Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
К чему приведет избрание Трампа президентом США. Разбор
Мир
Украинский военнопленный рассказал об отправке офицером ВСУ бойцов на убой
Здоровье
Терапевт предупредила об опасности бесконтрольного применения капель для носа
Мир
Депутат Картаполов призвал НАТО самораспуститься
Мир
Си Цзиньпин выразил надежду на расширение сотрудничества Китая и США
Здоровье
Невролог дала советы по избежанию плохого самочувствия при магнитных бурях
Мир
Трамп заявил президенту Южной Кореи о настрое на дальнейшее сотрудничество
Мир
Во Франции раскритиковали желающих разрешить удары вглубь России
Здоровье
Диетолог рассказала о последствиях злоупотребления рафинированными продуктами
Происшествия
В Петропавловске-Камчатском медведь забрел к школе и детскому саду
Здоровье
Остеопат дал советы по организации рабочего места для сохранения здоровья
Мир
Кандидат в еврокомиссары назвал подготовку к конфликту с РФ своей главной задачей
Спорт
Овечкин забросил 861-ю шайбу в НХЛ и сократил отставание от Гретцки до 33 голов
Происшествия
В Магадане при пожаре погибла женщина с тремя детьми
Армия
Военные ВС России захватили 42 опорных пункта ВСУ в зоне спецоперации
Спорт
Боец Калинин рассказал о шансах Рофаля на победу в поединке с Хейбати
Мир
Трюдо обсудил с Трампом двусторонние отношения США и Канады
Мир
Байден связал поражение Харрис на выборах с чрезвычайными обстоятельствами
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В России готовят ужесточение оборота автомасел и запчастей. Уровень подделок среди импортных брендов превысил 50%. Контрафактную продукцию предлагают блокировать на кассах при продаже, а на все виды техжидкостей и деталей для машин распространить обязательную маркировку. Инициатива комитета по регламенту Совета Федерации направлена в кабмин и Минпромторг. Эксперты и парламентарии уверены, что это поможет обелить рынок автокомпонентов.

Запретят ли продажу поддельных масел

В отдельных категориях запчастей и расходных материалов для иномарок уровень подделок превышает 50%. Об этом рассказали на круглом столе в комитете по регламенту Совфеда с участием представителей Минпромторга, Росстандарта, Минэкономразвития, ФАС, Роспотребнадзора, отраслевых ассоциаций и предпринимателей.

По результатам слушаний за подписью председателя комитета Вячеслава Тимченко в Минпромторг и правительство направили письма с предложением подключить автопродукцию и смазочные материалы к государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров (ГИС МТ) и ввести обязательную маркировку.

В документе предложено автоматически блокировать на кассах продажу контрафактных смазочных материалов и автожидкостей. Для обеспечения технической возможности этого сенаторы хотят инициировать изменения в постановление правительства № 1944, регламентирующее правила допуска к ГИС МТ. Отсутствие информации о товаре в этой системе может служить основанием для запрета его продажи, следует из письма Вячеслава Тимченко.

Замена моторного масла
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Указанная мера может распространяться на любые организации, которые занимаются подобным видом деятельности, в том числе маркетплейсы и мастерские по техобслуживанию транспортных средств.

Доля нелегальной продукции в отдельных видах запчастей и смазочных материалов критически велика. Такая ситуация наносит ущерб одновременно потребителям, государству, а также добросовестным отечественным производителям и импортерам, оказывающимся в неравных условиях с продавцами контрафакта, — рассказал «Известиям» один из авторов инициативы, сенатор Олег Земцов. — Необходима реализация целого комплекса мер, направленных на пресечение недобросовестных практик.

Моторное масло
Фото: ТАСС/Алексей Белкин

Прежде всего речь идет о распространении на все виды запасных частей и смазочных материалов системы маркировки, которая зарекомендовала себя как эффективный инструмент обеления рынка. Она позволяет оперативно выявлять и пресекать реализацию нелегальных товаров, в том числе дистанционно, отметил сенатор. А механизм блокировки оплаты на кассах защитит конечного потребителя от покупки контрафакта, считают в «Общественной потребительской инициативе».

— Наряду с этим целесообразно рассмотреть возможность запуска реестра добросовестных импортеров, соблюдающих все установленные требования — как в отношении потребителей, так и в отношении государства, — считает Олег Земцов.

Проверка уровня автомобильного масла
Фото: Global Look Press/Svetlana Vozmilova

По мнению авторов инициативы, созданием реестра должны заняться Минпромторг, ФТС и оператор ГИС МТ.

Реестр добросовестных импортеров вполне может быть интегрирован с системой маркировки, — рассказал «Известиям» участник круглого стола, глава ОПИ Олег Павлов. — В него должны входить поставщики, уплачивающие установленные налоги, сборы и пошлины, а также подтверждающие качество и безопасность своей продукции.

Комитет по регламенту СФ попросил ОПИ провести анализ рынка и подготовить предложения по методике составления рейтинга продавцов запчастей и расходных материалов.

«Известия» направили запросы в правительство, Минпромторг, ГИС МТ.

Какие масла чаще подделывают

По информации директора ГК «Рольф» по сервису Юлии Трушковой, проблема контрафакта связана с импортными брендами. Российские марки масел почти не подделывают, а они занимают 80% рынка. Оставшиеся 20% можно условно разделить на половину: 10% — оригинал, 10% — поддельная продукция, — отметила участник рынка

— Проблема подделки масел с новой силой возникла в 2022 году после ухода из России западных производителей. Основной контрафакт приходится на оригинальные бренды, такие как Volkswagen, Mercedes, Toyota, Ford, и первую четверку премиальных масел (Mobil, Castrol, Total, Shell), — рассказал «Известиям» член правления Союза автосервисов, заместитель

генерального директора «ЕвроАвто» Илья Плисов.

Подделка масел известных брендов — дело простое, а заработок настолько велик, что рынок смирился с этим, как с неизбежным злом, считает участник рынка.

От применения нелегальных изделий (например, моторных масел, свечей, колодок, ремней привода газораспределительного механизма или помпы и т.п.) многократно возрастает риск серьезной поломки автомобиля или ДТП, — рассказал Олег Павлов.

Моторное масло
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

При этом какие-либо простые и надежные ориентиры по выбору качественной и безопасной продукции в этом сегменте отсутствуют. Платя значительные суммы, граждане зачастую не получают ожидаемого качества, отметил он.

По данным ГК «Альфа-Лизинг», доля поддельных моторных масел импортных брендов в России в 2024 году достигла 60%, а контрафактных — 30%.

Поддельное моторное масло быстрее теряет свои свойства, соответственно, смазка узлов и агрегатов происходит неэффективно. В результате износ мотора ускоряется. Особенно уязвимыми становятся компоненты шатунно-поршневой группы и распредвалов, — рассказал руководитель отдела автотранспорта компании Андрей Кочнев. — В связи с этим мотору быстрее потребуется капитальный ремонт, который владельцам отечественных машин в среднем обойдется до 180 тыс. рублей, иномарок — до 280 тыс. рублей.

Во время розлива моторного масла
Фото: ТАСС/Гавриил Григоров

Из-за некачественного масла некоторые элементы двигателя, такие как турбина, выходят из строя уже на пробеге 70–80 тыс. км при ресурсе 200–300 тыс., сообщают участники рынка.

Контроль продукции с использованием маркировки, по сути, единственный способ заметно снизить уровень контрафакта на этом рынке, — полагает Илья Плисов.

Между тем маркировка автозапчастей может сократить поставки в страну такой продукции, отметил сопредседатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ.

Дело в том, что эти товары, как правило, привозят по параллельному импорту малые предприниматели, им легче отказаться от ввоза, чем включиться в систему идентификации, — говорит он. — Тогда как те предприниматели, которые начнут маркировать запчасти, рискуют стать известны зарубежным правообладателям. Им, в свою очередь, будет легче ограничить продажи по параллельным каналам.

Моторное масло
Фото: Global Look Press/Dirceu Portugal

Основная функция маркировки — это защита покупателей, напомнил главред журнала «За рулем» Максим Кадаков.

— Для людей важно в первую очередь качество продукции, то есть ее состав. К сожалению, маркировка — это не тот инструмент, который может гарантировать соответствие продукции тому, что написано на ее этикетке, — считает эксперт. — Поэтому на практике система идентификации позволяет лишь отследить нелегальную продукцию, при этом никак не оценивая ее состава, а значит, и качества.

С помощью маркировки государство сможет отслеживать товары на рынке, пресекая нелегальный оборот, но вопрос в том, насколько это принципиально людям, добавил эксперт.

Читайте также
Прямой эфир