой: «А ты свою запись Пятого Вьетана давно слушал?» — вспоминает в мемуарах Нина Коган, дочь музыканта, пианистка, профессор Московской консерватории.

Письма Ойстраха, Ростроповича, Хачатуряна и других выдающихся музыкантов к Когану недавно были опубликованы в научном издании, подготовленном Евгенией Кривицкой, и к юбилею оно перевыпущено в расширенном виде. Но и не зная ответов Когана, мы понимаем, что в центре практически всех переписок — музыка. И адресат посланий — бесконечно преданный музыке человек.

Леонид Коган

Большой зал Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, Леонид Борисович Коган и Давид Федорович Ойстрах

Фото: РИА Новости/Михаил Озерский

Он практически не расставался со скрипкой. Был очень интеллигентным, мягким, но требовательным в искусстве. Когда я в 13 лет начала с ним играть, поначалу мне было чрезвычайно сложно. Он хотел всего и сразу. Но постепенно мы привыкли к работе друг с другом. Для меня он, конечно, был в первую очередь любимым отцом. При этом я всегда испытывала полное восхищение его даром, его погруженностью в музыку, — поделилась воспоминаниями Нина Леонидовна с «Известиями».

«Это просто захватывает»

Эта творческая страсть чувствуется и в интерпретациях Когана. С одной стороны, он играет безупречно чисто, точно, филигранно. И с другой — всё это щедро окрашено эмоциями, подлинной экспрессией.

Перфекционизм, как у Леонида Борисовича, характерен, скорее, для современных скрипачей, мода на него установилась в последние пару десятилетий. Но и у Когана — нотка к нотке. Однако, когда слушаешь его, не думаешь о технических деталях. Это просто захватывает — и всё, — размышляет в беседе с «Известиями» доктор искусствоведения, составитель книги «Леонид Коган. Письма» Евгения Кривицкая.

Леонид Коган

Презентация нового издания книги «Леонид Коган. Письма, автор научных комментариев и текстологической подготовки писем, профессор, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания Евгения Кривицкая

Фото: Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского

Свою славу виртуоза Коган окончательно закрепил, первым исполнив вживую все 24 каприса Паганини — можно сказать, покорив Эверест скрипичного репертуара. Он стал лучшим интерпретатором произведений великого итальянца, и, кстати, в советско-болгарском фильме про Паганини, снятом Леонидом Менакером, именно Коган озвучил игру главного героя.

Достигая вершин в работе с классикой XVIII–XIX веков, Коган всегда с готовностью брался и за новейшую музыку. Специально для него писали Дмитрий Шостакович, Моисей Вайнберг, Арам Хачатурян, Андре Жоливе, Эдисон Денисов.

Он же был первым российским исполнителем Скрипичного концерта Альбана Берга — одного из сложнейших произведений, которое добралось до нас через несколько десятилетий после мировой премьеры и вопреки царившему в руководящих инстанциях негативному отношению к нововенской тройке (творчество Шенберга, Веберна и Берга в Советском Союзе было под полузапретом). Но, когда Коган триумфально сыграл его вместе с дирижером Геннадием Рождественским, даже скептикам стала очевидна непосредственная сила этой «формалистической» партитуры.

Леонид Коган

Советский скрипач Леонид Коган на репетиции с дирижером Геннадием Рождественским.

Фото: РИА Новости/Анатолий Гаранин

Современное мастерство

Сегодня, слушая переизданную «Мелодией» запись Концерта Берга, отмечаешь, насколько ярка и самобытна интерпретация Когана. И, если западные исполнители трактовали музыку нововенцев в контексте авангарда, акцентируя интеллектуальное начало, Леонид Борисович, а вслед за ним и другие отечественные исполнители, например, Владимир Спиваков, показывали романтическую искренность изломанного берговского мелодизма. Это покоряет и по сей день.

Искусство Леонида Когана — колоссальный шаг в развитии скрипичных возможностей. При этом он абсолютно современен в своем творчестве. Иногда слушаешь скрипачей прошлых эпох и думаешь: «Какой нафталин!» Но в случае с Коганом этого нет совершенно. Он продолжает шагать в ногу со временем, — уверена Нина Коган.

Это мнение подтверждается неослабевающим интересом к наследию ее отца. В 2019-м, когда «Мелодия» выпустила пятидисковое издание к 95-летию со дня рождения скрипача, оно заняло третье место среди всех продаж фирмы, владеющей богатейшим каталогом лучших советских и российских музыкантов.

Как рассказала «Известиям» первый заместитель гендиректора «Мелодии» Карина Абрамян, записи Когана — одни из самых востребованных, особенно на азиатских рынках (Япония, Китай). Чтобы удовлетворить этот интерес, фирма больше года работала над оцифровкой и реставрацией архивных фонограмм, и теперь огромный аудиомассив — 26 альбомов — доступен в цифровом виде на всех основных стриминговых платформах. Для меломанов это настоящий клондайк музыкальных впечатлений; для профессионалов, ныне живущих скрипачей, — образец, эталон мастерства.

Впрочем, на современное исполнительство Леонид Борисович продолжает влиять не только собственными записями, но и через своих воспитанников и представителей династии Коганов. Сын Павел — выдающийся дирижер, внук Даниил — один из ведущих российских скрипачей, дочь Нина и внучка Виктория Коган-Корчинская — известные пианистки. Многих представителей школы Когана можно услышать на проходящем сейчас в Московской консерватории фестивале (кульминационный концерт цикла состоится в день юбилея в БЗК). Но и когда смотр закончится, их имена регулярно будут мелькать на афишах. В конце концов, от Леонида Когана они унаследовали не только конкретные исполнительские приемы, но и отношение к музыке и профессии. А это, пожалуй, главное.

Леонид Коган

Обладатель Первой премии III Международного конкурса скрипачей Виктора Третьякова Даниил-Леонид Коган — выступает на гала-концерте в рамках закрытия V Зимнего международного фестиваля искусств в Московском концертном зале «Зарядье».

Фото: РИА Новости/Илья Питалев
Читайте также
Прямой эфир