Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Антииранская резолюция МАГАТЭ была поддержана США, Британией, ФРГ и Францией
Мир
CNN узнал о получении китайскими хакерами доступа к перепискам политиков США
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до 0 градусов в Москве 24 ноября
Мир
В Германии 16 человек пострадали при пожаре в центре временного размещения
Мир
Захарова высмеяла заявление Подоляка о якобы несуществующей ракете «Орешник»
Происшествия
В Ростове школьник оказался в реанимации после удара током на крыше поезда
Мир
Трамп выдвинул кандидатуру Брук Роллинс на пост министра сельского хозяйства
Спорт
Российская команда выиграла международный турнир «Битва роботов»
Происшествия
Губернатор Курской области сообщил об уничтожении двух ракет и 27 БПЛА ВСУ
Армия
Женщины-медики группировки войск «Запад» рассказали о работе в зоне СВО
Армия
Медведев назвал танк Т-90М самым лучшим в мире
Спорт
«Тоттенхэм» разгромил «Манчестер Сити» в матче чемпионата Англии
Мир
Медведев заявил о самостоятельном производстве Россией большинства вооружений
Мир
Застрявшему между скалами в Австралии туристу ампутировали ногу
Культура
Группа «Пикник» выступила с концертом «Один на один» в Москве
Мир
Глава минобороны ФРГ указал на увеличение масштаба украинского конфликта
Общество
Путин подписал закон об увеличении периода выплаты накопительной пенсии
Армия
Минобороны РФ сообщило о подвигах российских военных в зоне спецоперации
Главный слайд
Начало статьи
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Стихи Владимира Высоцкого, шутливые куплеты доктора Айболита и шансон Аркадия Северного превратились в рэп. Известный исполнитель Рич (Ричард Семашков) выпустил альбом-саундтрек к сериалу «Ополченский романс» по одноименной книге Захара Прилепина. Помимо оригинального поэтического материала артист использовал и чужие тексты, созданные еще в прошлом веке. Но подарил им актуальное звучание и — новые смыслы. «Известия» прослушали пластинку вскоре после ее появления на стримингах.

Вчерашние стихи про сегодня

Сборник рассказов «Ополченский романс» Захар Прилепин опубликовал в 2020-м, за полтора года до СВО. И хотя действие там разворачивается в период самого начала событий в Донбассе, сейчас эта проза воспринимается уже в контексте текущей ситуации и во многом выглядит пророческой. Неудивительно, что по книге решили снять сериал. Ну а музыку к нему пригласили писать Рича, давнего друга и единомышленника Прилепина.

Каким получилось кино, мы пока не знаем — премьера впереди. А вот саундтрек оценить уже можно. Впрочем, слово «саундтрек» может ввести в заблуждение, поскольку перед нами отнюдь не фоновая киномузыка, а самоценное творческое высказывание: восемь песен, содержание которых отнюдь не исчерпывается военной проблематикой.

Кадр со съёмок фильма «Ополченский романс»

Кадр со съемок фильма «Ополченский романс»

Фото: Гринвич продакшн

Четыре из них — на чужие тексты, написанные много лет назад и, казалось бы, не имеющие никаких связей с нынешними событиями. Но когда слушаешь строки «Это даже хорошо, что пока нам плохо», которые в старом советском «Айболите-66» неподражаемо поет Олег Ефремов, а теперь — совершенно иначе, на другую музыку, но по-своему харизматично — Рич, нельзя не поймать себя на мысли: так это же про сегодня!

Или взять непривычно мелодичную для рэпа «Сотен шесть километров». Здесь Рич позаимствовал текст у шансонье 70-х годов Аркадия Северного, однако заменил весьма банальную исходную музыку выразительной рок-темой, преображающей припев «Как бы далеко я не был, буду любить тебя». И получилось не столько объяснение поссорившихся влюбленных, сколько клятва в любви мужчины, ушедшего на фронт.

Человек, коих миллионы

Впрочем, Рич не навязывает слушателю никаких трактовок. Можно понимать как хочешь аллюзию на Егора Летова «Укуси меня за голову / Укуси меня за грудь» и слова Высоцкого «Дайте собакам мяса / Может, они подерутся». Но что интересно, кульминацией альбома, наиболее сильным номером становится вовсе не интерпретация кумиров прошлого, а полностью авторская работа Рича «Сколько».

Усталым баритоном рэпер мрачно полупоет-получитает (и мотив впечатывается в память намертво): «Сколько уже месяцев стоим / Сколько уже мне? Сколько там моим? / Сколько уже месяцев бои? Сколько? Я сбился, помоги». Снова и снова, как мантру, он повторяет слово «сколько» — и создает совсем не тот образ войны, к которому мы привыкли по книгам и фильмам. Не динамичный, открыто драматичный, взвинченно-эмоциональный, а лишенный всего этого. Герой Рича — измотанный, опустошенный, потерявший счет времени и уже почти ничего не чувствующий боец. Вот она, настоящая, нелитературная трагедия.

Студия звукозаписи
Фото: Global Look Press/Ilya Galakhov

Ну а завершает пластинку титульная песня, которая, несмотря на вроде бы очевидное название, выводит всё на уровень философского обобщения.

Это история про человека, коих миллионы, который обсуждает свою жизнь с супругой и не находит понимания, потому что его невозможно в таких сложных обстоятельствах найти. Тогда он задается извечным философским вопросом: «Что делать? Как быть? Кто виноват?» Но сама постановка вопроса и является ответом на него, — поделился Рич с «Известиями».

«Мы все увидимся когда-то» — раз за разом звучит финальное заклинание на фоне суровых гранжевых гитар, и у нас остается безмолвный вопрос: на этом ли свете увидимся или уже на том?

Рок и рэп

На самом деле музыкальная сторона альбома интересна ничуть не меньше, чем поэтическая. Рич убедительно опровергает мнение, что русский рэп — это читка на фоне примитивного бита. Мало того что автор соединяет самые разные стили (хип-хоп здесь встречается с роком, а электроника сочетается с партиями живых инструментов), так он еще и вплетает в звучание подчас совершенно неожиданные детали.

Скажем, в «Сотен шесть километров» уже ближе к концу вдруг возникает буквально несколько меланхоличных фортепианных звуков, но это меняет настроение всей композиции, построенной на напористых, хоть и лиричных, гитарных мотивах под динамичные ударные. А в «Это даже хорошо» к поющему в совершенно нетипичной для себя манере Ричу присоединяется — опять-таки ближе к концу номера — Женя Ефимова. И на фоне предшествовавшего сурового мужского рэпа ее ироничный голос производит особый эффект.

Сведение звука в программе
Фото: Getty Images/Classic Rock Magazine

— Ощущение, что ты пришел на палубу корабля и послушал какого-то морячка, — описывает настроение трека певица.

Что ж, это тоже характеризует альбом в целом: он не однообразный, не прямолинейный, подчас парадоксальный. Рич умудряется говорить о трагическом в мажоре («Сколько»), о серьезном — вроде бы легкомысленно и шутливо («Это даже хорошо»), о главном — доверительно и без пафоса («Ополченский романс»). И ему веришь.

Читайте также
Прямой эфир