Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Путин в поздравлении Рахмону сообщил о встрече с ним в Москве в ближайшие дни
Мир
Кабулов заявил об отсутствии в Афганистане инклюзивного правительства
Мир
Рябков предрек скорый ответ РФ в случае возобновления США ядерных испытаний
Общество
Отопительный сезон в Москве начнется в понедельник
Общество
ВОЗ предупредила о распространении высокозаразного вируса Марбург. Что нужно знать
Происшествия
В Алтайском крае из-за прорыва дамбы разрушена дорога
Мир
Трамп призвал не запрещать Израилю атаковать ядерные объекты Ирана
Общество
Военкору Поддубному присвоят звание почетного гражданина Белгородской области
Армия
Военнослужащие группировки войск «Центр» эвакуировали подбитый танк ВСУ
Мир
Пленный боевик ВСУ рассказал о своем «кинутом на мясо» стрелковом отряде
Наука и техника
Корабль Crew Dragon с российским космонавтом вернется на Землю 8 октября
Общество
Кравцов назвал неоценимым вклад учителей в будущее России
Экономика
Цена нефти Brent впервые с конца августа превысила $79 за баррель
Мир
Столтенберг допустил влияние выборов в США на окончание конфликта на Украине
Армия
Силы ПВО сбили 10 БПЛА над Белгородской, Воронежской и Курской областями
Мир
Конгрессмен обвинил администрацию Байдена в бездействии на фоне урагана «Хелен»
Армия
В Минобороны показали работу инженерных войск в Курской области
Туризм
Названы популярные направления для поездок на новогодние каникулы

Дело в чате

Преподаватель Александр Карпишук — о взаимодействии преподавателей и нейросетей
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Во Всемирный день учителя хочется посмотреть, а как же взаимодействуют преподаватели и нейросети. Искусственный интеллект трансформирует образование, помогает решать рутинные задачи. И мы в Институте компьютерных наук говорим, что ИИ справляется с решением поставленных задач, а их задает человек.

Получается, определяющая роль остается за естественным интеллектом, а не искусственным. Мастерство преподавателей заключается в умении формулировать требования, ставить задачи, нести ответственность. Если вы способны писать код, имея только четкое техническое задание, уровень junior — ваш «потолок». А кто возьмет на себя полную ответственность за архитектурные решения, принятые, скажем, нейросетью? Только специалист, способный эти решения перепроверить и обосновать.

Искусственный интеллект — не замена разработчика, а новый инструментарий, потребовавший от специалиста более высокой квалификации, как в свое время электронные таблицы заставили бухгалтера освоить персональный компьютер. Конечно, полностью заменить преподавателя невозможно, но некоторые функции ИИ взять на себя всё же может.

Например, у нас в университете искусственный интеллект помогает генерировать визуальный контент. Создание презентаций и мультимедийных лекций отнимает много времени, а готовые иллюстрации не всегда подходят по стилю, цвету, целевой аудитории. Однако важно подготовить качественный визуальный ряд. Здесь на помощь приходит искусственный интеллект. Современные инструменты нейросетевой генерации способны помочь в создании цельного, законченного, качественного продукта, имеющего правильно расставленные акценты. Презентация станет уместным дополнением к устному рассказу и лучше донесет суть.

Применяется искусственный интеллект и при проверке самостоятельности выполнения письменных работ. Нейросеть анализирует ответы на контрольные вопросы, отчет по лабораторной работе, курсовой проект и выявляет аномальные по стилю, грамматике или орфографии фрагменты. Так наш, преподавательский ИИ, вычисляет студенческий. В случае проверки работ программистов искусственный интеллект проверяет код на работоспособность, уникальность, соответствие использованных подходов поставленной задаче.

Иногда контрольные работы в университете проходят в дистанционном формате. Это подразумевает активное применение средств аудиовидеофиксации и контроль за использованием технических средств. В этом случае мы успешно применяем алгоритмы компьютерного зрения и распознавания образов, нейросетевую оценку поведения, мимики, жестов. ИИ идентифицирует студента в кадре, сопоставляет изображение лица с фотографией в личном кабинете, детектирует присутствие посторонних людей и звуков. Так, искусственный интеллект помогает контролировать списывание.

Такое применение возможностей искусственного интеллекта в образовательном процессе повышает качество обучения. Преподаватели занимаются более прикладными, а не организационными задачами. Потенциал этого инструмента настолько высок, что он сам может стать базой для новых образовательных методик.

Порассуждаем о том, что еще полезного может сделать ИИ для университетов. Например, организовать иммерсивное обучение. Это передовая экспериментальная методика, направленная на отработку навыков в смоделированной реальной или виртуальной среде. Эффективность применения напрямую зависит от реалистичности моделирования и адекватности отклика на действия студента. Добиться полного погружения без применения ИИ невозможно. Ситуация схожа с пересмотром старых фантастических фильмов: мы видим ляпы, склейки, следы монтажа, примитивные эффекты. Иллюзия реальности происходящего исчезает, хотя в год выхода фильма всё казалось правдоподобным.

Также искусственный интеллект поможет создать новые языки программирования. В отличие от естественных они характеризуются более узкой задачей и четкими правилами. Компьютерную программу легко проверить на формальную корректность, нейросеть может стать экспериментальным способом при разработке курсов по существующим языкам или помощником в создании новых языков программирования.

Искусственный интеллект поможет выстроить индивидуальную траекторию обучения. Преподаватель обучает группы и потоки студентов. Разные студенты имеют разные уровни базовой подготовки, мотивации и обучаемости, и оптимальной эффективности обучения можно добиться, создав индивидуальные траектории для каждого студента, но ресурсы преподавателя не безграничны. Нейросетевые технологии могут помочь создать для студента его «цифрового двойника», который учтет стартовые навыки и потенциал. Тогда оценка успеха станет более объективной — относительно своего прогресса, а не сокурсников и общепринятой метрики.

Получается, что искусственный интеллект и преподаватель могут дружить. Второй задает первому конкретные установки, которые помогут существенно разгрузить лектора и сфокусироваться на более предметных областях.

И самый важный тезис: искусственный интеллект никогда не заменит преподавателя. Только человек может полноценно обучить другого. ИИ — очередной закономерный виток развития технологического прогресса, инструмент автоматизации бюрократических процессов в вузах, персонализации образовательных треков, создания интересного и яркого контента. Нейросети — хороший инструмент, но только в руках квалифицированного педагога.

Автор — старший преподаватель кафедры инфокоммуникационных технологий института компьютерных наук НИТУ МИСИС Александр Карпишук

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир