Силы ПВО уничтожили 12 украинских беспилотников над Брянской областью
Депутат Парфенов высказался о ролике с эскортницей в кабинете ГД
Полиция задержала троих зачинщиков драки в подмосковном Пушкино
В Грузии указали на невозможность со стороны Запада указать на фальсификацию выборов
Правящая партия Грузии набирает 56,1% голосов на выборах в парламент
Политика
Захарова осудила убийства журналистов в Ливане израильскими военными
Президент Сербии назвал Эльвиру Набиуллину гением
Средства ПВО уничтожили четыре БПЛА над Орловской и Брянской областями
Культура
Потомки Пушкина посетили квартиру-музей поэта в Петербурге
В заброшенном доме в Томской области нашли тело пропавшей два дня назад девушки
В Краснодаре задержали подозреваемого в нападении на полицейского
Минобороны опубликовало кадры уничтожения дронами бронированных машин ВСУ
Силы ПВО уничтожили 17 украинских БПЛА над регионами России
Силы ПВО уничтожили четыре беспилотника над Липецкой областью
Очевидцы сообщили о драке со стрельбой в подмосковном Пушкино
Спорт
«Акрон» в конце матча ушел от поражения в игре РПЛ с махачкалинским «Динамо»
Число погибших при жесткой посадке вертолета в Кировской области достигло четырех
Главный слайд
Начало статьи
Вкл
Выкл

Ученые выяснили, что кетодиета, изначально разработанная для лечения эпилепсии и, как предполагалось, способная защищать нервные клетки от нарушения обменных процессов, не помогает животным бороться с повреждениями нервной ткани, вызванными ишемическим инсультом. При этом такой тип питания меняет активность ряда генов в головном мозге, а также микробный состав кишечника. Однако среди всех этих изменений есть как благоприятные для организма, так и негативные — подробнее читайте в материале «Известий».

Что такое кетодиета

Ученые из Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова с коллегами исследовали, как изменяется обмен веществ в головном мозге крыс после инсульта при обычном — богатом углеводами — питании и при кетогенной диете (низкоуглеводная с высоким содержанием жиров).

В эксперименте участвовало 54 животных. Половину из них (27 крыс) в течение двух месяцев кормили рационом, в котором жиры составляли 11% от всех соединений, белки — 24%, а углеводы — 65%. Еще 27 крыс такое же время содержали на кетогенной диете с 84% жиров, 11% белков и 5% углеводов. После этого у 19 грызунов из каждой группы питания искусственно пережимали среднюю мозговую артерию — сосуд, который поставляет кровь в боковые зоны коры мозга. Таким образом авторы смоделировали ишемический инсульт.

микроскоп
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Волков

Спустя две недели после вмешательства биологи проанализировали активность генов в головном мозге крыс, чтобы понять, как изменились обменные процессы в тканях при разных режимах питания, а также после инсульта. Оказалось, что при обоих вариантах диеты инсульт привел к значительным перестройкам: при углеводной диете изменилась активность 10 449 генов, а при кетодиете — 11 389. Анализ показал, что сильнее всего активировались группы генов, участвующие в запуске воспаления, иммунном ответе, контроле сосудистой системы и развитии стволовых клеток. Всё это указывает на то, что в результате ишемического инсульта при обоих типах рациона в мозге развивается воспаление.

Мы выявили ряд генов, активность которых меняется при кетогенной диете, а также перемены в микробном составе кишечника при таком типе питания, обилие жиров в рационе не помогло уменьшить вызванные инсультом повреждения в мозге. Поэтому нельзя сказать об однозначной пользе кетодиеты, и относиться к ней следует с осторожностью, — рассказал «Известиям» руководитель проекта, доктор биологических наук, профессор РАН, завлабораторией структуры и функции митохондрий НИИ физико-химической биологии им. А.Н. Белозерского МГУ Егор Плотников.

ученые

Участники научного коллектива

Фото: Егор Плотников

Кроме того, исследование ткани мозга и наблюдение за поведением животных показали, что кетогенная диета не повлияла на объем повреждения и скорость восстановления двигательных функций у крыс после инсульта.

— В дальнейшем мы планируем подробнее исследовать отдельные молекулярные пути, на которые воздействует кетогенная диета, чтобы понять, почему она приводит к таким неоднозначным эффектам, — рассказал руководитель проекта Егор Плотников.

Справка «Известий»

Кетогенная диета — рацион, до 70–80% веществ которого составляют жиры, — была разработана для смягчения симптомов эпилепсии. Дело в том, что при таком питании в организм поступает мало углеводов, в результате чего в качестве источника энергии начинает использоваться не глюкоза, а преимущественно продукты переработки жиров. Они предотвращают появление неконтролируемой активности нейронов в головном мозге и, как следствие, возникновение судорог. На основании такого эффекта ученые предположили, что кетогенная диета может быть полезна при лечении и профилактике ишемического инсульта — состояния, при котором головной мозг получает недостаточно кислорода и питательных веществ из-за закупорки кровеносных сосудов. Однако до сих пор данные о том, как низкоуглеводный и богатый жирами рацион влияет на обмен веществ в клетках головного мозга и в организме в целом после инсульта, были противоречивы.

Можно ли лечить кетодиетой

В настоящее время кетодиетой продолжают лечить устойчивую к терапии эпилепсию, рассказала диетолог, гастроэнтеролог, кандидат медицинских наук, ведущий специалист сети клиник «Семейная» Алена Поташева. В основном речь идет о пациентах в детском возрасте.

— Лечебное применение кетодиеты возможно и при некоторых онкологических заболеваниях, в особенности головного мозга. Но надо сказать, что лечебная кетодиета и та, о которой пишут в модных журналах, — это совершенно разные вещи. Потому что это очень точное, математически выверенное соотношение белков, жиров и углеводов под контролем анализов крови. То есть это очень сложная задача. Нельзя просто так взять и соблюдать эту диету, если она для лечебных целей, — сказала специалист.

Исследователи за работой

Фото: Егор Плотников

Исследование дает ценную информацию о влиянии кетогенной диеты на активность генов головного мозга после ишемического инсульта у крыс, рассказала «Известиям» врач-генетик, консультант по лабораторной медицине, эксперт Центра молекулярной диагностики ФБУН ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора Вероника Попова. Основной вывод исследования заключается в том, что кетогенная диета не обеспечивала никакой защиты от повреждения головного мозга или улучшения функционального восстановления после инсульта.

— В то же время кетогенная диета имеет перспективу для лечения других состояний, таких как метаболические расстройства. Некоторые исследования показывают, что кетогенная диета может помочь с потерей веса и улучшить маркеры метаболического синдрома. Также существует некоторый интерес к кетогенным диетам для облегчения таких состояний, как болезнь Альцгеймера, но необходимы дополнительные исследования, — отметила она.

лаборатория
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

По ее словам, кетогенная диета может привести к недостаткам в незаменимых витаминах и минералах. Также некоторые люди испытывают запор, диарею или другие проблемы с пищеварением.

В работе принимали участие сотрудники Федерального исследовательского центра проблем химической физики и медицинской химии РАН, Российского университета дружбы народов и Воронежского государственного университета. Результаты исследования, поддержанного грантом президентской программы Российского научного фонда (РНФ), опубликованы в журнале Brain, Behavior, and Immunity.