Руку приложил: что оставил России Александр III
Александр III отличался твердостью характера, более всего любил правду, спокойно обдумывал каждое дело, был прост в обращении и вообще любил все русское. Так описывало императора массовое издание «Иллюстрированная хронология истории Российского государства в портретах» (издано в 1909 году). А историк Василий Ключевский писал, что тот «одержал победу в области, где всего труднее достаются победы»: «Победил предрассудок народов и этим содействовал их сближению, покорил общественную совесть во имя мира и правды, увеличил количество добра в нравственном обороте человечества, ободрил и приподнял русскую историческую мысль, русское национальное сознание и сделал все это так тихо и молчаливо». «Известия» рассказывают о знаковых объектах, к появлению которых Александр Третий имел прямое отношение. 1 ноября — 130 лет со дня смерти предпоследнего русского императора. Что подарили России 13 лет царствования сына Александра Второго и отца Николая Второго, и как о его интересах и направлениях внутренней политики можно рассказать через здания и инфраструктурные проекты — в нашем материале.
Транссибирская магистраль
Указ о строительстве Великого Сибирского пути Александр III подписал 29 марта 1891 года. В рескрипте императора на имя наследника престола Великого князя Николая Александровича повелевалось «приступить к постройке сплошной, через всю Сибирь, железной дороги, имеющей целью соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений». Необходимость появления пути, который бы сократил время поездки и доставки грузов, зрела давно — путь из европейской части страны в Сибирь и на Дальний Восток занимал несколько месяцев.
19 мая 1891 года во Владивостоке будущий Николай II провел церемонию торжественной закладки дороги, которая должна была соединить Владивосток и Челябинск. Строительство начали сразу с двух сторон — от Челябинска и Владивостока. Вдоль будущих путей создавались и развивались металлургические, цементные, кирпичные заводы, открывались месторождения полезных ископаемых. Официально строительство Транссибирской магистрали завершилось 18 октября 1916 года.
Исторически Транссибирская магистраль — это восточная часть дороги протяженностью в 7 тыс. км. До появления этой трассы вся железнодорожная сеть страны составляла 23,3 тыс. км — скромные показатели для столь большой империи, еще и в эпоху быстрого роста тяжелой индустрии.
В целом же при Александре III протяженность российских железных дорог увеличилась почти вдвое. По всей стране развивалась сеть, чтобы связать центральную Россию с окраинами.
Впоследствии длина Транссиба достигла более чем 9,2 тыс. км. Это самая длинная дорога в России и мире. В годы Великой Отечественной войны магистраль стала путем, который помог обеспечить стране надежный тыл — по этой дороге активно эвакуировали промышленные и хозяйственные предприятия, доставляли помощь от союзников.
Промышленность
Бурное железнодорожное строительство увеличило спрос на продукцию металлургических и машиностроительных заводов. Александр III проводил политику поощрения индустрии — и последнее десятилетие XIX века характеризуется именно как время мощного промышленного подъема, продукция возросла к концу века в два раза. В 1881 году на российских фабриках и заводах работали более 770 тыс. человек, а в 1893 году — более 1,4 млн.
В 1892 году в Брянске началось промышленное производство паровозов. Брянский завод был создан еще в 1873 году при Александре I. Его возглавил опытный инженер-литейщик Владимир Крахт. Благодаря усилиям его команды уже через пять лет завод производил ежегодно треть всей российской стали. В 1882 году Брянскому заводу разрешили наносить на свои изделия герб Российской империи, свидетельствующий о высоком качестве продукции. К концу века завод расширил производство, он начал выпускать вагоны, краны, металлоконструкции и сельскохозяйственную технику.
Во время правления Александра III сложилась система рабочего законодательства. Так, в 1882 году появился закон, запретивший детям младше 12 лет работать на фабриках и заводах, рабочий день для подростков до 15 лет ограничили восемью часами с обязательным перерывом после отработанных четырех (либо же шесть часов подряд, но без перерыва). Несовершеннолетним (до 16 лет) запретили работать по ночам, в выходные и праздники. Также сначала было запретили женщинам и подросткам до 17 лет работать по ночам на текстильных фабриках, но потом все-таки смягчили запрет, и разрешили такие работы по согласованию с фабричной инспекцией — это новый административный орган, появившийся при Александре III для контроля за соблюдением фабричного законодательства.
А в 1886 году были введены правила, которые обязали заключать договоры найма с рабочими, в которых должны быть указаны условия труда, запретили выдачу зарплаты продуктами и товарами, а еще — понижать заработную плату ниже указанной в договоре. Впрочем, и число дней в договоре тоже уменьшать не разрешили.
Русский музей
В 1870-е годы будущий император Александр III стал серьезно увлекаться русским изобразительным искусством. При этом он уже имел основательную коллекцию европейских художников — она включала произведения Ватто, Робера, Мебиуса, Галлэ и Жерома и других известных авторов. В середине 1870-х цесаревич приобретает коллекцию разорившегося предпринимателя, мецената, почетного члена Академии Художество Василия Кокрорева — так в его коллекции появляются полотна Владимира Боровиковского, Карла Брюллова, Михаила Клодта.
В годы правления он неоднократно задумывался о создании большого музея национального искусства. Особенно Александр укрепился в этой мысли, посетив открытие в 1892 году открытие Третьяковской галереи — тогда он отметил, что получил истинное наслаждение.
— Вот, что один гражданин мог сделать. Счастливая Москва! А у нас в Петербурге ничего подобного нет. Да и во всей России нет, — заявил тогда государь.
Для будущего музея государь начал приобретать картины, среди которых были «Запорожцы» Репина, работы Маковского, Поленова и других. Посещая выставки и покупая полотна, он демонстрировал необычную для того времени широту взглядов, в частности, с пониманием отнесся к работе Репина «Иван Грозный убивает своего сына», шокировавшей его современников, и полотну Поленова «Христос и грешница».
При жизни мечте императора о национальном музее сбыться не удалось, но он стал главным вдохновителем его создания. Задуманное исполнил Николай II. Он выкупил в казну Михайловский дворец спустя несколько месяцев после смерти отца (о том, что такая покупка необходима, говорил Александр) — за 4 млн рублей серебром для устройства в нем музея в память о почившем государе. 19 марта 1898 года Русский Музей Императора Александра III, как он тогда назывался, был торжественно открыт. Ядром коллекции тогда стало именно собрание Александра Александровича. Оно насчитывало около 900 полотен, большая часть — работы соотечественников.
Исторический музей
Исторический музей в Москве был открыт в июне 1883 года. Его, как и многие знаковые объекты времени Александра III, основал его отец, но его дело завершил уже следующий император. Авторами проекта были академик В. О. Шервуд и инженер А. А. Семёнов, руководивший строительством. В оформлении интерьеров залов музея принимали участие известные художники И. К. Айвазовский, В. М. Васнецов и Г. И. Семирадский. Александр III, как ярый сторонник организации такого музея, стал его почетным председателем.
Указ об учреждении Русского национального музея Александр II подписал еще в феврале 1872 года. Тогда императору представили 11 готовых залов, где были выставлены каменные и костяные изделия, найденные на берегах Ладожского озера, Оки, в Тобольской и Иркутской губерниях, палеолитическая коллекция графа Алексея Уварова, артефакты бронзового века, найденные на Кавказе, славянские, угро-финские древности, эллино-скифская коллекция, раннехристианские памятники.
«Этот храм, воздвигнутый во славу вековой жизни русского народа, — говорилось в документе об учреждении Исторического музея, — должен собрать воедино со всех концов земли Русской заветные святыни народа, памятники и документы всего Русского государства, изобразить в образах и картинах имена великих подвижников и деятелей и знаменательнейшие события; живым словом раскрыть перед народом славные страницы его истории. И события великого прошлого, деяние предков наших предстанут как бы воочию перед тысячами людей, разнесутся молвою по всему обширному Отечеству нашему, перейдут к детям и внукам нашим».
После смерти Александра III Историческому музею было присвоено его имя. По инициативе коллектива институции, в вестибюле здания установили бюст покойного императора.
Кроме того, по предложению и под личным председательством Александра III в 1866 году в Санкт-Петербурге было образовано Русское историческое общество, с 1873 года получившее название Императорского. Согласно уставу, Общество имело своей целью «собирать, обрабатывать и распространять в России, с соблюдением существующих в сем отношении правил, материалы и документы, до отечественной истории относящиеся, как хранящиеся в правительственных и частных архивах и библиотеках, так, равно, и находящиеся у частных людей».
«Никто из членов Общества, — писал историк академик Н. Ф. Дубровин, — не забудет, с каким вниманием и интересом относился Государь ко всем чтениям, а как хорошо он сам был знаком с историей России и русского народа в главнейших проявлениях его жизни»
Первым председателем Общества был избран академик, поэт, сенатор, член Государственного Совета князь Пётр Андреевич Вяземский, в качестве почетного члена при обществе состоял великий князь Александр Александрович, будущий император Александр III.
Томский университет
В 1888 году открылся первый и теперь уже старейший университет Сибири — Томский. При этом образован он был при Александре II — в мае 1878 года постановлением Государственного совета Российской империи.
Идею открытия высшего учебного заведения в Сибири активно поддержали крупные русские промышленники, которые сразу стали перечислять сотни тысяч рублей пожертвований на его создание. Но были и противники — основной идеолог консервативных контрреформ 1880—1890-х годов, доверенное лицо императора Александра III Константин Победоносцев называл «эту мысль несчастною и фальшивой», предупреждая, что «общество томское состоит из всякого сброда: можно только представить, как оно воздействует на университет и как университет на нем отразится». Ему противостоял министр просвещения Иван Делянов, заняв твердую позицию о необходимости университета в Сибири.
Перед открытием постановлением Министерства народного просвещения 25 мая 1888 года его переименовали в Томский университет. А за четыре года до открытия Александр III, в августе 1884 года, утвердил новую редакцию университетского устава — она ужесточил государственный контроль за вузами: вводил единые государственные экзамены, полномочия по назначению ректора передавал министерству народного просвещения, ликвидировал университетские суды. Впрочем, и этот проект достался Александру III в наследство от отца. Его предложил еще при Александре II министр просвещения Дмитрий Толстой, чтобы прекратить постоянные беспорядки среди студентов, их участие в антиправительственных акциях.
Кстати, именно Иван Делянов, продвинувший появление Томского университета, при Александре III подписал в 1887 году циркуляр «О сокращении гимназического образования», прозванный «циркуляром о кухаркиных детях», — он ограничивал доступ к образованию детям из низших слоев общества, которых «не следует выводить из среды, к коей они принадлежат».
Московская консерватория
Император Александр III оставил значительный след в деле развития музыкальной культуры России. В частности, оказал большую материальную помощь Московской консерватории. В течение пяти лет — с июня 1895 года — строилось новое здание главного музыкального учебного заведения столицы, введен в строй Большой зал. Император выделил на возведение 400 тыс. рублей.
Будучи на престоле, Александр III неоднократно подчеркивал, что «распространение искусства есть дело государственной важности». Эту идею на протяжении всей своей жизни он активно проводил в жизнь, как в области изобразительного, прикладного искусства, так и музыкального. Император перетасовал чиновников, определявших развитие музыкального дела в России. На место прежнего директора императорских театров был поставлен И. А. Всеволожский — поклонник русской оперы и музыки П. И. Чайковского.
Александр III оказал прямую поддержку становлению национальной оперы. «Русская музыкальная газета» в номере от 11 ноября 1894 года после смерти императора писала, что «память Государя всегда будет дорога русскому музыкальному миру». Он поддерживал теплые отношения и активно спонсировал композитора Петра Чайковского.
При правлении императора Александра III начался расцвет не только русской музыки и балета, но и живописи, а также литературы.
Близкий друг Александра III, известный коллекционер, граф Сергей Шереметев отмечал в своих мемуарах: «Он очень любил вообще русскую литературу. Бывало, о чем ни заговоришь, он все знает, все читал. Пушкин, Лермонтов, были, конечно, его любимыми поэтами. Очень любил Гоголя... Следил за современными писателями, прочитывал Достоевского, Льва Толстого, Маркевича, Тургенева. И здесь суждения его были очень метки»
Идеи русской самобытности и сама «русская идея», которые были близки Александру III и ярко и раскрыты в те годы Федором Достоевским, получили в годы царствования императора новое звучание. Александр в своей культурной политике стремился следовать заветам великого писателя.
«Достоевскому он придавал большое значение», — отмечал граф Шереметев.
ГУМ
В 1887 году император Александр III издал указ о строительстве Верхних торговых рядов на Красной площади в Москве. Год спустя он утвердил устав одноименного акционерного общества. Его акции покупали банки, купцы и частные лица. Купеческое общество объявило архитектурный конкурс на проектирование нового торгового комплекса. Победителем стал проект архитектора Александра Померанцева и инженера Владимира Шухова, того самого, кто впоследствии построил знаменитую радиобашню на Шаболовке.
Здание возводилось три года. Пассажи — это особый тип архитектурного сооружения, он представляет собой крытые торговые галереи. Впервые пассажи появились в Париже в начале XIX века, а затем стали распространяться по всей Европе. Верхние торговые ряды имели много общего с торговой галереей Виктора Эммануэля II в Милане, хотя последняя значительно меньше по размерам.
Торжественное открытие Верхних торговых рядов состоялось в 1893 году при участии императора Александра III. На тот момент они считались самой крупной торговой галереей в Европе. По замыслу Померанцева, комплекс состоял из шестнадцати отдельных зданий, соединенных между собой крытой галереей. Внутри здания находились магазины с товарами известных брендов, включая поставщиков императорского двора. Здесь продавали ткани от братьев Сапожниковых, часы Михаила Калашникова, сладости от Абрикосовых, парфюмерию Брокара и многие другие известные товары. На верхних этажах продавались более дешевые товары, а огромный подвал использовался для оптовой торговли.
После Октябрьской революции 1917 года Верхние торговые ряды были национализированы, и в их помещениях разместились государственные учреждения. Название «ГУМ» (Главный универсальный магазин) появилось лишь в 1953 году. С тех пор этот магазин стал символом советской торговли и одной из главных достопримечательностей Москвы.
Реформа армии
Для своей коронации Александр III выбрал генеральский мундир образца 1881 года, но, в отличие от своего отца и старшего брата, он не любил носить военную форму, предпочитая им удобную гражданскую одежду. При этом о русской̆ армии император знал не понаслышке: в 18 лет он звании полковника участвовал в русско-турецкой̆ войне.
Александр III вошел в историю как государь-миротворец, при этом именно ему приписывают выражение «У России есть только два союзника — ее армия и ее флот».
Свою позицию в отношении вооруженных сил государь определял так: «Отечеству нашему несомненно нужна армия сильная и благоустроенная, стоящая на высоте современного развития военного дела, но не для агрессивных целей̆, а единственно для ограждения целости и государственной̆ чести России. Охраняя неоценимые блага мира... вооруженные силы ее должны развиваться и совершенствоваться наравне с другими отраслями государственной жизни, не выходя из пределов тех средств, кои доставляются им увеличивающимся народонаселением и улучшающимися экономическими условиями».
Реформа Александра III была направлена на повышение боеготовности армии. Для этого увеличивалось количество воинских частей, особенно в приграничных округах, чтобы быстро разворачивать действующие армии в случае войны. Срок службы был сокращен с шести до пяти лет, это ускоряло подготовку новых солдат и увеличивало численность обученного резерва.
Армия получила новую трехлинейную винтовку Мосина и начала использовать бездымный порох, разработанный Дмитрием Менделеевым, это существенно повысило ее техническую оснащенность. Западные границы укреплялись за счет создания дополнительных пехотных батальонов, резервных полков и кавалерийских дивизий.
Были сформированы войска связи и железнодорожные бригады для быстрой переброски войск и резервов. Военные гимназии были преобразованы в кадетские корпуса, а учебные унтер-офицерские батальоны стали готовить младший командный состав, а назначения на командные должности стали осуществляться исключительно по старшинству.
Александр III также обращал внимание на развитие военной медицины, он выделял ассигнования на переоснащение госпиталей, подготовку военных медиков и развитие общин сестер милосердия. А еще во время своего правления Александр III изменил военную форму, она стала удобнее и ближе к национальным традициям русского костюма.
Флот и порты
С правлением Александра III связан недолгий, но яркий период в истории русского флота — эпоха броненосцев. В 1900 году в Санкт-Петербурге началось строительство двух гигантов, эскадренных броненосцев, которые во время русско-японской войны участвовали в Цусимском сражении, один из них назывался «Бородино», а другой получил имя «Император Александр III». С 1881–1895 годы в России было построено 114 боевых кораблей. Их общее водоизмещение к концу царствования Александра III достигало 300 тыс. т, что вывело русский флот на третье место в мире после Англии и Франции. Тогда же в его составе впервые появились подводные лодки. Они были разработаны в 1881 году Степаном Джевецким. Каждая субмарина вмещала четыре человека. По правительственному заказу была изготовлена серия из 50 штук.
Развивался также и торговый флот. В 1885 году при содействии Александра III было принято решение о переводе главного коммерческого порта Крыма из Севастополя в Феодосию. Для решения вопроса была создана министерская комиссия. И хотя сторонники Феодосии в ней оказались в меньшинстве, к ним присоединился государь. Это склонило чашу весов в пользу нового порта в Феодосии, его строительство началось в 1891 году.
Возглавил проект генерал инженерной службы Александр Бертье-Делагард, известный также своими исследованиями по истории Крыма и организацией археологических раскопок в Херсонесе. Этот специалист участвовал также в строительстве портов в Ялте, Одессе, Ростове, а также водопроводов в Алуште и Ялте. В Феодосии 1892-1895 годах под его руководством были возведены портовые сооружения, а на молу установлен маяк. Кроме того, Бертье-Делагардт руководил строительством ведущей к порту железнодорожной ветки, а инициатором проекта был никто иной, как выдающийся художник-миринист, уроженец Феодосии Иван Айвазовский.
Строительство феодосийского порта описал Максим Горький в рассказах «Мой спутник» и «Коновалов». Самому писателю не удалось получить работу на новом объекте, слишком высока была конкуренция, претендентов было более 400 человек.
Храм Христа Спасителя
Во время празднования коронации императора Александра III произошло торжественное освящение храма Христа Спасителя, это было 26 мая (по старому стилю) 1883 года, в праздник Вознесения Господня. В этот день колокола храма впервые зазвонили и возле него собралось все духовенство Москвы, чтобы пройти крестным ходом до Кремля. В процессии участвовали около 800 человек. В этот же день в храме Христа спасителя состоялась премьера увертюры Петра Чайковского «1812 год».
Храм Христа Спасителя строился почти 44 года. Идея возведения храма в честь победы России над армией Наполеона принадлежала генералу Михаилу Кикину. В конце 1812 года Александр I издал манифест о создании храма «благодарности к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели». Изначально строительство планировалось на Воробьевых горах, и в 1817 году там торжественно заложили первый камень. Но проект не был осуществлен: проблемы возникли из-за почвы, пронизанной подземными ручьями. В 1825 году, уже при Николае I работы были приостановлены, а год спустя — прекращены. В 1832 года Николай I утвердил новый проект храма, его автором стал архитектор Константин Тон. Император лично избрал новое место для храма — на берегу реки Москвы, неподалеку от Кремля. В 1839 году состоялась торжественная закладка храма на новом месте.
Над художественным оформлением храма более 20 лет работала целая группа художников, в числе которых были Василий Суриков, Константин Маковский, Генрих Семирадский и др. В конце 1880 года новому храму было присвоено наименование Кафедрального собора во имя Христа Спасителя, утвержден штат духовенства и причта. С этого времени в храме начались регулярные богослужения. Весной 1912 года в сквере возле храма был установлен памятник императору Александру III. Храм Христа Спасителя был разрушен в 1931 году и воссоздан в 1994 –1999 годах.