Транспортный коридор Россия – Монголия – Китай — важная составляющая инициативы КНР «Один пояс — один путь», российской инициативы Восточного полигона по освоению территорий Сибири и Дальнего Востока, а также монгольской стратегической программы развития «Степной путь». Все страны объединяют общая граница, длительное историческое соседство и во многом схожие экономические интересы. Договоренность о реализации этого проекта достигнута на встрече в верхах Шанхайской организации сотрудничества в июне 2016 года в Ташкенте. Значение коридора резко возросло после начала СВО и введения западными странами во главе с США обширных санкций против России, что вызвало так называемый разворот на восток — переориентирование логистических цепочек на соответствующий макрорегион.
Особую важность всё это приобретает в свете укрепления и расширения российско-монгольского сотрудничества, что выразилось в недавнем визите президента РФ Владимира Путина в Улан-Батор, приуроченном к годовщине победы советско-монгольских войск на реке Халхин-гол в 1939-м, к 100-летию основания Монгольской Народной Республики и к 75-летию создания совместного предприятия «Улан-Баторская железная дорога». Во время визита были достигнуты договоренности относительно экспорта нефтепродуктов, 90% которых поставляется сюда из нашей страны, строительства ГЭС на реке Эгийн-гол и реконструкции ТЭЦ в Улан-Баторе. К настоящему времени также завершена разработка проектной документации газопровода «Сила Сибири – 2», который пройдет через территорию страны в Китай и позволит ей не только зарабатывать на транзите, но и начать газификацию собственных территорий.
Важнейшими задачами в реализации экономического коридора Россия – Монголия – Китай считаются модернизация Трансмонгольской железной дороги, строительство железной дороги по маршруту Курагино – Кызыл и далее в Западную Монголию с выходом в Синьцзян-Уйгурский Автономный Район (СУАР) КНР, строительство железной дороги Эрдэнэт – Овоот – Арцсуурь в западной части Монголии с выходом на российскую границу, строительство железной дороги Чойбалсан – Хуут – Бичигт – Зуун-Хатавч – Чифэн – Чаоян – Цзиньчжоу/ Паньцзинь, развитие автомобильных перевозок по маршруту АН-3 азиатских автодорог Улан-Удэ – Кяхта – Улан-Батор – Эрэн-Хото – Тяньцзинь.
Но темпы реализации проекта пока недостаточны. Целесообразность строительства железных дорог через Западную Монголию и российскую Туву — на уровне обсуждений. Кроме того, остаются вопросы к инфраструктурной модернизации и развитию транспортной сети Монголии и России.
Программа создания коридора — важнейшая составляющая экономического взаимодействия трех стран. Изначально был утвержден перечень из 32 совместных проектов, в том числе 13 инициатив, имеющих отношение к инфраструктуре. В 2018-м приоритетными были выбраны модернизация Трансмонгольской железной дороги, строительство новых железных дорог в Монголии, а также развитие автоперевозок главным образом по маршруту АН-3. В сентябре 2022 года стороны продлили программу на пять лет.
Горнодобывающая промышленность и транспортный транзит — основные составляющие экономики Монголии. Отсутствие выхода к морю и наличие у страны только двух соседей — России и Китая, не оставляет иного выхода, кроме как развивать транспортно-логистическую инфраструктуру в обоих направлениях. Предполагается, что только через контрольно-пропускной пункт Бичигт на монгольско-китайской границе будет проходить до 25 млн т грузов ежегодно. Строя железные дороги, Монголия не только приобретает ценные производственные кадры и опыт самого строительства, но и создает новые рабочие места, разгружает уже существующие линии и увеличивает доход за счет транзита грузов из России и Китая в обоих направлениях. Важно отметить, что строительство железных дорог ведется в сложных природных условиях усилиями именно монгольских специалистов.
Транспортный коридор Россия – Монголия – Китай способен стать важным фактором социально-экономического развития Сибири и Дальнего Востока, всей территории Монголии, Внутренней Монголии и северо-восточных провинций КНР, способствовать росту взаимного товарооборота.
РФ он позволит разгрузить Транссибирскую магистраль и дальневосточные порты, а также задействовать цепочку производств в деле переработки вывозимого из Монголии рудного концентрата, для чего в Красноярском крае, Иркутской области, Бурятии и Забайкалье можно построить соответствующие предприятия. Это дало бы дополнительные рабочие места и способствовало развитию инфраструктуры. Большим плюсом коридора считается и его прохождение по исторически бесконфликтным территориям, что дает преимущество всем странам — участницам транзита грузоперевозок.
Автор — руководитель Центра изучения стран Дальнего Востока в Санкт-Петербурге
Позиция редакции может не совпадать с мнением автора