Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин заявил о масштабности и актуальности «Географического диктанта»
Экономика
ЦБ отменил ограничение ПСК по кредитным картам в I квартале 2025 года
Мир
США, Республика Корея и Япония договорились укрепить противоракетный потенциал
Мир
Лавров отреагировал на озвученные в странах ЕС и НАТО призывы к диалогу с РФ
Общество
Синоптики спрогнозировали облачность и потепление до +5 в столице 16 ноября
Мир
Трамп назначил Стивена Чунга директором по коммуникациям в Белом доме
Мир
Песков назвал позитивным факт состоявшегося диалога Путина и Шольца
Общество
Руководитель центра помощи женщинам рассказала о подробностях пожара в Одинцово
Мир
Глава МАГАТЭ посетил два ядерных объекта во время визита в Иран
Мир
В Перу открыли памятную табличку в честь археолога из России
Мир
«Росатом» сообщил МАГАТЭ об усилении обстрелов Энергодара со стороны ВСУ
Мир
Пентагон не будет угрожать ядерным оружием участникам ДНЯО без ядерного статуса
Спорт
Мусаев отправил Чеботарева в нокаут в матче «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Мир
Евродепутат от Словакии назвал БРИКС будущим мировой экономики
Мир
Лавров опроверг сообщения западных СМИ о недовольстве Китая сотрудничеством РФ с КНДР
Мир
Президент Абхазии Бжания покинул здание МВД республики
Армия
Минобороны сообщило о четырех уничтоженных дронах над Брянской областью
Спорт
Борисевич одержал победу над Хрисановым в поединке «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В Москве 29–31 октября проходила международная выставка «Некрополь». Участники похоронного бизнеса представляли эко-гробы, проводили конкурсы церемониймейстеров и танатопрактиков, устраивали показы мод и прославляли «столицу русской смерти». Корреспондент «Известий» посетил выставку, которая неожиданно стала модной в последние годы, чтобы посмотреть, как живут ритуальщики и что из себя представляет отрасль.

Гробы и лица

При входе на выставку девушки раздают флаеры: «Голосуйте за нашего кандидата в конкурсе «Лицо отрасли». Рядом — стенд, посвященный конкурсу, который напоминает эстетику «Золотой маски». Только маска на постаменте не золотая, а мертвенно синяя. Рядом позирует улыбчивая посетительница.

Но настоящий символ отрасли — это, конечно, гроб. Их на выставке очень много. Вот модель «Таврида», от 9700 рублей. Рядом — модели подороже у компании с простым и понятным названием Elit-Grob.

Гробы
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

— Этот стоит 30 тыс. рублей, — молодой сотрудник компании хлопает по крышке. Кажется, не очень дорого, у соседей и подороже есть.

— А самый дорогой сколько?

— Вот эти 80–90 тыс. Одни дубовые, качественные, другие просто очень сложные в изготовлении... Но это оптовые цены, такой ящик в магазине стоит тысяч 500.

В «ящиках» напротив другая организация обустроила скамейки, чтобы удобно было сидеть за столиками и общаться. Стенд у фирмы большой, на нем вся история компании, с самого ее рождения, с фотографиями и подписями: «Наш первый гроб Стандарт ФС-4».

Скамейка гроб
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

У компании «Центр упаковки и дизайна» из Севастополя стенд небольшой, зато уникальное предложение: севастопольцы следят за мировыми трендами и упаковывают в экогробы. Представитель компании мрачен и деловит. Объясняет: гробы из гофрокартона, быстро разлагаются, быстро сгорают, грузоподъемность — 150 кг.

Девушка и смерть

Алена Фирсова — светлая девушка с живой улыбкой. Она — ведущий специалист отдела развития донорства крови и костного мозга НМИЦ гематологии Минздрава России. Сюда попала, потому что в рамках выставки проводился форум «PRO Донорство». Алена предлагает всем войти в реестр доноров костного мозга, чтобы спасти от смерти как можно больше людей.

— Вид у нас сегодня, конечно, очень интересный, — кивает головой на стенд напротив. Целый день она смотрит на крышки гробов. — На самом деле это всё не очень шокирует. Мы знали, куда едем. Трагических эмоций не испытываю.

Демоны
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Трагических эмоций тут вообще никто не испытывает. Скорее наоборот. Возле сцены с ковровой дорожкой — стенд с названием «Столица русской смерти». Здесь пара накачанных молодых людей с голыми торсами, у них кожаные брюки, а за спиной — крылья. Они изображают то ангелов, то демонов. В открытом гробу — еще одно существо, очевидно птица Сирин: девушка с ярким макияжем, черными крыльями, богато убранным кокошником и в целом достаточно откровенным нарядом.

«Столица русской смерти» пользуется особой популярностью, поэтому с птицей Сирин приходится разговаривать под нетерпеливыми взглядами посетителей, которые очень хотят сделать с ней пару фотографий.

— Столица русской смерти — это Новосибирск, так его принято называть в профессиональном сообществе, — птицу Сирин зовут Оксана Томилина, и она танатопрактик, санитар морга и «фанатик профессии ритуальщика», как написано на одном из порталов в Сети. — Именно в Новосибирске жил великий человек, не побоюсь этого слова — гений, Сергей Борисович Якушин. Он создал «Царство мертвых» — это огромный комплекс, включающий в себя и производственную часть, и крематорий, и музей смерти.

Сергей Якушин — личность действительно легендарная: основатель выставки «Некрополь», одноименного новосибирского похоронного дома и крематория. Он умер в 2022 году, сейчас и форумом, и похоронным домом руководит его сын, Борис Якушин.

Выставка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Птица Сирин всё глубже падает в свой образ и распаляется:

— Это всё было во имя величия смерти, во имя человеческой великой трагедии расставания с близкими людьми! Это не про деньги, это про любовь. Нигде нет такого сервиса и такой душевности, как там, в Новосибирске, столице русской смерти...

Хайп и месседж

— Честно говоря, нас тоже многое шокирует, — признается исполнительный директор Союза похоронных организаций и крематориев Елена Андреева. — Относиться к этому можно по-разному. Наша отрасль — это объединение специалистов, и здесь люди встречаются для того, чтобы показать друг другу свою работу. Похоронная индустрия многогранна: это и производство товаров ритуального назначения, и сервис, который складывается из работы агентов, церемониймейстеров, бригады сопровождения. В отрасли есть сильные игроки, есть профессионалы с большим сердцем, есть какие-то не очень добросовестные люди, как и везде.

Венки
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

По ее словам, смысл выставки изначально в «создании, возрождении и развитии похоронной культуры», а современные методы пиара привлекают молодежь.

— И получается такая неоднозначная картина, из-за которой мы как профессионалы, конечно, тоже переживаем, — говорит Елена Андреева. — Есть очень тонкие грани, которые нельзя перейти. Несомненно, выставка — это про будущее, про то, как улучшать сервис. Но при этом есть и такой хайп на этой теме.

Перед церемонией открытия выставки ангелы из «столицы русской смерти» уходят в подсобное помещение, а потом сливаются с толпой, переодевшись в скромную мирскую одежду. А на сцену выходит облаченный в рясу отец Сергий Матюшин. Для священника это уже 10-я выставка, на которую он пришел «со своим месседжем». Со сцены он критикует представителей похоронной отрасли: опять никто не знает, почему у них на гробе изображение Тайной вечери; почему на текстиле — Божия Матерь и Спаситель; почему у флористов такое разнообразие цветов вместо трех рекомендованных. Священник расстроен: и ведь ничего своего! Новая фреза у изготовителей надгробий — китайская; даже «инфернальная роскошь» — и та заимствованная. Отец Сергий взывает к присутствующим: нужно создавать свою ритуальную культуру. Сам он не сидит сложа руки — с одним из представителей бизнеса написал книгу о традициях поминальной трапезы. Теперь хочет продолжать исследования по другим направлениям отрасли.

Выставка
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

«Ангелы» возвращаются к работе вскоре после открытия — священник им никак не мешал, просто обитателям иных миров тоже нужно обедать.

— Эта сфера очень важна для церкви, и не из-за пары фриков церкви отказываться от участия в выставке, — сказал корреспонденту «Известий» отец Сергий. — Напротив, мы должны пытаться своим присутствием и добрым примером показывать, что помимо извращения есть еще и красота Божиего мира. Большинство-то людей здесь нормальные, и они делают свое печальное, благородное и нужное дело.

Борис Якушин признает, что за эту выставку организаторам «достанется от прессы и общественных деятелей», но подчеркивает, что у участников должно быть право на «творческую самореализацию». По его словам, в этом году и так было решено отказать ребятам, которые «хайпанули на гроботерапии», и представителям направления «посмертного блогерства». В то же время цену билета на выставку в 2500 рублей Борис Якушин называет заградительной для обывателей, которые не имеют отношения к отрасли.

Хороший церемониймейстер и конкурсы интересные

Посетителю, который впервые решил познакомиться с похоронным бизнесом лицом к лицу посредством выставки «Некрополь», проще всего было смириться, пожалуй, с шоу-показом траурной одежды. И здесь тоже не обошлось без подражателей Мэрилина Мэнсона и Тима Бертона, но всё же в основном наряды были достаточно уместными случаю.

Показ
Фото: РИА Новости/Станислав Красильников

— Жизнь — это тропинка к смерти, и в любой момент человек должен быть красив: когда он живет, когда он уходит и когда провожает близкого в последний путь, — объясняет профессор Высшей школы дизайна Российского государственного университета туризма и сервиса Надежда Ляхова. — Но, возможно, некоторые авторы восприняли задачу немного неверно. Все-таки аскетизм должен присутствовать.

В показе мод обошлись без выбора лучших из лучших, но конкурсов в «Некрополе» и без того достаточно. Например, соревнования проводились среди церемониймейстеров. Или вот конкурс профессионального мастерства «Поминальный обед»: члены жюри во главе с отцом Сергием пробуют на вкус разные блюда. Зрители стоят вокруг, пускают слюни и отпускают шуточки: «Продаете? Нет, только показываем!»

Рядом на красном ковре сцены уже расставляют столы. Будет всеобщая дегустация поминальных блюд?.. Нет, конкурс танатопрактиков. Так называют работников ритуальных услуг, которые бальзамируют, одевают мертвых и делают им макияж. Говорят, иногда с лицами ушедших творят настоящие чудеса, но думать об этих чудесах не хочется. На столы, укрытые белыми простынями, кладут манекены трупов, которых лучшим бальзамировщикам предстоит подготовить к «погребению». В гостях — танатопрактики из Бразилии, Италии и других стран, которые называют именно российских специалистов лучшими в мире.

Красная дорожка
Фото: РИА Новости/Станислав Красильников

Сотрудник Новосибирского учебного центра похоронного сервиса, которого по стечению обстоятельств тоже зовут Сергей Якушин, говорит, что участники этой выставки здесь себя в том числе «преодолевают».

— Когда говорят, что у тех, кто приходит в эту профессию, происходит какое-то очерствение по отношению к смерти, это совершенно не так, — говорит он. — Взять, например, бальзамировщиков. Они в особенности тяжело переживают младенческую смерть, работать с младенцами им очень трудно. Мы точно такие же люди, и это то, что мы в том числе хотим здесь показать.

Читайте также
Прямой эфир