Непрекращающимся потоком Кишинев посещают главы европейских государств и топовые европейские политики. Казалось бы, что это вполне закономерно в условиях предвыборной кампании, где проамерикански, проевропейски и прорумынски настроенная президент Майя Санду должна переизбраться на новый срок. Но только ли в поддержке Санду дело?
Паломничество высокопоставленных европейцев началось в конце августа — накануне и в даты празднования Дня независимости Республики Молдова. Кишинев посетили лидеры ряда стран Европейского союза с заявленной целью поддержать европейские инициативы команды действующего президента Санду. Как известно, идею и реализуемый политический курс на евроинтеграцию она сделала основой всей предвыборной кампании. Нужно отметить, что Санду, благодаря агрессивной популяризации тех шагов, которые ей и ее команде под чутким руководством западных кураторов удалось сделать в направлении ЕС, воспринимается как наиболее успешный молдавский «евроинтегратор».
Учитывая, что для страны этот курс оказался губительным, о чем свидетельствуют показали экономического развития и количество молдавских трудовых мигрантов в той же Европе и России, выбранная стратегия требовала насытить картинку «прекрасного европейского будущего» подкрепляющими сюжетами. Именно ими и стали визиты высокопоставленных гостей, проследовавшие один за другим в Кишинев. При этом большинство из них (кроме, конечно, лидеров прибалтийских республик) явно не были намерены тратить свое драгоценное время на выполнение поручений Брюсселя по поддержке столь удобного Западу режима Санду, как и решать насущные проблемы двусторонних и многосторонних отношений, включая те, которые касаются конфликта на Украине.
За неделю до празднования Дня независимости посетил Молдавию канцлер Германии Олаф Шольц. Обществу визит преподносился как мероприятие в поддержку европейских инициатив Санду (что критически важно для электоральной кампании последней). Однако, если верить официальным сообщениям, ключевой темой встреч лидеров стран стали вопросы, связанные с миграционной политикой.
Так, Шольцу важно было обсудить тему ограничения потока граждан РМ, прибывающих в Германию якобы для получения убежища. Этот сюжет широко обсуждался в социальных сетях два-три года назад. Проблема организованного «сезонного туризма» молдаван в Германию давно заботит Берлин, как и в целом проблема миграции, в том числе нелегальной, из стран Африки и Азии. Преимущественно в осенне-зимний период малообеспеченные граждане Молдавии массово перебираются в Германию, чтобы перезимовать в лагерях для беженцев на полном обеспечении немецких властей.
Затем, спустя период от нескольких месяцев до полугода, получив вполне ожидаемый отказ в убежище, депортируются в Молдавию, а еще через полгода ситуация повторяется. Санду, в свою очередь, предложила к обсуждению вопрос о расширении возможностей трудоустройства в Германии для квалифицированных специалистов из страны. Кроме того, обсуждалось и создание на территории Молдавии специализированных лагерей для перевалки депортируемых из ЕС лиц — нелегальных мигрантов из третьих стран, включая тех, кому отказали в убежище, а также размещения тех, чьи запросы на предоставление убежища рассматриваются в странах ЕС (аналогичный проект союз планирует реализовать, например, в Грузии). Местные специалисты небезосновательно полагают, что, если Кишинев согласится на реализацию этого проекта в обмен на очередную порцию «интеграционных обещаний» со стороны ЕС, это весьма негативно скажется на ситуации с безопасностью в республике.
Было бы наивно полагать, что Шольц и Санду обсуждали лишь вопросы миграции. Эксперты, отслеживающие ситуацию в Молдавии и на ее границах, уверены, что лидеры двух стран говорили и о конфликте на Украине. Есть предположения, что обсуждались дальнейшие поставки военной техники и оборудования. То есть те темы, которые преследуют цель милитаризации Молдавии, несмотря на пока еще закрепленный в конституции нейтральный статус последней, а также на дополнительные риски для безопасности страны как следствие этой милитаризации. Косвенными свидетельствами стало то, что после завершения визита Шольца дочернее предприятие General Dynamics в Германии заключило многомиллионную сделку на капитальный ремонт бронетехники для Молдавии и обучение персонала. Министр обороны ФРГ Борис Писториус заверил руководство республики в поддержке в случае возможных угроз со стороны России.
Ранее проходила информация о том, что минобороны Германии финансирует поставку 33 бронетранспортеров «Пиранья», 19 из них уже были переданы в прошлом году. А еще ранее немецкое руководство обозначило намерение оснастить Молдавию оборудованием для противовоздушной обороны, борьбы с дронами, принадлежностями для военных санитаров. Во время визита стороны могли обговаривать и сюжеты, связанные с необходимостью более глубокого и системного взаимодействия с Киевом в контексте конфликта с Россией.
С заявленной целью поддержать евроинтеграцию Молдавии и поделиться своими «историями успеха» в Кишинев также прибыли и главы трех прибалтийских республик — членов ЕС и НАТО. Однако встречи с Санду были отменены из-за болезни последней, их провел премьер-министр страны Дорин Речан. Опять же есть все основания полагать, что поездки лидеров прибалтийских республик, помимо имиджевой поддержки европейского проекта режима Санду, должны были прояснить разные аспекты военного сотрудничества стран Балтии с НАТО и с отдельными европейскими странами, прежде всего — с Германией. В связи с этим можно отметить начало строительства в Литве немецкой военной базы и размещения там 4,5 тыс. военных из ФРГ. Ранее в информационном поле циркулировала информация о присутствии в стране в большом количестве немецких военных специалистов, полицейских и советников.
Затем, в первых числах сентября, последовали визиты в Кишинев гражданки Румынии, главы Европейской прокуратуры Лауры Ковеши, в том числе с целью обозначить давно всем известную проблему молдавских ОПГ и воровства средств из фондов, предназначенных на поддержку европейской стратегии республики. То есть для электората этот визит должен означать, что в случае переизбрания Санду на новый президентский срок европейское будущее Молдавии будет прекрасным еще и потому, что коррупция уйдет в прошлое. Однако для нынешней правящей элиты это четкий сигнал: подходить к реализации европейского курса нужно ответственнее, воровать меньше, в противном случае их сменит новая команда «евроинтеграторов», и не факт, что удастся избежать наказания.
Наконец, в Молдавию с визитом прибыл президент Польши Дональд Туск, и нет никаких сомнений относительно содержания повестки, учитывая общий настрой польского политикума в отношении СВО.
При этом ожидается, что визиты европейских политиков продлятся до 16 сентября.
Итак, актуализацию европейской повестки в Молдавии следует рассматривать в контексте предстоящих президентских выборов, а также навязываемого Брюсселем и Вашингтоном курса на встраивание республики в ряды антироссийских режимов Восточной Европы и подготовки к участию в вооруженном российско-украинском конфликте. Используя стремление Кишинева любой ценой оказаться в «цветущем саду», Запад не ослабляет давление на него в области внешней политики даже в предвыборный период. Он преследует цель расширения НАТО на восток, окончательного отрыва Молдавии от Москвы, а также использование потенциала РМ (территории, инфраструктуры, людских ресурсов) против России в условиях конфликта на Украине.
Речь прежде всего идет о том, что Вашингтон и Брюссель своими действиями размывают нейтральный статус Молдавии. И Кишинев им отчаянно подыгрывает. Республика Молдова постепенно превращается в плацдарм НАТО для возможных боевых действий против России, что прямо противоречит нейтральному статусу РМ. Сегодня большинство специалистов склоняется к мнению, что положение о нейтральном статусе Молдавии исчезнет из конституции по результатам еврореферендума и в случае победы Санду на выборах в октябре. Это станет спусковым крючком для втягивания страны в конфликт на стороне ВСУ и коллективного Запада против России. Этот курс будет окончательно оформлен в случае победы Санду на выборах этой осенью и ее партии на выборах в следующем году.
Очевидно, в настоящий момент мы наблюдаем начало нового кризиса в Северном Причерноморье и расширение зоны конфликтности в Восточной Европе. Слишком много разных признаков, свидетельствующих об этом. Так, наряду с поставками техники и оборудования эксперты отмечают проблему базирования новых украинских самолетов F-16 на территории Молдавии, которое всячески отрицается местными властями, а также использование молдавского воздушного пространства этими самолетами (этот факт был зафиксирован в августе в Одесской области), планы строительства хаба для оружия, предназначенного для ВСУ. В местных пабликах уже второй год изобилуют видео, на которых зафиксировано движение военной техники по молдавским дорогам. Особого внимания заслуживают участившиеся призывы со стороны местных политиков «навести порядок» в Приднестровье и решить, наконец, вопрос российского военного присутствия на левом берегу Днестра с помощью ВСУ.
Автор — доктор политических наук, профессор РАНХиГС при президенте РФ, главный научный сотрудник РГГУ
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора