Дважды раз: в Молдавии на выборах президента не смогли выявить победителя
21 октября в Молдавии прошли президентские выборы и референдум о принятии курса на интеграцию страны в ЕС. Никто из кандидатов не набрал больше 50% голосов, поэтому на 3 ноября назначен второй тур. На референдуме сторонники евроинтеграции в последний момент вырвались вперед, перевес составил всего несколько тысяч голосов. Избежать разгрома помогла молдавская диаспора, проживающая в странах Запада. Внутри страны большинство голосовало против курса на сближение с Евросоюзом. Подробности — в материале «Известий».
Прошли во второй тур
«По предварительной информации, никто из 11 кандидатов на пост президента Республики Молдова не набрал более 50% голосов избирателей, которые принимали участие в выборах. Соответственно, в течение двух недель будет организован второй тур выборов», — заявила глава ЦИК Молдавии Анжелика Караман.
Большинство — 42,07% получила действующий президент Майя Санду. Кандидат от Партии социалистов Александр Стояногло, который считается пророссийским, — 26,27%. Разрыв между ними едва превышает 240 тыс. голосов.
Сам Стояногло называет себя сторонником нейтралитета Молдавии и считает РФ «партнером по развитию», с которым «надо дружить».
Санду победила в 22 административных округах, тогда как Стояногло — в 14, включая Приднестровье.
Одним из основных препятствий для победы действующего президента в Молдавии стали голоса многочисленной диаспоры, которая проживает на территории РФ. Тогда представителей этой диаспоры искусственно ограничили в избирательном праве, сократив число участков.
Изначально ЦИК настаивала на пяти избирательных участках в РФ: двух — в Москве и по одному в Санкт-Петербурге, Ярославле и Сургуте. Однако МИД Молдавии в итоге одобрил открытие только двух из них — в Москве, сославшись на «соображения безопасности».
Для 500-тысячной молдавской диаспоры в РФ подготовили всего 9 тыс. избирательных бюллетеней. Очереди из желающих проголосовать растянулись на несколько километров, однако отдать свой голос большинство так и не смогло.
За и против евроинтеграции
Одновременно с президентскими выборами в Молдавии прошел референдум по вопросу о том, станет ли вступление в Евросоюз стратегической целью государства. За закрепление евроинтеграции в конституции проголосовало 50,07% избирателей, против — 49,93%.
Под лозунгом евроинтеграции шла на выборы Санду. Руководство Евросоюза и НАТО накануне голосования призывало молдавских избирателей отдать предпочтение «европейскому будущему», а также присоединиться к политике «сдерживания» России на постсоветском пространстве.
На референдум был вынесен вопрос: «Поддерживаете ли вы изменение Конституции с целью вступления Молдавии в ЕС?» Согласно законодательству страны, если большинство граждан ответят положительно, основной закон изменится автоматически и в нем в качестве цели будет обозначено вступление в ЕС.
Выйдя с избирательного участка, Санду заявила, что проголосовала «за право граждан определять свое будущее самостоятельно, а также за мирное развитие страны в условиях свободы». Также она добавила, что видит будущее страны в «европейской семье».
Президент Молдавии обещает привести страну в Евросоюз к 2030 году. В Брюсселе поддерживают это стремление. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, приезжавшая в Кишинев в октябре, сообщила о готовности ЕС в течение последующих трех лет инвестировать в молдавскую экономику €1,8 млрд, а также помочь снизить зависимость Молдавии от российских энергоносителей.
Она призвала молдаван сделать свободный выбор, но при этом положительно ответить на вопрос о евроинтеграции на референдуме.
«Лично признателен Майе Санду, которая борется с иностранным вмешательством из РФ», — заявил новый генсек НАТО Марк Рютте.
Вначале по итогам голосования сторонники евроинтеграции значительно отставали, однако в последний момент вырвались вперед с перевесом всего в несколько тысяч голосов — помогла молдавская диаспора, проживающая в странах Запада. Внутри страны большинство голосовало против курса на сближение с ЕС.
Неугодный прокурор
Вышедшего с Санду во второй тур Александра Стояногло уволили с поста генпрокурора в октябре 2021 года, после прихода к власти в Молдавии Партии действия и солидарности, поддерживающей Санду. Его обвинили в злоупотреблении служебным положением, коррупции и других правонарушениях на основании публикации в СМИ десятилетней давности.
Это случилось после брифинга, на котором он заявил, что прокуратура намеревалась привлечь к ответственности членов правительства, которые в 2014–2015 годах допустили незаконный вывод $1 млрд из банков. В то время Санду занимала пост министра образования.
По словам бывшего президента Молдавии Игоря Додона, «Майя Санду незаконно отстранила генерального прокурора Стояногло», поскольку «ей был нужен карманный прокурор, с помощью которого она сажала бы в тюрьму своих политических оппонентов».
Европейский суд по правам человека признал отстранение Стояногло от должности незаконным. Однако президент отказалась отменять свой указ о его отставке.
Додон, не сумевший победить на предыдущих выборах 2020 года, в этот раз не участвовал в гонке за кресло президента. Однако он поддержал Александра Стояногло.
Что думают эксперты
Молдавия — парламентская республика, поэтому окончательный расклад политических сил станет известен лишь в следующем году. Майя Санду провозглашает главной задачей своего второго возможного президентского срока скорейшую программу евроинтеграции Молдавии. Однако соперники обвиняют ее в преследовании оппозиции, зачистке политического пространства, подавлении демократических свобод и манипулировании общественным сознанием с идеей о «европейской мечте».
«Президентские выборы и референдум в Молдавии дали несколько важных для всех уроков и показали типичные ошибки, совершаемые прозападными марионеточными режимами. Во-первых, на примере небольшой страны доходчиво стало ясно, что «европейская мечта» большое не является мотиватором для соседних с ЕС народов. Вроде бы страна небольшая, но это так же симптоматично, как и позиция Грузии по закону об иноагентстве», — прокомментировал выборы в стране старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Дмитрий Офицеров-Бельский в своем телеграм-канале.
По его мнению, придется менять стратегию и риторику как европейцам, так и спекулирующим на «европейском пути» политикам.
«Во-вторых, марионеточным политикам всегда приходится врать, по причине чего очень меняется информационная база принятия решений. В результате совершаются и накапливаются ошибки. Есть даже такая закономерность, что хорошо освоившиеся у власти марионетки сами очень неплохо манипулируют своими хозяевами. Эталонным примером этого является Зеленский», — считает политолог.
Он добавил, что «одной из таких манипуляций, которой воспользовалась Санду, было объединение президентских выборов и референдума о европейских устремлениях Молдавии».
«Очень многие понимали, что это серьезная ошибка. Ажиотаж вокруг «судьбоносности» происходящего повысил явку на выборы, что и привело к высокому протестному голосованию. Однако в ситуации безысходности это был шанс. Европейцам врали, что между выбором в пользу Санду и выбором в пользу ЕС имеется органическая связь и поэтому необходимо ей оказать всю возможную помощь, а затем закрыть глаза на любые нарушения», — полагает специалист.
По словам аналитика, фактом является то, что «Санду и ее команда компрометируют и без того увядающую идею европейского выбора как таковую».
«Теперь ситуация такова, что приходится врать дальше, фальсифицируя результат референдума. Очень многие люди, голосовавшие на президентских выборах, проигнорировали референдум. Так было в начале дня. Но когда обнаружилось, что ситуация критическая, количество участников референдума стало очень быстро «расти», — отметил Офицеров-Бельский.
Он считает, что «громкие и патетические заявления о евроинтеграции теперь будут только усиливать протестный потенциал».
«Это создаст богатый материал для постоянной жалящей критики и постановки под сомнение любых действий. А вот реальному продвижению в вопросе интеграции проевропейская риторика способствовать уже не будет. Да и самим европейцам теперь придется быть осторожнее в принятии таких оммажей. Как это скажется на втором туре президентских выборов и тем более на парламентских — очевидно, — уверен политолог.
Аналитик считает, что замолчать про евроинтеграцию — это тоже тупиковый путь.
«Для любых проевропейцев, в том числе тех, кто должен принять на себя эту роль после Санду, это всегда был главный костыль, на котором они пробирались к руководящим креслам. Так что ситуация незавидная. Вопрос только в том, сможет ли большинство общества и политиков, выступающих против марионеточного режима Санду, правильно использовать ситуацию или будет как всегда» — резюмировал специалист.
Политолог Федор Лукьянов в своем телеграм-канале «Россия в глобальной политике» отметил, что перемены, происходящие в Европе и мире, меняют общий контекст, лишая ЕС автоматической притягательности.
«Само по себе это заметный сдвиг, поскольку на многое влияет. Политики и партии, ориентированные на «европейский выбор», заведомо имели преимущество в нынешней кампании — власть у них, поддержка со стороны старшего партнера на Западе огромная, возможность дискредитировать Россию весьма богата. И если это всё не сработало, значит, дела объективно нехороши», — отметил эксперт.
Политолог добавил, что результат Майи Санду «в условиях грызни среди ее оппонентов и максимального содействия с Запада» не впечатляет.
«Президентство она во втором туре может сохранить, может и потерять. Это не принципиально, тем более что в следующем году предстоят парламентские выборы, они важнее с точки зрения осуществления реальной власти. Любой молдавский руководитель, как показала практика, будет — и должен — извиваться ужом, пытаясь выгадать побольше от всех», — считает специалист.
По его мнению, «волшебство «европейского выбора» снова случилось».
«Это произошло с некоторым скрипом, но так бывает. В конституцию его теперь запишут. Объявленные результаты референдума, а именно — фиксация раскола поровну, означают на практике продолжение борьбы за этикетки, которая уже давно определяет суть молдавской политики. Вместо решения проблем страны титаническая битва за «вектор» — к России или к Европе», — подытожил аналитик.