Навет Европы: конец украинского конфликта не гарантирует снятие санкций с РФ
Даже если конфликт на Украине будет завершен, это не гарантирует снятие санкций ЕС с России, сообщили «Известиям» в Европарламенте. Москва при этом готова к тому, что рестрикции могут сохраняться в течение десятилетий. Украинский конфликт стал лишь одномоментным поводом для введения антироссийских мер, уточнили в постпредстве РФ при ЕС. Эксперты считают, что хотя в союзе существует механизм снятия санкций, он вряд ли будет задействован в ближайшие годы из-за отсутствия политической воли у европейских элит.
ЕС не намерен снимать ограничения с России
В Европарламенте исключают возможность скорой отмены санкций ЕС против России. Первые рестрикции, толчком к которым стал украинский кризис, были введены более 10 лет назад. Впрочем, союз не пойдет на снятие ограничений с РФ даже после завершения конфликта на Украине, считает французский евродепутат Тьерри Мариани.
— Логично было бы их отменить, но я не уверен, что так произойдет, — заявил депутат «Известиям». — Вполне вероятно, что США попросят сохранить санкции, чтобы быть уверенными, что, например, экономические отношения с Россией не возобновятся немедленно.
США извлекли серьезную выгоду в связи с введением Евросоюзом санкций против России. В числе главных бенефициаров оказался американский энергетический сектор. Уже сегодня около 40% сжиженного природного газа (СПГ) Европа импортирует из США, которые за небольшой промежуток времени стали вторым государством по объемам поставок газа в ЕС после Норвегии.
— Окончание военной операции на Украине, несомненно, подтолкнет некоторых экономических игроков на Западе к тому, чтобы требовать отмены санкций, особенно в энергетическом секторе, — заявил «Известиям» депутат Европарламента от Люксембурга Фернан Картайзер. — Вместе с тем на Западе есть влиятельные круги, которые будут стремиться к сохранению ограничений. В первую очередь те, что извлекают из них выгоду. В их числе американские производители сланцевого газа.
На то, что Евросоюз не намерен в ближайшее время снимать санкции с России, указывает и то, что ЕС планирует обеспечивать помощь Украине в том числе за счет российских замороженных активов. В конце октября Совет ЕС одобрил выделение Киеву кредита макрофинансовой помощи в объеме до €35 млрд, который будет погашаться средствами из доходов от этих активов. Условия кредита подразумевают, что их заморозка продлится по меньшей мере 45 лет. Москва назвала европейскую схему мошенничеством.
При этом Россия готова к тому, что меры ЕС могут сохраняться в течение длительного периода времени и возможно десятилетий. Дипломаты отмечают, что 14 санкционных пакетов, принятых с 2022 года, служат для Брюсселя своего рода фундаментом, на котором прочно держится общеесовский курс на всестороннее противодействие «российской угрозе». Она, согласно заявлениям руководства сообщества, носит для Евросоюза экзистенциальный характер, сообщили «Известиям» в постпредстве РФ при Евросоюзе.
— Фактически евробюрократия загнала себя в выдуманную ею же парадигму, поставив будущее ЕС в зависимость от достижения целей и задач СВО. А значит, и сами антироссийские санкции превратились для Евросоюза в составную часть его борьбы за собственное выживание, — подчеркнули в диппредставительстве.
Имеющие место сегодня тенденции в Евросоюзе, который из интеграционного объединения торгово-экономического характера стремительно превращается в идеологизированный блок с существенной милитаристской составляющей, говорят в пользу того, что санкции становятся для Брюсселя инструментом внешней политики, пояснили российские дипломаты.
— Санкции — это попытка Евросоюза наказать другие страны за несогласие с подобным «порядком», за их стремление отстаивать собственные суверенные интересы. Иными словами, дело не в Украине. Украинский конфликт стал лишь одномоментным поводом для запуска Евросоюзом очередного и далеко не последнего санкционного маховика, а по сути — объявления экономической войны, в отношении страны (в данном случае России), которая отказывается жить по «есовским правилам», — резюмировали в диппредставительстве.
Возможные механизмы снятия санкций
Санкционная политика ЕС в отношении России постепенно приобретает необратимый характер. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, которая продолжит занимать свой пост в течение ближайших пяти лет, остается одной из главных сторонниц усиления давления на РФ. В конце октября издание Politico сообщило, что в ЕС уже готовится 15-й пакет антироссийских ограничений, направленный прежде всего против экспорта российского СПГ. По данным газеты, страны сообщества намерены возобновить дискуссии о новых рестрикциях уже в январе.
Не исключено, что в перспективе Евросоюз намерен принять новые пакеты санкций. Хотя за последние 10 лет ЕС понес существенные потери от антироссийских ограничений, верхушка союза выступает против их ослабления. Эксперт по праву ЕС, преподаватель Лондонского университета Гуннар Бек подчеркивает, что завершение конфликта на Украине абсолютно не гарантирует изменения европейского санкционного режима.
— На сегодня ни один высокопоставленный чиновник ЕС не дал никаких свидетельств того, что санкции могут быть сняты в случае окончания украинского конфликта или при условии какого-либо мирного соглашения. Однако даже если российским переговорщикам удастся убедить ЕС снять санкции, это может произойти не сразу, и нормализация торговых отношений может занять много лет, — отметил он в разговоре с «Известиями». — Торговая политика Германии, в частности, определяется идеологией и «климатической религией». Поэтому я уверен, что Германия не вернется к импорту тех же объемов природного газа, которые она импортировала до 2022 года.
Хотя ЕС продолжает вводить санкции против России, известны случаи, когда Брюссель шел на их ослабление. Например, в июле 2022 года в рамках седьмого пакета европейские власти скорректировали ограничения на поставки некоторых товаров и оказание услуг российской авиационной отрасли. Послабления были связаны с международными стандартами авиабезопасности ИКАО. ЕС также сделал исключения для сделок с сельскохозяйственной продукцией. А девятый пакет, в частности, предполагал возможность ослабления ограничений, наложенных на некоторые банки и бизнесменов, связанных с экспортом удобрений и продовольствия. Кроме того, известны случаи, когда ЕС снимал индивидуальные санкции. Так, в апреле этого года Суд ЕС постановил отменить ограничения против российских предпринимателей Петра Авена и Михаила Фридмана.
Генеральный директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев отмечает, что юридический механизм снятия санкций с РФ существует. Однако его задействование невозможно из-за отсутствия соответствующей политической воли.
— В Евросоюзе, для того чтобы снять санкции, потребуется решение Совета ЕС о внесении изменений в регламенты, в которых меры зафиксированы. Это прежде всего регламенты № 269/2014 и 833/2014. Голосование должно пройти единогласно, то есть это должны поддержать все страны, — пояснил он «Известиям».
При этом не исключено, что коллективное решение по смягчению или отмене санкций может быть заблокировано отдельными странами — членами ЕС, наиболее воинственно настроенными в отношении России. Сейчас в число таких государств входят главным образом Польша и страны Прибалтики. В Еврокомиссии, впрочем, сказали «Известиям», что «продолжительность санкций зависит от поддержки войны России против Украины, которую оказывают физические и юридические лица, попавшие под ограничения».