Медийные клубы — уже вполне привычное явление в России. Медиафутбол успел пошуметь, развиться как индустрия и занять свое место под солнцем. А его представители прочно интегрировались в обычный футбол, в том числе в Кубок России. 26 сентября свой путь в турнире завершил «Амкал», уступив «Алании» 0:1, и последним из «блогеров» покинул розыгрыш. Разбираемся, что это значит и как к этому относиться.
У идеи приглашения медийных клубов в профессиональные турниры много как сторонников, так и противников. Последние в свое время уповали на низкое качество игры любителей — и ошиблись. На том уровне, куда допустили медиакоманды (первые раунды Пути регионов), они точно выступили не стыдно.
Тот же «Амкал» в свой первый заход в сезоне-2022/23 добрался до третьего раунда, пройдя по дороге «Зоркий» из Красногорска (1:1) благодаря серии пенальти и «Тверь» (1:0). Медиакоманда споткнулась только на «Звезде» (2:2). И то в серии 11-метровых, где удалось реализовать только две попытки.
Второй заход «Амкала» в сезоне-2023/24 получился не таким успешным, но тоже запомнился болельщикам — команда обыграла «Красное Знамя» из Ногинска (3:2). Парни Германа El Classico притормозили во втором раунде, проиграв «Текстильщику» в серии пенальти (0:0 в основное время).
Нынешняя попытка — самая успешная в истории этого любительского клуба. «Амкал» пробился в четвертый раунд Кубка России, по пути разгромив «Коломну» (8:1), обыграв «Велес» (2:0) и «Космос» (2:1). Да, с «Аланией» вышла осечка, но здесь стоит отметить, что до нее «Амкал» не проигрывал в кубке в основное время. Многие профессиональные клубы могут похвастаться такими результатами?
Вряд ли. А «Амкал» может, да и его вечный соперник 2DROTS тоже не раз заявлял о себе. Медийные клубы можно не любить, их можно не расценивать всерьез. Но утверждать, что им не место в кубке, потому что они «любители», по прошествии трех лет просто наивно. Поскольку медийные клубы — по-настоящему конкурентны.
Со всем уважением к кубку и ко всем, кто в нем участвует, ранние стадии турнира раньше мало кого интересовали. Это неудивительно, учитывая состав начальных стадий. Там играют пусть профессиональные, но локальные и малоизвестные клубы с небольшой, а иногда почти отсутствующей базой болельщиков. Такой была реальность до прихода медиаклубов.
С появлением таких команд, как «Амкал» и 2DROTS, ситуация изменилась кардинально. Еще пять лет назад было трудно представить, что игры подобного уровня будут транслироваться по федеральным телеканалам. Сейчас это происходит как раз из-за блогеров.
У пришедших из Медиалиги коллективов огромная фанбаза — миллионы подписчиков в соцсетях, толпы на стадионах. Антураж, создаваемый вокруг встреч медийных клубов, трудно представить на ранних стадиях кубка без них. Да и на поздних стадиях, честно говоря, не всегда дотягивает.
Матч «Амкала», 2DROTS, да любого медиаклуба (состав периодически меняется) — это праздник не только для них, но и для их соперников. Уже не раз и не два те, кому выпадало играть с ними в кубке, нехотя признавались: «Ура, нас хотя бы покажут по телевизору». Здесь нет ничего печального или унизительного — это просто факт, подтверждающий, что команды блогеров как минимум не вредят, а как максимум приносят пользу одним своим присутствием.
Участие медийных команд не просто делает турнир интереснее и привлекательнее на ранних этапах. Оно дарит настоящую внутреннюю историю, конкуренцию, гонку — речь о главном дерби медиафутбола: «Амкал» – 2DROTS.
Это настолько громкое противостояние, что о нем, кажется, слышали люди даже за пределами блогинга. Если нет, то о нем стоит узнать подробнее. «Амкал» и «самураи» (прозвище 2DROTS) считаются основателями медиафутбола — и, разумеется, всё время спорят, кто круче.
Болельщики часто проводят аналогию между «Барселоной» и «Реалом» — забавно, учитывая уровень, но не лишено смысла. «Амкал» в коммьюнити считают каталонцами за приверженность духу и традициям медиафутбола, 2DROTS сравнивают со «сливочными» за нацеленность на результат. Переходы между командами не приветствуются (мягко говоря), противостояние настоящее и по накалу не уступает испанскому «класико».
Кроме того, «Амкал» и 2DROTS — две самые популярные медиафутбольные команды. Они были первыми в очереди на уайлд-кард и ожидаемо перенесли свое противостояние на поля Кубка России. На ранних стадиях играют не просто два известных блогерских клуба, а два заклятых соперника. И, конечно, они посматривают друг на друга.
В прошлом году «самураи» достигли исторического для медиафутбола результата — выбились в 1/32 финала Кубка России. «Амкал» тот сезон провалил, но в этом году вернулся сильнее и повторил достижение конкурентов. И даже нацеливался побить его.
«Для меня важно побить рекорд 2DROTS в Кубке России. Я соглашусь с Дмитрием Викторовичем Кузнецовым, он очень правильную мысль говорит о том, что пока медийные команды друг друга подгоняют в кубке, проходя дальше, то другая получает мотивацию в следующий сезон зайти и побить этот рекорд. Это правда так. Если бы не было прошлогоднего рекорда 2DROTS, то не было бы такой мотивации», — говорил президент «Амкала» Герман El Classico.
Побить достижение «самураев» не получилось. Но есть уверенность, что в следующем году «Амкал» попробует еще раз. А 2DROTS попробует превзойти собственное, уже неуникальное достижение. И по дороге эти двое (а может быть, даже и трое) сделают красиво, как уже делали несколько сезонов до этого.
Автор — обозреватель «Спорт-Экспресса»
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора