Поставить на «Северный поток»: в ФРГ хотят призвать Трампа рассекретить данные о подрывах
- Статьи
- Мир
- Поставить на «Северный поток»: в ФРГ хотят призвать Трампа рассекретить данные о подрывах
«Альтернатива для Германии» (АдГ) или как минимум некоторые депутаты этой парламентской партии могут обратиться к Дональду Трампу с призывом раскрыть информацию о подрывах «Северных потоков». Политики хотят опубликовать открытое письмо после его инаугурации в январе 2025 года. Впрочем, парламентарии понимают, что новая администрация в США вряд ли пойдет на такой шаг — и этому есть целый ряд причин, включая как политические, так и экономические. Тем не менее это могло бы иметь важный медийный эффект и привлечь внимание к случившемуся.
Атаки на «Северные потоки»
Победа Дональда Трампа на президентских выборах в США может повлиять на ход расследования подрывов газопроводов «Северный поток» и «Северный поток – 2». Депутаты из оппозиционной партии «Альтернатива для Германии» сейчас рассматривают возможность обратиться к следующему главе американского государства с открытым письмом, содержащим призыв рассекретить данные об атаке на трубопроводы в 2022 году.
— Это могло бы дать медийный эффект с целью привлечь внимание к проблеме, — объяснил в разговоре с «Известиями» депутат бундестага Евгений Шмидт.
По словам члена бундестага Герольда Оттена, депутаты АдГ смогут это сделать в начале следующего года, когда Трамп официально вступит в должность президента США.
— Это будет возможно не раньше января, то есть после того, как появится новое правительство. Сейчас это сделать невозможно, поскольку у власти остается администрация Джо Байдена, — сказал он «Известиям».
В партии при этом понимают, что при принятии того или иного решения, касающегося публикации материалов по «Северным потокам», Дональд Трамп будет руководствоваться главным образом национальными интересами США. Стоит отметить, что в ходе предвыборной гонки республиканец заявил, что именно он «уничтожил» газопровод «Северный поток – 2». Так политик отреагировал на попытки демократов обвинить его в связях с Россией. Будучи президентом США, Трамп вводил санкции против газопровода. В конце 2019 года он подписал оборонный бюджет, который предусматривал ограничения в отношении компаний, предоставляющих суда для строительства «Северного потока – 2».
При этом Штаты официально не брали какую-либо ответственность за теракты на газопроводах.
— У президента США достаточно много правовых полномочий. Например, он может инициировать судебное расследование, — заявил «Известиям» первый замдекана факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Игорь Ковалев. — Но, во-первых, далеко не все документы рассекречиваются — есть законы о сроках давности тех или иных документов, и иногда их засекречивают на длительное время. И, во-вторых, даже если эти документы есть и США действительно имели прямую причастность к подрывам газопроводов, Трамп вряд ли будет их рассекречивать. Все-таки речь идет уже о престиже государства.
Напомним, что первым, кто заявил о причастности США к атакам, стал американский журналист Сеймур Херш. По его словам, помимо Штатов к инциденту имеет отношение и Норвегия. При этом Херш уточнил, что, по его данным, команда Центрального разведывательного управления (ЦРУ), которая готовила операцию по подрыву «Северных потоков», полностью уничтожила все следы.
По информации журналиста, все сведения о ней печатались на пишущей машинке Royal или Smith Corona, а отчеты с места поступали непосредственно директору ЦРУ Биллу Бернсу. Он якобы был единственным связующим звеном между президентом и организаторами подрывов. После того как удалось провести операцию, все бумаги, копии и физические улики были уничтожены.
По словам Херша, администрация Байдена взорвала трубопроводы не из-за спецоперации России на Украине. «Это стало результатом опасений в Белом доме, что Германия дрогнет и включит подачу российского газа — и что Германия, а затем и НАТО по экономическим причинам подпадут под влияние России и ее обширных и недорогих природных ресурсов», — утверждает лауреат Пулитцеровской премии.
— Рассекречивание информации — в полномочиях президента. В 2006 году президент Джордж Буш лично рассекретил данные отчета разведки по Ираку. Глава государства имеет право снимать гриф секретности, — сказал «Известиям» американист, программный менеджер РСМД Константин Суховерхов. — Однако, скорее всего, Трамп будет мыслить, как президент. В этом вопросе его логика схожа с логикой демократов: он изначально выступал за то, что запуск «Северного потока – 2» может нанести ущерб американским интересам, поскольку он создает большую зависимость Европы, в частности, Германии от России. Соответственно, подобный инструмент по логике американцев необходимо было ликвидировать, что и старался сделать Трамп ещё в ходе своего первого срока.
Истории известны примеры, когда президент США инициировал процедуру обнародования материалов. Так, в 2021 году Джо Байден издал указ, дающий старт рассекречиванию данных, имеющих отношение к терактам 11 сентября 2001 года. Согласно этому указу, генеральный прокурор страны Меррик Гарланд должен был обнародовать некогда секретные сведения в течение полугода. Снятие грифа с таких материалов было одним из предвыборных обещаний Байдена. Также в 2011 году Национальное управление архивов и документации США обнародовало 47-томный доклад о политике США во Вьетнаме в 1945–1967 годах, более известный как «Документы Пентагона».
Реакция РФ на подрыв «Северных потоков»
Сейчас политические изменения происходят как в США, так и в Германии, а это всегда создает плодотворную почву для появления новой информации. В Штатах недавно прошли выборы, на которых республиканцы получили не только президентское кресло, но и, по всей видимости, конгресс (в сенате у них точно будет большинство, в палате представителей пока идет подсчет, но «красные» лидируют).
Если республиканцы, например, приоткроют завесу тайны и сообщат, что администрация Байдена действительно имела отношение к взрывам, это может нанести серьезный политический удар по демократам. С другой стороны, Трампу в такой ситуации от своих противников наверняка придется выслушивать обвинения в его «связях с Россией» и в том, что он действует в интересах не Вашингтона, а Москвы. Это излюбленная риторика его оппонентов, которые делают ставку на усиление страхов в обществе из-за «руки Кремля». Кроме того, нельзя забывать, что Трамп — предприниматель, который лишь под конец своей успешной карьеры стал еще и политиком. А если мыслить с точки зрения прибыли, то взрывы на «Северных потоках» сыграли на руку американскому бизнесу.
Что касается Германии, то там сейчас распалась правящая «светофорная» коалиция и не исключено, что в следующем году пройдут новые выборы в бундестаг. Понятно, что тема «Северных потоков» не самая важная сейчас для рядовых немцев. С другой стороны, отказ от российских ресурсов влияет на экономику страны в негативном ключе. И если оппозиция укрепится в следующем году, то сможет усилить давление на правящие круги в Берлине по целому ряду вопросов, включая и ситуацию вокруг «Северных потоков». Сегодня средняя семья в Германии вынуждена тратить на газовое отопление на 80% больше, чем в апреле 2021-го, писал, например, Der Spiegel в этом году. По данным Destatis, природный газ для немецких домохозяйств с 2021 года в среднем подорожал на 70%.
Тем не менее пока с момента взрывов — с 26 сентября 2022 года — до сих пор не установлены четкие факты произошедшего. Тогда были разрушены обе нитки «Северного потока» и одна из двух нитей «Северного потока – 2». Москва с самого начала призывала международное сообщество к максимальной прозрачности в расследовании этой диверсии. Однако этого не произошло. При этом в начале октября директор СВР Сергей Нарышкин заявил, что ведомство обладает информацией о прямой причастности к диверсии Вашингтона и Лондона. «По имеющимся данным, в его организации, подготовке и проведении были задействованы профессиональные диверсанты из англосаксонских спецслужб», — отметил он.
Напомним, расследование диверсий сейчас проводит только Германия. Но РФ неоднократно сетовала на то, что Берлин отказывается от сотрудничества по этому вопросу. По информации российского посольства в ФРГ, «германские власти молчат, ссылаясь на компетенцию генпрокуратуры ФРГ». Последняя же никаких комментариев также не дает, а многочисленные обращения со стороны РФ по дипломатическим каналам, запросы о правовой помощи, призывы в рамках международных организаций, включая Совет Безопасности ООН, остаются без ответа по существу.
Кроме того, свои расследования проводили также Дания и Швеция, однако в 2024 году Копенгаген и Стокгольм сообщили о прекращении следствия. Оказалось, что в Дании «нет необходимых оснований для возбуждения уголовного дела», а «шведская юрисдикция неприменима» в этом случае.
В СМИ также активно распространялась версия о причастности Украины. В частности, сообщалось, что в августе генпрокуратура ФРГ выдала ордер на арест первого подозреваемого — украинского инструктора по дайвингу Владимира Журавлева. При этом по делу, согласно информации журналистов, проходят еще два украинских инструктора. Газета The Wall Street Journal, к примеру, писала, что операцию по подрыву газопроводов придумала в мае 2022 года группа украинских офицеров. Якобы изначально план одобрил Владимир Зеленский, который, однако, не получил «зеленый свет» от американской стороны — конкретно от уже упомянутого ЦРУ. Зеленский потребовал остановить подготовку, но Валерий Залужный, который на тот момент занимал пост главнокомандующего ВСУ, проигнорировал это указание. Многие специалисты неоднократно выражали сомнение относительно того, что Киев мог самостоятельно подготовить операцию такого масштаба. Кроме того, Владимир Путин ранее указывал на необходимость искать тех, кто был прежде всего заинтересован в такой диверсии.
«А кто заинтересован? Теоретически Штаты, конечно, заинтересованы — для того чтобы прекратить подачу российских энергоносителей на европейский рынок и поставлять объемы своего в том числе сжиженного природного газа, даже если он намного — на 25–30% — дороже, чем российский», — говорил ранее российский президент.
При этом 24 октября он подчеркнул: «Северный поток – 2» можно запустить одним нажатием кнопки, но немецкое руководство не стремится этого делать по политическим соображениям.