Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Застрявшие в лимане на Камчатке косатки смогли выйти в открытое море
Мир
Маск заявил о намеренном ввозе демократами мигрантов в США для получения голосов
Происшествия
Пустая цистерна загорелась на нефтебазе в Воронежской области после падения БПЛА
Армия
Экипаж танка Т-90М уничтожил группу противника на авдеевском направлении
Мир
Ким Чен Ын лично посетил базу подготовки спецназа на западе КНДР
Культура
В Москве открылся форум BRICS+ Fashion Summit
Общество
Суд арестовал имущество родственников фигурантов дела о поставке бронежилетов
Экономика
Регионы получат на 10% меньше денег из бюджета в 2025 году
Мир
Пентагон назвал уничтожение Западом ракет над Украиной вовлечением в конфликт
Мир
Гросси указал на ухудшение ситуации с внешним энергоснабжением ЗАЭС
Мир
ЦАХАЛ заявила о ликвидации одного из руководителей ракетной программы «Хезболлы»
Общество
Синоптики спрогнозировали дождь и похолодание в Москве 4 октября
Общество
В Иркутске задержали руководителей этнических диаспор из-за незаконной миграции
Экономика
Российские компании предпочли иностранное ПО в 60% случаев
Армия
Космическим войскам России исполнилось 67 лет
Мир
NYT рассказала о массовых увольнениях сотрудников Секретной службы США
Экономика
Финальную редакцию ГОСТа на «зеленую косметику» подготовят к концу года
Общество
Суд отправил под домашний арест фигуранта дела о незаконном обороте криптовалюты

Прочная дружба

Ливанский политолог Фади Будия — об укреплении российско-иранского сотрудничества в условиях давления Запада
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Российско-иранские отношения вышли на новый уровень. Подтверждение этому — проект договора о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Москвой и Тегераном, который сейчас проходит финальную стадию согласования. В целом республика в последние годы всегда воспринималась РФ как один из основных партнеров в регионе. «Иран — наш добрый сосед и надежный, стабильный партнер» — этими словами Владимир Путин, к примеру, ранее обозначил позицию страны по отношению к Исламской Республике.

При этом именно совпадение позиций двух сторон о необходимости создания нового многополярного мирового порядка оказалось краеугольным камнем в развитии диалога на фоне санкций, которые наложили США и Запад в целом на оба государства. Россия в общей сложности подверглась свыше 21 тыс. ограничительных мер, Иран — свыше 5,3 тыс. Инструмент рестрикций усиливается различными американскими угрозами и планами по дестабилизации обстановки внутри двух стран: при этом прежде всего Россия и Иран — их основная цель.

На политическом уровне государства демонстрируют тесное взаимодействие, особенно в вопросах региональной безопасности на Ближнем Востоке. В качестве хорошего примера можно отметить сирийский конфликт. Обе страны поддержали правительственные войска в борьбе с террористическими группировками. Важную роль сыграл и астанинский процесс — мирные переговоры по урегулированию этого конфликта, которые ведутся при участии России, Ирана и Турции. Этот формат позволил стабилизировать ситуацию в САР и продемонстрировать способность региональных стран самостоятельно решать свои проблемы без вмешательства Запада.

Иран и Россия объединили усилия и в решении многих других проблем, среди которых — ситуация в Ираке, Йемене или Афганистане.

Страны регулярно обмениваются официальными визитами на всех уровнях, есть прочный фундамент для дальнейшей кооперации по всем направлениям: в экономической, культурной и, к примеру, религиозной сферах.

После того как Россия начала специальную военную операцию на Украине, Иран оказался одной из первых стран, активно поддержавших позицию Москвы. В Тегеране осознают, что экспансия НАТО — угроза в целом не только для РФ, но и неевропейских государств. Взаимное понимание причин начала СВО укрепило военное сотрудничество и обмен информацией по вопросам безопасности между двумя странами. Журнал Foreign Policy на этом фоне, в частности, писал: «Военное сотрудничество между Москвой и Тегераном должно стать уроком для Запада в дополнение к близким позициям двух стран в ООН по различным региональным и международным вопросам, особенно в отношении израильской войны в Газе».

Активно развиваются и экономические связи, очевидным подтверждением этому стало присоединение Ирана к БРИКС. Эта структура сейчас многими воспринимается как краеугольный камень нового мирового порядка. Кроме того, важное значение имеет транспортный коридор «Север – Юг», соединяющий Россию и Иран. Проект представляет собой крупную революцию в мире открытой торговли с Китаем, Индией, Африкой и Ближним Востоком вдали от давления США и Запада. Сотрудничество расширяется и в таком формате, как Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).

Кроме того, Россия и Иран собираются подписать соглашение по газу. Москва и Тегеран пытаются укреплять сотрудничество, в том числе для того, что обходить вместе западные санкции и находить альтернативные рынки в местных валютах. Страны работают над совместными проектами, направленными на развитие инфраструктуры и диверсификации поставок энергоносителей. Россия помогает Ирану развивать его атомные мощности, включая строительство АЭС.

Важен и религиозный аспект. Численность мусульман в России составляет более 25 млн. Иран ежегодно организует множество конференций, объединяющих мусульман, и РФ в них активно участвует.

Эти факторы способствовали укреплению отношений между двумя странами, значительно помогали снизить влияние Запада и продвинуться в сторону создания нового мирового порядка. Возможно, сближение стран, известных своими отношениями с США, таких как Саудовская Аравия, ОАЭ и Египет, с БРИКС станет окончательным свидетельством стремления народов и стран выйти из однополярной системы.

Отношения между Ираном и Россией выходят на стратегический уровень. Это касается политики, экономики и других сфер. Ирано-российское партнерство основано на доверии и четком геополитическом видении необходимости обеспечить условия для консолидации нового мирового порядка и противостояния западным колониальным проектам на международной арене.

В последнее время снижается взаимное недоверие между странами, на которое раньше особо любили обращать внимание на Западе. Обе страны видят друг в друге надежных партнеров в самых различных аспектах. Отношения укрепляются на фоне изменений в глобальном политическом ландшафте. В перспективе российско-иранские связи будут развиваться по нарастающей, учитывая общие вызовы, стоящие перед обоими государствами. И я уверен, что при новом президенте Масуде Пезешкиане будет дан еще больший импульс для развития двустороннего диалога.

Автор — политолог, главный редактор ливанского информагентства «Марайя»

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Читайте также
Прямой эфир