Министерство финансов США в рамках очередного пакета санкций ввело ограничения в отношении Научно-производственного предприятия «Звезда» — единственного в России и одного из немногих в мире производителей катапультных кресел для боевых самолетов и вертолетов, а также производителя космических скафандров и кресел для кораблей «Союз».
Причиной послужили успехи предприятия в «разработке аэрокосмических продуктов, систем дозаправки в воздухе и продаже военного оборудования», поясняется на сайте минфина США.
НПП «Звезда» было основано в 1952 году в подмосковном Томилино. Среди продукции — катапультные кресла для самолетов и вертолетов, противоперегрузочные костюмы и системы жизнеобеспечения летчиков, системы дозаправки самолетов в воздухе.
По одному из доступных в открытом доступе годовых отчетов предприятия до начала СВО на авиационную продукцию «Звезды» приходилось около 90% заказов, оставшиеся 10% — на космическую.
В НПП «Звезда» создан первый в мире скафандр для полета в космос. Оригинальный костюм Юрия Гагарина хранится в музее предприятия. Все современные российские скафандры тоже «шьются» в Томилино. Здесь же из гипса индивидуально по фигуре отливаются ложементы для космических кораблей «Союз». Даже космический туалет, одна из копий которого стоит в американском сегменте Международной космической станции, а еще два варианта — в российском сегменте, изготовлен «Звездой».
Продукция предприятия заслуженно ценится в мире. К примеру, в российский скафандр был одет дублер первого тайконавта Китая, вышедшего в открытый космос. Индия для своей пилотируемой программы заказала средства жизнеобеспечения космонавтов для первого полета тоже у «Звезды».
При этом США списывают перенос своей государственной программы возвращения на Луну с неготовностью лунного скафандра. В то время как российское предприятие в прошлом году презентовало свою версию одежды для работы на спутнике Земли.
Санкции для предприятий ракетно-космической отрасли не в новинку. В том числе в 2020 году под ограничениями оказались РКЦ «Прогресс» — производитель ракет «Союз», в том числе для пилотируемых запусков — и головной научный институт «Роскосмоса» ЦНИИмаш, на территории которого расположен Центр управления полетами (и, кстати, кабинеты представителей NASA). С 2022 года под санкции попали и другие предприятия российской космической отрасли.
США намеренно ограничивают наши возможности — закрывают для нас международные рынки и доступ к технологиям, а мы продолжаем поддерживать международное партнерство по программе МКС. Стоит отметить, что все без исключения участники этого проекта поставляют оружие Украине, политически и экономически поддерживают это государство, но мы возим в космос на наших кораблях американских астронавтов. В том числе бывших военных летчиков, которые когда-то бомбили Югославию и Ирак.
Эта программа так называемых перекрестных полетов, когда российские космонавты летают на американских кораблях, а американцы — на наших «Союзах», продлена «Роскосмосом» на несколько лет вперед. В рамках нее американские астронавты будут приезжать в Подмосковье на попавшее под санкции российское предприятие и оставлять в гипсе анатомически подробный отпечаток своей задней части тела, необходимый для изготовления ложемента, примерять индивидуально сшитый под них скафандр, а на орбите по малой нужде бегать на российский сегмент в туалет производства «Звезды». Так может, нам перестать бояться того, кто и что о нас подумает на Западе?
Много лет назад «Роскосмос» организовал PR-кампанию со слоганом: «Подними голову». И пусть она не имеет никакого отношения к санкциям, эти слова вполне применимы к сложившейся ситуации. Так и хочется сказать: и в космосе нам пора поднять голову.
Автор — эксперт по космосу
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора