Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
В Хакасии ограничили движение на двух автодорогах из-за тумана
Общество
Россиянам напомнили о резко возросшей выплате по больничному в 2025 году
Мир
NYT допустила краткосрочность приостановки США помощи Украине 
Мир
Ученые узнали об использовании людьми орудий из костей еще 1,5 млн лет назад
Армия
На окраинах Часова Яра артиллерийские расчеты поразили опорный пункт ВСУ
Общество
Синоптики спрогнозировали небольшой дождь в Москве 6 марта
Происшествия
Три человека пострадали в результате атаки ВСУ на Киевский район Донецка
Авто
Продажи новых легковых автомобилей в феврале снизились на 25%
Мир
Вэнс заявил об отсутствии у США планов ввода войск в Мексику
Мир
Нидерланды выделят на помощь Украине €3,5 млрд в 2026 году
Мир
Протестующие устроили стычки с полицией у парламента Греции
Мир
Правительство Ирландии приняло позволяющий отправить войска на Украину закон
Мир
Канада подала иск в ВТО из-за таможенных пошлин США
Мир
В Уругвае сообщили о планах присоединиться к банку БРИКС
Спорт
Овечкин сократил отставание от Гретцки до девяти шайб
Культура
Минимум десять западных звезд приедут в Россию в 2025 году
Мир
В Ватикане назвали стабильным состояние папы римского
Главный слайд
Начало статьи
Наша обязанность перед Верди
Репертуарные проблемы Большого
Выделить главное
Вкл
Выкл

Генеральный директор ГАБТ и Мариинки Валерий Гергиев рассказал о грандиозных планах Большого театра на предъюбилейный, 249-й, сезон. ГАБТ откроет его 7 сентября. На Исторической сцене состоится премьера балета Петра Чайковского «Спящая красавица» Мариуса Петипа в хореографической редакции Юрия Григоровича. В репертуаре ожидается много европейской музыки, но будут и Глинка, Мусоргский, Чайковский. «Известия» побывали в Большом театре и оценили размах задуманного.

Наша обязанность перед Верди

В преддверии 250-летия ГАБТ, гендиректор театра Валерий Гергиев обозначил планы театра на сезон. Работа найдется всем, даже тем, кто давно не был занят в постановках. Основная задача — концентрация на именах величайших русских творцов. Будут ставить и мировую классику. На сцену вернутся «Чародейка», «Евгений Онегин», «Пиковая дама» Чайковского, четыре балета Стравинского, 10 опер Вагнера, спектакли Щедрина, Шостаковича, оперы Пуччини. И это не всё. Ведутся переговоры с тремя российскими хореографами.

Большой театр должен быть лидером по возвращению шедевров на сцену, — уверен Валерий Гергиев.

В этом процессе будет задействована не только труппа Большого театра, но и Мариинского. Продолжатся совместные выступления.

Опера Джузеппе Верди
Фото: РИА Новости/Максим Блинов

Иногда на сцене будут два хора и два оркестра. Афиша пополнится не только русской классикой, но и великими образцами мировой музыки. Изучив репертуар за последние несколько десятков лет, Валерий Гергиев заметил, что на столичной сцене давно не идут оперы Джузеппе Верди.

Как опытный худрук понимаю: Верди не может быть изгоем на какой-либо сцене, — сказал Валерий Гергиев. — Мы в этом сезоне сможем показать 13–14 опер Верди благодаря объединенным ресурсам. Не забывайте, что спектакли Большого театра проходят с громадным успехом минимум полгода на сценах Мариинки. Какая радость и триумф были во время гастролей с «Борисом Годуновым»! Балеты «Иван Грозный» и «Драгоценности» тоже стали событием.

Более 40 лет назад на сцене Большого шла опера «Отелло» Верди, в которой главную партию пел Владимир Атлантов, великий тенор. За пультом стоял легендарный дирижер Евгений Светланов. Гергиев помнит этот спектакль и уверен, что «Отелло», а вместе с ним «Фальстаф», «Риголетто», «Аттила», «Набукко» на сцене — давно назревшая необходимость.

выступление Валерия Гергиева
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Сергей Лантюхов

Если хотите, это наша обязанность перед Верди, — сказал Валерий Гергиев. — Я достаточно часто выступаю, выступал и буду, думаю, выступать в Италии. Довольно хорошо представляю, что такое театр Ла Скала. Много друзей у меня в Италии среди артистов, и не только. Думаю, это лучшее, что мы можем сделать с коллегами из Европы, — обращаться как к операм Чайковского, Прокофьева, так и к операм Верди и Вагнера. Это точно лучшая дипломатия. Это вызывает благодарные отклики или просто молчаливую благодарность. Этим мы обогащаем афишу Большого и Мариинского театров.

Валерий Абисалович не исключает приглашения на главную партию в «Отелло» артиста из Европы. Чтобы допеть ее до конца, нужен сильный голос: она очень сложная. В скором времени в Москве выступит итальянский бас Ферруччо Фурланетто. В планах на этот сезон — поставить 10 опер Вагнера, включая «Кольцо Нибелунга».

Репертуарные проблемы Большого

Генеральный директор заметил, что не стоит дублировать постановки в Большом, когда аналогичные уже есть в афише Мариинского. «Ну разве стоит делать новую «Сицилийскую вечерню», если пять-шесть лет назад этот громадный спектакль появился в Мариинке? Ответ, как мне кажется, прост: сэкономить под миллион долларов и показать в его трижды в Москве. Стоит потратить деньги, чтобы привезти несколько траков с декорациями, но это всё равно в разы дешевле, чем создавать спектакль заново», — говорит Гергиев.

Причиной для создания постановки с тем же названием может быть явная слабость идущего спектакля или привлечение нового режиссера. Как результат партнерства Мариинки и Большого появится «Аида» Верди. Ставить ее будут на сцене в Санкт-Петербурге. Но привлечены будут и силы труппы из Москвы.

Творческие ресурсы двух театров рассчитаны на то, чтобы каждый давал три оперы в день. И никого для этого не надо приглашать со стороны.

Валерий Гергиев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

В Большом и Мариинке работают сотни певцов. В оркестре ГАБТ — 285 музыкантов! Фактически, в театре три оркестра. И уже третий год у коллектива нет главного дирижера. Появится ли он в новом сезоне? Вряд ли. По мнению Валерия Гергиева, в отсутствии главного дирижера нет огромной проблемы. Беда в том, что в Большом театре недостаточно репертуара. И над этой проблемой Гергиев работает.

Еще одна задача — подготовить достойное празднование 100-летия со дня рождения народной артистки СССР Майи Михайловны Плисецкой. Это будут не только спектакли на музыку супруга примы-балерины Большого театра Родиона Щедрина, которые он писал для нее, но и другие достойные мероприятия.

— Однажды в Metropolitan Opera в зрительный зал вошли Майя Плисецкая и Родион Щедрин, по залу пошел шепоток, а потом вдруг зал взорвался овацией, — вспоминает Гергиев.

— Кто-то не понял, что произошло. Думали: может, президент Америки зашел. Но Плисецкую приветствовали так, как редко приветствуют президентов Америки.

В проекте — постановка спектакля «Мертвые души» на музыку Щедрина. Некогда он уже шел в Большом.

Сцена из оперы «Мертвые души» на музыку Родиона Щедрина в Большом театре

Сцена из оперы «Мертвые души» на музыку Родиона Щедрина в Большом театре

Фото: TASS/ITAR/Фадеичев Сергей

— Я студентом смотрел его, незабываемый спектакль Бориса Покровского, — вспоминает Гергиев. — Артисты, хор блестяще пели. Оркестром дирижировал Юрий Темирканов, многолетний руководитель Кировского, а теперь Мариинского театра.

Но от тех «Мертвых душ» не осталось практически ничего. Как заметил Гергиев, сотрудники днем с огнем ищут хоть какие-то напоминания об историческом спектакле. Сейчас будет восстановление исторической справедливости. Такие творения должны быть в афише главного театра страны. Вспоминая золотые страницы Большого, генеральный директор поделился планами на постановку вечеров — посвящений легендам.

Валерий Гергиев
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Эдуард Корниенко

Среди имен, названных Гергиевым, народные артисты СССР Ирина Архипова, Евгений Светланов, Владимир Атлантов. И еще человек 20 наших современников.

Появится на сцене Большого опера Пуччини «Манон Леско». Несколько лет назад ее ставили на Анну Нетребко. Сейчас название вернется в афишу. Появятся опера «Катерина Измайлова» Дмитрия Шостаковича и его же балет «Светлый ручей». Еще в планах балетной труппы — русские балеты Стравинского: «Весна священная», «Жар-птица», «Свадебка», «Петрушка». Возвращение в афишу балета Прокофьева «Золушка» — один из приоритетов. Руководство пока решает: либо восстановят спектакль в постановке Юрия Посохова, либо сделают новый. Сейчас идут поиски хореографов. Планируют работать с Александром Сергеевым, Вячеславом Самодуровым. Максим Петров возьмется за «Конька-горбунка» Родиона Щедрина.

Общее число названий, о которых сказал Валерий Гергиев, приближается к полусотне. За появлением их в репертуаре стоит следить в афише Большого.

Читайте также
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением